Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ляпина Н.А, судей Фахрутдинова И.И, Сказочкина В.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 5 октября 2021 года кассационную жалобу Макарова А.В. на решение Ленинского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 3 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 23 августа 2021 года по административному делу N 2а-2541/2021 по административному исковому заявлению ИФНС России по городу Чебоксары к Макарову А.В. о взыскании платежей и санкций.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных постановлений и доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя Макарова А.В. по доверенности Максимова Е.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения представителя ИФНС России по городу Чебоксары Обожгеевой Л.Ф, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Ленинского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 3 июня 2021 года административные исковые требования ИФНС России по городу Чебоксары удовлетворены, с Макарова А.В. взыскана задолженность в общем размере 175066, 09 рублей, в том числе: налог на имущество физических лиц за 2019 год в размере 174 681 рублей; пени по налогу на имущество физических лиц за 2019 год за период с 2 декабря 2020 года по 16 декабря 2020 года в размере 370 рублей; пени по земельному налогу за 2019 год с физических лиц за период с 2 декабря 2020 года по 16 декабря 2020 года в размере 14, 35 рублей, а также государственная пошлина в размере 4 701 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 23 августа 2021 года административные исковые требования уточнены в части реквизитов взыскиваемых средств.
В кассационной жалобе Макаров А.В. просит отменить вынесенные по делу судебные акты. Указывает, что судами при рассмотрении настоящего дела были допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права. Отмечает, что требование об уплате налога, а также заявление о выдаче судебного приказа направляла Межрайонная ИФНС России N 8 по Чувашской Республике, следовательно, правом на подачу административного иска о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу обладает Межрайонная ИФНС России N 8 по Чувашской Республике. Указывает, что ссылка судебных инстанций на статью 30 Налогового Кодекса Российской Федерации несостоятельна, поскольку противоречит части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела не допущены.
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьёй 401 настоящего Кодекса.
В силу статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения являются, в том числе иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии с частью 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которых введён налог.
Судами установлено, что Макаров А.В. в 2019 году являлся налогоплательщиком налога на имущество физических лиц и земельного налога в связи с регистрацией за ним прав на: нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес"а; земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес" "адрес".
Межрайонной ИФНС N 8 по Чувашской Республике, являющейся налоговым органом по месту нахождения объектов недвижимости, Макарову А.В. начислен налог на имущество физических лиц за 2019 год в размере 174 681 рублей, исходя из налоговой базы в размере 34 936 253 рублей с налоговой ставкой 0, 5% за 12 месяцев владения в 2019 году, и земельный налог в размере 6 751 рублей, исходя из налоговой базы в размере 450 055 рублей, налоговой ставки 1, 5% за 12 месяцев владения в 2019 году.
Межрайонной ИФНС N 8 по Чувашской Республике были предприняты последовательные действия по уведомлению должника о необходимости погасить задолженность по налогам и сборам, направлению требования об уплате налога, предшествующие обращению в суд, включая обращение к мировому судье с соответствующим заявлением о выдаче судебного приказа, который в последующем был отменён на основании возражений административного ответчика.
С настоящим административным иском к Макарову А.В, проживающему по адресу: "адрес" обратилась в суд ИФНС России по городу Чебоксары.
Раздел Х Налогового кодекса Российской Федерации относит земельный налог и налог на имущество физических лиц к местным налогам. ?
Межрайонная ИФНС N 8 по Чувашской Республики, передавая сведения в отношении налогоплательщика Макарова А.В, проживающего в городе Чебоксары, делегировала полномочия для обращения в суд ИФНС России по городу Чебоксары, что в свою очередь, прав и законных интересов административного ответчика не нарушает.
Пунктом 3 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются налогоплательщиками-организациями в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьёй 389 настоящего Кодекса
В соответствии со статьёй 409 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налог на имущество физических лиц уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом (пункт 2).?
В абзаце 10 письма Минфина России от 23 мая 2019 года N 03-04- 05/37213 разъяснено об особенностях уплаты налога на имущество физических лиц. Так, на основании статей 397 и 409 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог и налог на имущество физических лиц уплачиваются налогоплательщиками по месту нахождения соответствующих объектов недвижимости.
С учётом апелляционного определения данные требования приведённых законоположений соблюдены.
Судами обоснованно отклонён довод административного ответчика о том, что административный истец не вправе был обратиться в суд с настоящим административным иском.
В силу положений части 1 статьи 286 и части 6 статьи 289 Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчёта и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Таким образом, суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций
Пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учёта в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счёт имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подаётся в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Возражая против административного иска, административный ответчик указывал на то, что налоговое уведомление и требование об уплате налога направлялись Межрайонной ИФНС России N 8 по Чувашской Республике, по заявлению которой и выдавался судебный приказ, позднее отменённый по заявлению налогоплательщика.
При этом пунктом 1 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учёт в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.
Следовательно, учёт налогоплательщиков может осуществляться не только по месту принадлежащего им недвижимого имущества, но и по месту жительства.
При этом в соответствии со статьёй 30 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей.
В силу статей 1, 2, 4, 6 Закона Российской Федерации от 21 марта 1991 года N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы Российской Федерации (далее - налоговые органы) - единая централизованная система контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и страховых взносов, соответствующих пеней, штрафов, процентов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации.
Единая централизованная система налоговых органов состоит из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальных органов.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в целях осуществления своей деятельности вправе создавать подведомственные организации в форме государственных учреждений либо унитарных предприятий.
Налоговые органы осуществляют свою деятельность непосредственно, с привлечением организаций, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному по контролю и надзору в области налогов и сборов, а также во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Главной задачей налоговых органов является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и страховых взносов, соответствующих пеней, штрафов, процентов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации.
В этой связи требования налогового органа обоснованно удовлетворены.
Доводы жалобы с иным толкованием положений вышеуказанного законодательства не подтверждают неправильного применения судами норм материального и процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Таким образом, оснований для отмены судебных актов в кассационном порядке не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 3 июня 2021 года, с учётом апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 23 августа 2021 года, оставить без изменения, кассационную жалобу Макарова А.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 17 ноября 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.