Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ляпина Н.А, судей Фахрутдинова И.И, Сказочкина В.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 5 октября 2021 года кассационную жалобу администрации города Кирова на решение Первомайского районного суда города Кирова от 12 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кировского областного суда от 13 августа 2021 года по административному делу N 2а-2747/2021 по административному исковому заявлению Мариной С.А. к администрации города Кирова, первому заместителю главы администрации города Кирова Вершининой А.А. о признании решения незаконным.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных постановлений и доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя администрации города Кирова Симоновой Т.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Первомайского районного суда города Кирова от 12 августа 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Кировского областного суда от 13 августа 2021 года, административные исковые требования Мариной С.А. удовлетворены, признано незаконным решение первого заместителя главы администрации города Кирова Вершининой А.А. от 9 августа 2021 годаN 5445-06-05; администрация города Кирова обязана не препятствовать в проведении публичного мероприятия, заявленного Мариной С.А. в уведомлении от 9 августа 2021 года; с администрации города Кирова взыскана государственная пошлина в размере 300 рублей.
В кассационной жалобе представитель администрации города Кирова просит отменить вынесенные по делу судебные акты, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении административных исковых требований. Указывает, что судами при рассмотрении настоящего дела были допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права. Считает, что решение, выраженное в письме от 9 августа 2021 года N 5445-06-05, соответствует действующему законодательству, поскольку места, выбранные организатором публичного мероприятия, были заранее заняты для проведения выставки и ярмарки. Совместное проведение с данными мероприятиями пикета будет отвлекать внимание посетителей выставки и ярмарки, создаст помехи движению пешеходов и доступу граждан в здание администрации города Кирова, будет отвлекать внимание водителей и пешеходов от дорожной ситуации, что может спровоцировать дорожно-транспортное происшествие и повлечь причинение вреда здоровью и имуществу граждан. Кроме того, ввиду введённого режима повышенной опасности, вызванной коронавирусной инфекцией, недопустимо проведение публичных мероприятий с массовым присутствием граждан, к которым отнесено пикетирование, в связи с чем организатору публичного мероприятия предложено альтернативное место - площадь у памятника С. Халтурину.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела не допущены.
Согласно статье 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Как определено пунктами 1 и 3 статьи 2 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона N 54-ФЗ организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания.
На основании частей 1 и 2 статьи 7 Федерального закона N 54-ФЗ уведомление о проведении публичного мероприятия подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 2 апреля 2009 года N 484-О-П, постановлении от 14 февраля 2013 года N 4-П, понятие "согласование проведения публичного мероприятия с органом публичной власти" - по своему конституционно-правовому смыслу - не предполагает, что орган публичной власти может по своему усмотрению запретить проведение публичного мероприятия или изменить его цели, место, время или форму; он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в заявленное организатором время), либо иными подобными причинами, исчерпывающее законодательное определение которых ограничивало бы дискрецию публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей. При согласовании публичного мероприятия уполномоченные представители публичной власти должны привести веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты конституционно признаваемых ценностей, и предложить организаторам публичного мероприятия такой вариант, который позволял бы реализовать его цели, включая свободное формирование и выдвижение участниками публичного мероприятия своих требований, в том числе политических, и их доведение до соответствующих адресатов.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях", предложение органа публичной власти об изменении места и (или) времени начала и окончания проведения публичного мероприятия не может быть произвольным, немотивированным и должно содержать конкретные данные, свидетельствующие об очевидной невозможности проведения этого мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время в связи с необходимостью защиты публичных интересов (пункт 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ). К таким интересам могут быть отнесены: сохранение и (или) восстановление нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной, социальной или транспортной инфраструктуры и связи (например, аварийный ремонт сетей инженерно-технического обеспечения), либо необходимость поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время, в том числе ввиду угрозы обрушения зданий и сооружений или превышения нормы предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия), либо недопустимость создания помех движению пешеходов и (или) транспортных средств, доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, либо иные подобные причины (часть 2.2 статьи 8 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ).
Судам необходимо учитывать, что неудобства, вызываемые проведением публичного мероприятия, для граждан, не участвующих в нем, а также предположения органа публичной власти о возможности возникновения указанных неудобств сами по себе не могут являться уважительной причиной для изменения места и (или) времени проведения публичного мероприятия. С учётом этого орган публичной власти обязан представить суду доказательства, подтверждающие наличие конкретных обстоятельств, препятствующих проведению публичного мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время.
Судами установлено, что 9 августа 2021 года Марина С.А. подала в администрацию города Кирова уведомление о проведении 14 августа 2021 года в период с 12 часов 00 минут до 13 часов 00 минут на площадке у здания администрации "адрес"), а в случае занятости данного места - на площадке между домами N и N по "адрес" "адрес") публичного мероприятия в форме пикета, целью которого заявлено - выступление в защиту избирательных прав граждан, против исключительности и привилегированности положения правящей партии "Единая Россия", с предполагаемым количеством участников пять человек.
В ответе от 9 августа 2021 года, данном первым заместителем главы администрации города Кирова Вершининой А.А. по результатам рассмотрения указанного уведомления о проведении массового мероприятия, указано на то, что выбранные организатором места проведения публичного мероприятия в указанную дату и время заняты для проведения выставки и ярмарки соответственно, совместное проведение которых с данными мероприятиями пикета будет отвлекать внимание посетителей и создаст помехи движению пешеходов.
Также указано на наличие ограничений проведения мероприятий, введённых Указом Губернатора Кировской области от 17 марта 2020 города N 44 "О введении режима повышенной готовности" и постановлением Правительства Кировской области от 25 марта 2020 года N 122-П "О введении ограничительных мероприятий (карантина) на территории Кировской области", в связи с режимом повышенной опасности, вызванной коронавирусной инфекцией.
Заявителю рекомендовано изменить место проведения публичного мероприятия на площадь у памятника С. Халтурину (напротив "адрес").
При разрешении данного спора суд первой инстанции пришёл к выводу, а суд апелляционной инстанции с данным выводом согласился, что решение администрации города Кирова нельзя признать обоснованным и соответствующим требованиям закона.
Данный вывод судебных инстанций является правильным, согласуется с приведёнными выше законоположениями и установленными по делу обстоятельствами.
Суды верно исходили из того, что указанная административным ответчиком причина невозможности проведения публичного мероприятия 14 августа 2021 года в период с 12 часов 00 минут до 13 часов 00 минут на площадке у здания администрации "адрес") со ссылкой на проведение выставки несостоятельна, поскольку само по себе наличие в данном месте информационных стендов не может рассматриваться в качестве обстоятельств, объективно препятствующих проведению публичного мероприятия с заявленным количеством участников, в заявленном месте и в заявленное время.
Указом Губернатора Кировской области от 17 марта 2020 года N 44 в связи с угрозой распространения в Кировской области новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, на территории области введён режим повышенной готовности.
Подпунктом 1.2.1 постановления Правительства Кировской области от 25 марта 2020 года N 122-П "О введении ограничительных мероприятий (карантина) на территории Кировской области" установлено, что на территории Кировской области до отмены режима повышенной готовности, введённого Указом Губернатора Кировской области 17 марта 2020 года N 44, приостановлено проведение досуговых, развлекательных, зрелищных, культурных, физкультурных, спортивных, выставочных, просветительских, рекламных и иных мероприятий (акций) с очным присутствием граждан, а также оказание соответствующих услуг, предусматривающих очное присутствие граждан, в том числе в парках культуры и отдыха, торгово-развлекательных центрах, на аттракционах и в иных местах массового посещения граждан, за исключением перечисленных в подпункте 1.2.1.3.
Постановлениями Правительства Кировской области от 1 апреля 2021 года N 154-П, от 25 мая 2021 года N 263-П в постановление Правительства Кировской области от 25 марта 2020 года N 122-П внесены изменения, расширяющие перечень допускаемых мероприятий (акций) с очным присутствием граждан, проведение которых стало возможно при выполнении ряда условий, в том числе при наличии соблюдения возможности социального дистанцирования.
Таким образом, судебными инстанциями, с учётом разрешённых администрацией города Кирова к проведению выставки и ярмарки в условиях ограничений, обусловленных режимом повышенной опасности, введённым Указом Губернатора Кировской области от 17 марта 2020 года N 44, сделан верный вывод о возможности проведения планируемого публичного мероприятия с количеством участников пять человек и соблюдением масочного режима и социального дистанцирования.
В этой связи требования Мариной С.А. обоснованно удовлетворены.
Кассационная жалоба не содержит доводов, которые бы могли привести к отмене либо изменению обжалуемых судебных постановлений.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению спора, судебными инстанциями не допущено, оснований для отмены судебных актов в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Первомайского районного суда города Кирова от 12 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кировского областного суда от 13 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Кирова - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 17 ноября 2021 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.