Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Улановой Е.С, судей Бросовой Н.В, Трух Е.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Степаншиной Светланы Викторовны на решение Кировского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 25 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 31 мая 2021 года по гражданскому делу N 2-1763/2020 по иску Степаншиной Светланы Викторовны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г.Казани Республики Татарстан о включении периодов работы в страховой стаж, заслушав доклад судьи Улановой Е.С, проверив материалы дела, УСТАНОВИЛА
:
Степаншина С.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе города Казани Республики Татарстан (далее - ГУ-УПФ РФ в Кировском районе г. Казани РТ, пенсионный орган) о включении периодов работы в страховой стаж. В обоснование иска указала, что решением пенсионного органа от 30 апреля 2020 года ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа 5 лет. В специальный стаж не был включен период прохождения курсов повышения квалификации с 23.01.2008г. по 22.04.2008г. С учетом уточнения исковых требований исковые требования Степаншина С.В. просила включить в специальный страховой стаж периоды работы в должности медицинского дезинфектора с 23.01.2008г. по 31.12.2019г. в соответствии со Списком N 2, а также периоды прохождения курсов повышения квалификации с 23.01.2008г. по 22.04.2008г, назначить и выплачивать досрочную страховую пенсию по старости.
Решением Кировского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 25 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 31 мая 2021 года, исковые требования Степаншиной С.В. удовлетворены частично. Суд обязал ГУ-УПФ РФ в Кировском районе г. Казани РТ включить Степаншиной С.В. в специальный страховой стаж медицинского работника в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды прохождения курсов повышения квалификации с 23 января 2008 года по 22 апреля 2008 года. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Степаншина С.В. обратилась с кассационной жалобой, в которой просит постановленные судебные акты отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
Лица, участвующие по делу, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции. В связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для удовлетворения жалобы.
Судом установлено, что 05.03.2020г. Степаншина С.В. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением работ с вредными и тяжелыми условиями труда.
Решениями ГУ-УПФ РФ в Кировском районе г. Казани РТ от 16.09.2020г, 30.04.2020г. истице отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с требованиями п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" ввиду отсутствия требуемого специального стажа 5 лет, в соответствии с требованиями п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" ввиду отсутствия требуемого специального стажа 30 лет (в наличии 11 лет 7 месяцев J 17 дней). В специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, не включены в том числе периоды работы с 23.04.2008г. по 31.10.2017г, с 16.11.2017г. по 20.06.2018г, с 29.06.2018г. по 31.12.2019г. в должности медицинского дезинфектора на Станции скорой медицинской помощи (далее также - ССМП) г. Казани, поскольку Списком N 2 не предусмотрена должность "медицинского дезинфектора", а также периоды прохождения курсов повышения квалификации с 23.01.2008г. по 22.04.2008г.
Факт работы истицы в должности медицинского дезинфектора в ГАУЗ ССМП г. Казани с 23.01.2008г. по настоящее время, а также прохождения курсов повышения квалификации за период с 23.01.2008г. по 22.04.2008г. подтверждается записями в трудовой книжке, удостоверением, выданным ГАОУ СПО "Казанский медицинский колледж".
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обязал ГУ-УПФ РФ в Кировском районе г. Казани РТ включить Степаншиной С.В. в специальный страховой стаж в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды прохождения курсов повышения квалификации с 23 января 2008 года по 22 апреля 2008 года.
Отказывая в удовлетворении остальной части исковых требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
На основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам не менее 30 лет осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет. В случае если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста на один год за каждые 2 года такой работы женщинам.
Согласно пункту 2 вышеуказанной статьи Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014г. N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" в целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Список N 2).
Разрешая спор, суд первой инстанции с учетом установленных обстоятельств и норм пенсионного законодательства, подлежащих применению к спорным отношениям, пришел к выводу о том, что правовых оснований для включения заявленного периода работы в специальный страховой стаж истицы в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", не имеется, поскольку в Списке N 2 медицинский дезинфектор Станции скорой медицинской помощи не поименован.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия кассационной инстанции соглашается с выводами судов предыдущих инстанций, что пенсионным органом правомерно было отказано Степаншиной С.В. во включении спорных периодов в специальный страховой стаж истицы в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", так как отсутствуют к этому правовые основания.
Доводы кассационной жалобы о том, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрены "медицинские дезинфекторы" и "скорая помощь", в связи с чем спорные периоды должны быть включены в специальный стаж, судебной коллегией отклоняются как необоснованные, поскольку истица просила о включении в специальный стаж именно по Списку N 2, в котором указанные должность и учреждение не предусмотрены.
Ссылки в жалобе на карту проведения специальной оценки условий труда, которая относит условия труда истицы к вредным, не может служить основанием к отмене постановленных судебных актов в виду следующего.
Как усматривается из карты специальной оценке условий труда медицинского дезинфектора N 56.11.68 от 29.06.2015г, итоговый класс условий труда 3.3, имеет право на досрочную трудовую пенсию по Постановлению Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
Как разъяснено в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными).
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Период работы истицы с 23.04.2008г. по 31.12.2019г. (за исключением периодов без оплаты) учтен в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица как период лечебной деятельности в учреждении здравоохранения, предусмотренный пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Обязанность по предоставлению доказательств в подтверждение периодов работы с тяжелыми условиями труда при включении их в специальный стаж возложена на гражданина, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии, а не на пенсионный орган.
Доказательств, подтверждающих работу истицы в условиях Списка N 2, суду не представлено.
Кассационная жалоба не содержит указаний на нарушения норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов. Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами.
Иное мнение о том, как должно быть рассмотрено дело, при отсутствии со стороны судебных инстанций нарушений норм материального и процессуального права не может служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 25 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 31 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Степаншиной Светланы Викторовны - без удовлетворения.
Председательствующий Е.С. Уланова
Судьи Н.В. Бросова
Е.В. Трух
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.