Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Ляпина Н.А, судей Фахрутдинова И.И, Сказочкина В.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 23 сентября2021 года кассационную жалобу Министерства строительства Самарской области на решение Ленинского районного суда города Самары от 10 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 3 августа 2021 года по административному делу N 2а-995/2021 по административному исковому заявлению Абрамовой Н.С. к Министерству строительства Самарской области о признании решения незаконным.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных постановлений и доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя Министерства строительства Самарской области Лобановой М.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения Абрамовой Н.С, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
2 сентября 2020 года Абрамова Н.С. обратилась в Министерство строительства Самарской области с заявлением о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства.
Письмом от 19 октября 2020 года N 3/6849 Министерство строительства Самарской области сообщило Абрамовой Н.С. об отказе во включении заявителя в реестр на основании подпунктов "а", "г" пункта 2.5 Порядка ведения реестра пострадавших участников долевого строительства, утверждённого постановлением Правительства Самарской области от 13 декабря 2019 года N 927 (далее - Порядок), то есть в связи с несоответствием пострадавшего участника долевого строительства критериям, указанным в статье 5 Закона Самарской области от 8 июля 2019 N 84-ГД "О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства, на территории Самарской области" (далее - Закон Самарской области от 8 июля 2019 N 84-ГД), и в связи с непредставлением документов, указанных в пункте 2.2 Порядка, а именно зарегистрированного в установленном порядке действующего договора долевого участия.
Не согласившись с отказом во включении в названный реестр, Абрамова Н.С. обратилась в суд с настоящим административным иском.
Решением Ленинского районного суда города Самары от 10 марта 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 3 августа 2021 года, требования Абрамовой Н.С. удовлетворены, признано незаконным решение Министерства строительства Самарской области об отказе во включении Абрамовой Н.С. в реестр пострадавших участников долевого строительства, изложенное в письме от 19 октября 2020 года N 3/6849. На Министерство строительства Самарской области возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав Абрамовой Н.С, приняв решение по её заявлению о включении в реестр пострадавших граждан, ведение которого осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 12 декабря 2019 года N 927.
В кассационной жалобе представитель Министерства строительства Самарской области ставит вопрос об отмене судебных постановлений с вынесением нового судебного акта об отказе в удовлетворении административных исковых требований. Податель жалобы выражает несогласие с выводом судебных инстанций о том, что отсутствие государственной регистрации договора, подлежащего государственной регистрации, неравнозначно отсутствию самого договора. Считает, что наличие договора влечёт правовые последствия только в отношениях между сторонами такого договора, то есть между административным истцом и застройщиком.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела не допущены.
Согласно частям 1 - 2 статьи 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости") государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - уполномоченный орган), а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.
Государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (далее - контролирующий орган).
В силу части 2.1 статьи 23 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости", действовавшей в период возникновения спорных правоотношений, государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется контролирующим органом в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учётом требований к организации и проведению государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, установленных Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 2 Закона Самарской области от 16 марта 2007 года N 13-ГД "О мерах по защите прав участников долевого строительства многоквартирных домов (обманутых дольщиков) на территории Самарской области" уполномоченным органом государственной власти Самарской области в сфере защиты прав обманутых дольщиков на территории Самарской области является министерство строительства Самарской области.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 3 Закона Самарской области от 8 июля 2019 года N 84-ГД орган исполнительной власти Самарской области, осуществляющий полномочия в сфере оказания мер государственной поддержки участников долевого строительства, принимает заявления пострадавших участников долевого строительства о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства и выносит решения о включении их в указанный реестр.
Пунктом 1 статьи 5 Закона Самарской области от 8 июля 2019 N 84-ГД предусмотрено, что пострадавшим от действий недобросовестного застройщика признается гражданин Российской Федерации, соответствующий одновременно следующим условиям:
1) наличие заключенного с недобросовестным застройщиком договора участия в долевом строительстве на приобретение жилого помещения;
2) исполнение им обязательств в соответствии с условиями договора участия в долевом строительстве;
3) заключение договора долевого участия в строительстве и (или) договора уступки прав требования по такому договору до признания объекта проблемным и (или) введения в отношении застройщика одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве застройщика;
4) признание гражданина потерпевшим согласно постановлению следователя, дознавателя, судьи или определению суда в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (при наличии уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) жилых домов блокированной застройки, состоящих из трех и более блоков);
5) отсутствие на момент заключения договора долевого участия в строительстве близкого родства с учредителем недобросовестного застройщика, и (или) лицом, осуществляющим полномочия его единоличного исполнительного органа, и (или) членами коллегиального органа управления недобросовестного застройщика, и (или) членами его коллегиального исполнительного органа;
6) отсутствие оплаты по договору долевого участия в строительстве в виде зачета взаимных требований по договорам поставки и (или) подряда и (или) иным договорам.
Постановлением Правительства Самарской области от 13 декабря 2019 года N 927 утверждён Порядок ведения реестра пострадавших участников долевого строительства (далее - Порядок).
Согласно пункту 1.3 Порядка формирование реестра пострадавших участников долевого строительства осуществляется министерством строительства Самарской области согласно настоящему Порядку в целях оказания мер государственной поддержки в соответствии с Законом о поддержке обманутых дольщиков.
Пунктом 2.2 Порядка предусмотрено, что к заявлению пострадавшего участника долевого строительства, указанному в пункте 2.1 настоящего Порядка, прилагаются следующие документы:
а) паспорт гражданина Российской Федерации, подтверждающий личность пострадавшего участника долевого строительства;
б) действующий договор участия в долевом строительстве, заключенный с недобросовестным застройщиком;
в) платежные документы, подтверждающие исполнение пострадавшим участником долевого строительства обязательств в соответствии с договором участия в долевом строительстве, заключенным с недобросовестным застройщиком (первичные бухгалтерские документы);
г) постановление следователя, дознавателя, судьи или определение суда в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о признании пострадавшего участника долевого строительства потерпевшим (в случае наличия уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) жилых домов блокированной застройки, состоящих из трех и более блоков);
д) определение арбитражного суда о включении пострадавшего участника долевого строительства в реестр требований участников строительства (при наличии);
е) документ, подтверждающий личность и полномочия представителя пострадавшего участника долевого строительства на подачу заявления (в случае подачи заявления представителем пострадавшего участника долевого строительства);
ж) свидетельство о праве на наследство (в случае если заявление и приложенные к нему документы подаются гражданином, являющимся наследником пострадавшего участника долевого строительства).
Пунктом 2.5 Порядка предусмотрены основания для принятия решения об отказе во включении пострадавшего участника долевого строительства в Реестр. Таковыми являются:
а) несоответствие пострадавшего участника долевого строительства критериям, указанным в статье 5 Закона о поддержке обманутых дольщиков;
б) недостоверность представленных пострадавшим участником долевого строительства сведений и документов;
в) несоответствие поданного заявления утверждённой настоящим Порядком форме;
г) непредставление документов, указанных в пункте 2.2 настоящего Порядка;
д) получение пострадавшим участником долевого строительства ранее как участником долевого строительства мер государственной поддержки;
е) в отношении проблемного объекта не принималось решение о нецелесообразности и (или) невозможности его достройки или многоквартирный дом и (или) жилой дом блокированной застройки, состоящий из трёх и более блоков, для строительства которого привлекались денежные средства пострадавшего участника долевого строительства, не был исключён и (или) не включался в перечень проблемных объектов, утверждённый постановлением Правительства Самарской области от 13 июля 2011 года N 329.
Удовлетворяя требования, судом первой инстанции принято во внимание решение Ленинского районного суда города Самары от 15 июня 2016 года, которым ранее признавалось незаконным решение Министерства строительства Самарской области об отказе Абрамовой Н.С. во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, чьи права нарушены. На Министерство строительства Самарской области возложена обязанность включить Абрамову Н.С. в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены. При этом суд сослался на заключенный 22 марта 2011 года между "данные изъяты" и Абрамовой Н.С. договор участия в долевом строительстве N 2/4А-кв в отношении однокомнатной квартиры, исполнение обязанности по оплате стоимости договора и признание 22 октября 2012 года Абрамовой Н.С. потерпевшей по уголовному делу N 201283426 в отношении директора "данные изъяты"".
Также при рассмотрении настоящего административного дела установлено, что 5 сентября 2019 года правоспособность "данные изъяты"" прекращена на основании определения Арбитражного суда Самарской области о завершении конкурсного производства от 13 августа 2018 года по делу N А55-19659/2009, в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении деятельности "данные изъяты" в связи с его ликвидацией.
Суд первой инстанции пришёл к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, что все необходимые для включения в названный реестр документы административным истцом были представлены, отказ Министерства строительства Самарской области во включении административного истца в реестр пострадавших участников долевого строительства по приведенным в нём основаниям является незаконным, нарушает права и законные интересы административного истца.
Данный вывод является правильным, согласуется с приведёнными выше законоположениями и установленными по делу обстоятельствами.
Судебными инстанциями обоснованно отклонена ссылка административного ответчика на положения части 3 статьи 4 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости", согласно которым договор заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В Обзоре судебной практики разрешения дел по спорам, возникающим в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, утверждённом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19 июля 2017 года, указано, что по смыслу названных норм материального права, помимо установления обстоятельства уклонения ответчика от государственной регистрации сделки юридически значимыми обстоятельствами для разрешения спора является выяснение вопросов о соблюдении сторонами надлежащей формы сделки, а также об отсутствии препятствий для её государственной регистрации.
В названном выше решении Ленинского районного суда города Самары от 15 июня 2016 года вопросу отсутствия государственной регистрации договора долевого участия уже дана соответствующая правовая оценка.
В соответствии с частью 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
В Федеральном законе "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости" требования о государственной регистрации договора участия в долевом строительстве направлены на защиту прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства, являются дополнительной гарантией для граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и её отсутствие не может являться основанием для отказа во включении гражданина в реестр.
Кассационная жалоба не содержит иных доводов, которые бы могли привести к отмене либо изменению обжалуемых судебных постановлений. Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению спора, судебными инстанциями не допущено, оснований для отмены судебных актов в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Самары от 10 марта2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 3 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства строительства Самарской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 17 ноября 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.