Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ившиной Т.В, судей Бросовой Н.В, Кизирбозунц Т.Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 12 января 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 07 июня 2021 г. по гражданскому делу N 2-45/2021 по иску ФИО1 к Министерству здравоохранения Республики Татарстан о признании права на единовременную компенсационную выплату, предоставляемую медицинским работникам (врачам, фельдшерам), обязании заключить договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, предоставляемой медицинским работникам (врачам, фельдшерам).
Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В, объяснения представителя Министерства здравоохранения Республики Татарстан Кудаевой А.Р, возражавшей по доводам жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с вышеназванным иском, указав, что ей было отказано в единовременной компенсационной выплате в размере 1 миллион рублей, подлежащей выплате, как вновь прибывшей в сельскую местность.
Уточнив исковые требования, истец окончательно просила суд признать за ней право на единовременную компенсационную выплату в размере 1 000 000 руб, предоставляемую медицинским работникам (врачам, фельдшерам), обязать Министерство здравоохранения Республики Татарстан заключить договор о предоставлении последней единовременной компенсационной выплаты, предоставляемой медицинским работникам (врачам, фельдшерам).
Решением Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 12 января 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 07 июня 2021 г. в удовлетворении исковых требований ФИО1 было отказано.
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на незаконность и необоснованность выводов судов, просит состоявшиеся по делу решение, апелляционное определение отменить принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, удовлетворив исковые требования
ФИО1, Министерство финансов Российской Федерации в лице УФК по Республике Татарстан, Министерство здравоохранения Российской Федерации, ГАУЗ "Пестречинская центральная районная больница", ГАУЗ "Бавлинская центральная районная больница" надлежащим образом уведомлялись о месте и времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ"Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в 2017 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 и 2017 годах на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2017 году осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соотношении соответственно 60 и 40 процентов.
Порядок и условия предоставления иных межбюджетных трансфертов на предоставление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, предусмотренных частью 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ, из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования для последующего их перечисления в бюджеты субъектов Российской Федерации определены в части 12.2 названной статьи.
Частью 12.2 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ предусмотрено, что иные межбюджетные трансферты, предусмотренные частью 12.1 настоящей статьи, предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в течение трех рабочих дней в бюджеты субъектов Российской Федерации при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов, предусматривающих:
предоставление медицинским работникам (в том числе указанным в части 12.1 настоящей статьи), имеющим высшее медицинское образование или среднее медицинское образование, работающим в сельском населенном пункте, либо рабочем поселке, либо поселке городского типа и (или) переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта, жилого помещения, и (или) земельного участка для жилищного строительства, и (или) компенсации части процентной ставки по кредитам, предоставляемым на приобретение жилья, и (или) иных мер социальной поддержки (пункт 1 части 12.2 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ);
установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и территориального фонда ежемесячно представлять в Федеральный фонд заявки на получение иных межбюджетных трансфертов, предусмотренных частью 12.1 настоящей статьи, по форме, установленной Федеральным фондом (пункт 2 части 12.2 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ);
установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с медицинским работником, указанным в части 12.1 настоящей статьи, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением здравоохранения договор, предусматривающий:
обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения (подпункт "а" пункта 3 части 12.2 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ);
порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение 30 рабочих дней со дня заключения договора с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (подпункт "б" пункта 3 части 12.2 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ);
установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществлять контроль за соблюдением установленных настоящей статьей условий для осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (пункт 4 части 12.2 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ).
В соответствии со статьей 12.4 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N326-ФЗ предоставление иных межбюджетных трансфертов, предусмотренных частью 12.1 настоящей статьи, из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов осуществляется в соответствии с заявками уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных фондов в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных Правительством Российской Федерации, при условии предоставления отчетности по форме и в порядке, которые установлены Федеральным фондом.
Контроль за использованием средств, предусмотренных на финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, осуществляется Федеральным фондом, территориальными фондами, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, Счетной палатой Российской Федерации (статья 12.5 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ).
На территории Республики Татарстан Программа предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам) реализуется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1640 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" (с изменениями и дополнениями).
В 2019 году предоставление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам осуществлялось на основании Порядка предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.06.2019 N 516 "Об утверждении Порядка финансового обеспечения расходных обязательств на осуществление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам) и Порядка предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам)" (далее - Порядок).
Согласно п. 2 Порядка единовременные компенсационные выплаты устанавливаются медицинским (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, являющимся (гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек и заключившим трудовой договор с государственной медицинской организацией, подведомственной Министерству здравоохранения Республики Татарстан, на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в программный реестр должностей.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ФИО1 в период с 22.08.2011 по 29.12.2018 осуществляла трудовую деятельность в ГАУЗ "Городская поликлиника N18" г. Казани в должности врача - терапевта по основному месту работы на 0, 5 ставки.
В период с 8.12.2010 по 18.03.2017 ФИО1 была зарегистрирована в городе Казани, с 18.03.2017 зарегистрировалась по адресу: "адрес"
Согласно свидетельству N 838 о регистрации по месту пребывания от 17 декабря 2020 года ФИО1 зарегистрирована по адресу: "адрес".
09.01.2019 ФИО1 принята в ГАУЗ "Пестречинская ЦРБ" в отделение лучевой диагностики на должность врача ультразвуковой диагностики, заключен трудовой договор N1 от 09.01.2019 г.
В июле 2019 года в отдел медицинского образования и аттестации Управления контроля стандартов и качества медицинской деятельности Министерства здравоохранения Республики Татарстан кадровой службой ГАУЗ "Пестречинская центральная районная больница" были представлены документы на ФИО1, среди которых находились контракт о целевой подготовке специалистов с высшим медицинским образованием от 28.07.2004 года N 1134/04 (специалитет) и Четырехсторонний договор о направлении на работу молодого специалиста с высшим медицинским (фармацевтическим) образованием (интернатура по целевому направлению) от 14.04.2010.
Письмом от 26 сентября 2019 года N 09-01/10896 представленные документы ФИО1, врача ультразвуковой диагностики ГАУЗ "Пестречинская центральная районная больница", были возвращены в медицинскую организацию в связи с наличием у специалиста неисполненного обязательства по договору о целевом обучении.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что с момента регистрации истца в населенном пункте в 2017 году, до момента ее трудоустройства в ГАУЗ "Пестречинская ЦРБ" в 2019 году прошло около 2-х лет, что не позволяет суду, сделать выводы о том, что ФИО1 переехала в сельский населенный пункт именно для трудоустройства, поскольку фактически на момент трудоустройства в районную больницу, она уже являлась жителем этого населенного пункта, сам факт нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком, или при иных обстоятельствах не опровергает факта того, что она жила в населенном пункте длительное время.
Кроме того при подаче документов в отношении истца по программе "Земский доктор" в Министерство здравоохранения Республики Татарстан был представлен неполный пакет документов. Отсутствовали копия документа, удостоверяющего личность и документа о регистрации по месту жительства или временной регистрации.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения, вопреки доводам истца судами не допущены.
Доводы подателя жалобы о том, что она является гражданином Российской Федерации, не имеет не исполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении, прибыла на работу в сельский населенный пункты (либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек), до 18.03.2017 она жила и работала в Казани (место работы ГАУЗ "Городская поликлиника N18"), в мае 2016 года она ушла в декрет, с 18.03.2017 зарегистрирована "адрес", в ноябре 2018 года она вышла из декрета, расторгла трудовой договор с ГАУЗ "Городская поликлиника N18" и трудоустроилась в ГАУЗ "Пестречинская ЦРБ", ею заключен трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации - ГАУЗ "Пестречинская ЦРБ" от 09.01.2019 N1, были предметом оценки судов предыдущих инстанций и обоснованно отклонены.
Доводы жалобы о том, что Порядок ставит предоставление единовременной компенсационной выплаты в зависимость от самого факта прибытия претендента на неё в сельский населённый пункт, а не от даты его (претендента) прибытия, не влечёт отмены решения и апелляционного определения, поскольку из нормативного правового регулирования порядка предоставления медицинским работникам компенсационной выплаты в размере одного миллиона следует, что единовременная компенсационная выплата носит целевой характер, предоставляется медицинским работникам с целью стимулировать их переезд на работу в сельские населенные пункты, рабочие поселки, поселки городского типа, направлена на компенсацию связанных с переездом и обустройством затрат и неудобств, обусловленных менее комфортными условиями проживания по сравнению с иными (не сельскими) населенными пунктами. В то же время, суд установил, что истец не переезжала для поступления на работу в сельский населённый пункт, так как до трудоустройства в ГАУЗ "Пестречинская центральная районная больница" проживала в сельском населённом пункте около двух лет.
Оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов по доводам жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 12 января 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 07 июня 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Ившина
Судьи Н.В. Бросова
Т.Т. Кизирбозунц
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.