Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Федотовой Е.В, судей Бросовой Н.В, Ившиной Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО11 на решение Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 19 января 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики от 09 июня 2021 г. по гражданскому делу N 2-277/2021 по иску ФИО12 к Управлению социальной защиты населения в Завьяловском районе УР о признании решения об отказе в назначении ежемесячной выплаты на ребенка от трех до семи дет включительно незаконным и возложении обязанности по выплате ежемесячной денежной выплаты.
Заслушав доклад судьи Федотовой Е.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО10. обратилась в суд с исковым заявлением о признании незаконным решения Управления социальной защиты населения в Завьяловском районе Удмурткой Республики об отказе в назначении ежемесячной выплаты на ребенка от трех до семи лет включительно, возложении обязанности по выплате ежемесячной денежной выплаты. В обоснование иска указала на то, что что 28 августа 2020 года ответчиком было вынесено оспариваемое решение, которым было отказано в удовлетворении заявления о назначении вышеуказанной социальной выплаты по причине того, что среднедушевой доход семьи выше прожиточного минимума и составляет 28102, 56 рублей на человека. Согласно предоставленной ее супругом справке о доходах и суммах налога физического лица за 2019 год сумма дохода составила 1 310 357, 71 рублей. Фактически данные средства ее муж не получал, что подтверждается отсутствием налогообложения на указанные доходы. Так за 12 месяцев 2019 года супруг получил доход в размере 727 043, 67 рублей - код дохода 1532, из которого вычтена сумма в размере 727 043, 67 рублей - код вычета 206. Кроме этого, согласно разделу 3 Справки 2-НДФЛ за 12 месяцев 2019 года супруг получил доход в сумме 583 314, 04 рублей - код дохода 1535, из которого вычтена сумма в размере 583 314, 04 рублей - код вычета 207. Учитывая, что согласно справке налоговая база определена как 0, 00 рублей, то и все доходы ее супруга, указанные в справке равны 0, 00 рублей, а не 1 310 357, 71 рублей.
В процессе рассмотрения настоящего гражданского дела в порядке ст. 43 ГПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Министерство социальной политики и труда УР.
Решением Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 19 января 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики от 09 июня 2021 г, исковые требования ФИО13 к Управлению социальной защиты населения в Завьяловском районе Удмурткой Республике о признании решения об отказе в назначении ежемесячной выплаты на ребенка от трех до семи лет включительно незаконным и возложении обязанности по выплате ежемесячной денежной компенсации оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе заявителем ставится вопрос об отмене судебных актов как незаконных.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы с учетом требований статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не имеется.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что истец ФИО1 состоит в браке с ФИО3, от данного брака имеют двух малолетних детей ФИО8 и ФИО7 ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
ФИО1 обратилась в Управление социальной защиты населения в Завьяловском районе с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка от трех до семи лет включительно.
Решением Управления социальной защиты населения в Завьяловском районе УР от 28 августа 2020 года в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка от трех до семи лет включительно ФИО1 отказано в виду того, что среднедушевой доход выше прожиточного минимума.
Данное решение было принято на основании предоставленных по запросу в рамках межведомственного взаимодействия федеральной налоговой службой сведений о доходах физических лиц ФИО1 и ФИО3, согласно которым общий доход семьи ФИО7, состоящей их четырех человек, за период с 1 февраля 2019 года по 31 января 2020 года составил 1348922, 71 рублей, соответственно, среднедушевой доход семьи составил 28102, 56 рублей.
Суд первой инстанции, разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Указа Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 384 "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении", пунктами 12, 14, 20 21, 24 Положения о порядке и условиях предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребёнка с трех до семи лет, утвержденного Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 апреля 2020 года N 163, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что среднедушевой доход семьи истца превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Удмуртской Республике, что исключает назначение и осуществление ответчиком ФИО1 ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет.
С указанными выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции с указанными выводами судов соглашается, поскольку они постановлены в соответствии с правильно установленными фактическими обстоятельствами дела, верной оценкой собранных по делу доказательств, произведенной по правилам статей 59, 67 ГПК РФ, обоснованном применении норм материального и процессуального права.
Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" с 1 января 2020 года установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, предоставляемая в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.
Во исполнение пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 384 утверждены Основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерный перечень документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о её назначении (далее по тексту - основные требования).
Согласно пункту 1 Основных требований они применяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении порядка и условий назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, а также при установлении требований к имущественной обеспеченности семей для определения их нуждаемости при назначении ежемесячной выплаты.
Пунктом 2 Основных требований установлено, что ежемесячная выплата осуществляется в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.
Решение об отказе в назначении ежемесячной выплаты принимается в случае, если размер среднедушевого дохода семьи превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты (пункт 16 основных требований).
В пункте 21 Основных требований перечислены виды доходов семьи, полученные в денежной форме, учитываемые при расчете среднедушевого дохода семьи.
При этом в пункте 26 Основных требований установлено, что доходы каждого члена семьи учитываются до вычета налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок и условия предоставления выплаты на ребенка от 3 до 7 лет включительно на территории Удмуртской Республики установлены Постановлением Правительства УР от 30 апреля 2020 года N 163 "Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно".
Положение устанавливает порядок и условия предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно семьям, имеющим размер среднедушевого дохода, не превышающий величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Удмуртской Республике за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты, и уровень имущественной обеспеченности которых ниже уровня имущественной обеспеченности семьи, установленного настоящим Положением.
В соответствии с пунктом 14 Положения одним из оснований для отказа в назначении ежемесячной выплаты является превышение размера среднедушевого дохода семьи получателя величины прожиточного минимума на душу населения, установленной в Удмуртской Республике за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты.
Пунктом 20 Положения определено, что среднедушевой доход семьи получателя для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов членов семьи за последние двенадцать календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее двенадцати календарных месяцев), предшествующих шести календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.
При расчете среднедушевого дохода семьи учитываются следующие виды доходов, полученные в денежной форме:
вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия. При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) - налогового резидента Российской Федерации, местом нахождения (управления) которой является Российская Федерация, рассматриваются как доходы, полученные от источников в Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производилась выплата указанного вознаграждения;
пенсии, пособия и иные аналогичные выплаты, полученные в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации, актами (решениями) органов местного самоуправления;
стипендии, выплачиваемые лицам, обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, аспирантам, обучающимся по очной форме по программам подготовки научно-педагогических кадров, и докторантам образовательных организаций высшего образования и научных организаций, лицам, обучающимся в духовных образовательных организациях, а также компенсационные выплаты указанным категориям граждан в период их нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям; алименты;
выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании;
ежемесячные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
денежное довольствие (денежное содержание) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и других органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью, а также дополнительные выплаты, имеющие постоянный характер, и продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продовольственного пайка), установленные законодательством Российской Федерации (при наличии);
компенсации, выплачиваемые государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей;
дивиденды, проценты и иные доходы, полученные по операциям с ценными бумагами;
проценты, полученные по вкладам в кредитных учреждениях;
доходы от предпринимательской деятельности и от осуществления частной практики;
доходы от продажи, аренды имущества;
доходы по договорам авторского заказа, об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности (пункт 21).
В силу пункта 24 Положения доходы каждого члена семьи учитываются до вычета налога на доходы физических лиц.
Согласно пункту 12 Положения сведения, необходимые для принятия решения о назначении ежемесячной выплаты, уполномоченный орган получает на основании межведомственных запросов, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, Единой государственной информационной системы социального обеспечения.
Принимая во внимание, что с учетом выше приведенного правового регулирования, суды установили что исходя из количества членов семьи истца, а также учтённых до вычета налогов доходов истца и её супруга ФИО3, ежемесячный среднедушевой доход семьи истца составляет 28102, 56 рублей, что превышает установленную в Удмуртской Республике величину прожиточного минимума на душу населения за второй квартал 2019 года (9 992 рублей), суды пришли к обоснованному выводу, что указанные обстоятельства исключают назначение и осуществление ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, испрашиваемой истцом, в связи с чем правомерно отказали истцу в удовлетворении заявленных требований.
При разрешении доводов кассационной жалобы, направленных на оспаривание выводов судов по существу спора, учитывается, что по смыслу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделен.
При таких обстоятельствах, не имеется оснований для повторного обсуждения вопроса о допустимости, относимости, достоверности и достаточности доказательств, положенных в основу решения суда, либо отвергнутых судом, включая те из них, на которые заявитель ссылается в кассационной жалобе.
Разрешая заявленные требования, суд апелляционной инстанции, вопреки позиции кассатора, также правильно определилхарактер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, а представленные сторонами доказательства оценил по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда апелляционной инстанции о том, что правовым регулированием назначения и осуществления спорной социальной выплаты предусмотрено производить учет дохода каждого члена семьи до вычета налога на доходы физических лиц. Наличие у супруга истца обозначенных в справке 2 НДФЛ за 2019 года средств, которые исходя из пояснений самого истца её супруг тратил на игры (без получения от этого дохода), не свидетельствуют о наличии оснований не учитывать эти суммы при исчисления дохода семьи.
Существенных нарушений процессуального закона, исходя из доводов кассационной жалобы и материалов гражданского дела, не установлено.
Утверждение подателя кассационной жалобы о том, что судами оставлены без внимания доводы, приводимые им в обоснование своей позиции по делу, в том числе о том, что нулевая налоговая база свидетельствует о нулевом доходе супруга истца по указанному налоговому агенту, суд кассационной инстанции признает несостоятельным, поскольку оно опровергается содержанием обжалуемых судебных актов, отвечающих требованиям части 4 статьи 198, статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, то есть включающих в себя ссылки на нормы права, регулирующие спорное правоотношение, установленные судом обстоятельства и мотивы, по которым суд отдал предпочтение одним доказательствам перед другими.
Дополнительные документы, представленные в ходатайстве заявителя от 15 октября 2021 года, суд кассационной инстанции принять не может в силу части 3 статьи 390 ГПК РФ.
Признав, что ни один из доводов кассационной жалобы не свидетельствует о наличии обстоятельств, предусмотренных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения и пересмотра обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 19 января 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики от 09 июня 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Мардановой Венеры Рафаиловны - без удовлетворения.
Председательствующий: подпись Е.В. Федотова
Судьи: подпись Т.В. Ившина
подпись Н.В. Бросова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.