Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Балакиревой Е.М, судей Арзамасовой Л.В, Петровой И.И, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Давыдова Валерия Леонидовича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 30 июня 2021 г. по гражданскому делу N2-15/2021 по иску администрации Канашского района Чувашской Республики к Давыдову Валерию Леонидовичу о взыскании неосновательного обогащения в виде полученной социальной выплаты, процентов за пользование чужими денежными средствами.
Заслушав доклад судьи Арзамасовой Л.В, проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
администрация Канашского района Чувашской Республики обратилась в суд с иском к Давыдову В.Л. о взыскании неосновательного обогащения в виде необоснованно полученной социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности по Федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" в размере 463300 руб, процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 30 июня 2017 г. по 23 марта 2020 г. в размере 94939, 85 руб, а также с 24 марта 2020 года по день фактического погашения задолженности.
Решением Канашского районного суда Чувашской Республики от 02 марта 2021 г. в удовлетворении исковых требований администрации Канашского района Чувашской Республики отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 30 июня 2021 г, с учетом определения от 09 июля 2021 г. об исправлении описки, решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым с Давыдова В.Л. в доход бюджета Канашского района Чувашской Республики взысканы денежные средства, полученные в качестве социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 463300 руб, проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 30 июня 2017 г. по 23 марта 2020 г. в размере 94939, 85 руб, и далее, начиная с 24 марта 2020 г. по день фактической уплаты задолженности исходя из ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующие периоды. С Давыдова В.Л. в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 8782, 40 руб.
В кассационной жалобе Давыдов В.Л. ставит вопрос об отмене состоявшегося по делу апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 30 июня 2021 г, ссылаясь на несоответствие выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела, нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, Давыдов В.Л, Давыдова Н.М, Давыдов А.В, Давыдов А.В, представители администрации Канашского района Чувашской Республики, Министерства финансов Чувашской Республики, Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики, администрации Шихазанского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики. Судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.
Как установлено судами и следует из материалов дела, что 26 ноября 2012 г. Давыдова Н.М. обратилась с заявлением к главе Шихазанского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях и имеющей право на государственную поддержку в форме субсидии на строительство (приобретение) жилых помещений в сельской местности в рамках реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", представив при этом пакет документов, подтверждающих ее нуждаемость в жилье.
Постановлением главы Шихазанского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики от 10 декабря 2012 г. N107 семья Давыдовой Н.М, проживающая в сельской местности, принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях и имеющей право на государственную поддержку в форме субсидии на строительство (приобретение) жилых помещений в сельской местности в рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года".
На основании заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, от 16 мая 2016 г. постановлением главы администрации Шихазанского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики от 02 июня 2016 г. N1167 Давыдов В.Л. (супруг Давыдовой Н.М.) признан участником мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках ФЦП "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года".
В рамках указанной программы Давыдову В.Л. Министерством сельского хозяйства Чувашской Республики было выдано свидетельство N35 от 21 июня 2017 г. о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 463300, 75 руб, в том числе: за счет средств федерального бюджета в размере 279127, 71 руб, средств республиканской бюджета Чувашской Республики в размере 177560, 30 руб, средств местного бюджета в размере 6615, 74 руб.
На основании указанного свидетельства на расчетный счет Давыдова В.Л. перечислена социальная выплата в общей сумме 463303, 75 руб, в том числе: 28 июня 2017 г. в размере 6615, 74 руб, 29 июня 2017 г. в размере 279127, 71 руб, 29 июня 2017 г. в размере 177560, 30 руб.
По результатам контрольного мероприятия должностными лицами Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики составлен акт от 11 мая 2018 г. и в адрес администрации Канашского района Чувашской Республики внесено представление от 28 мая 2018 г. N39 об устранении выявленных в ходе контрольного мероприятия недостатков и нарушений действующего законодательства, в том числе в части необоснованного предоставления социальной выплаты Давыдову В.Л.
Вступившим в законную силу решение Арбитражного Суда Чувашской республики от 04 апреля 2019 г. отказано в иске администрации Канашского района Чувашской Республики о признании недействительным представления Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики от 28 мая 2018 г. в части возврата в республиканский бюджет Чувашской Республики субсидии, в том числе предоставленной Давыдову В.Л. на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 463300 руб. Указанным решением установлено, что семья Давыдовых не могла быть поставлена на учет и включена в число участников программы в течение пяти лет в связи с совершением действий, повлекших ухудшение жилищных условий в 2012 г. вследствие продажи жилого дома, подпадающие под статью 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также Давыдов В.Л. не мог быть включен в число участников программы в приоритетном порядке в связи с работой агропромышленном комплексе, поскольку работал по основному месту работы в агропромышленном комплексе на момент подачи заявления в мае 2016 г. менее одного года.
Отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований, суд первой инстанции, установив, что семья Давыдовых с 10 декабря 2012 г. состояла на учете лиц, нуждающейся в жилых помещениях и имеющей право на государственную поддержку в форме субсидии на строительство (приобретение) жилых помещений в сельской местности в рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", продолжением которой являлась федеральная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", и с такого учета в установленном законом порядке снята не была, при этом супруга Давыдова В.Л. - Давыдова Н.М, являлась соучастником вышеуказанной программы и работала по трудовому договору в социальной сфере в сельской местности в течение не менее одного года на дату подачи заявления о включении в состав участников программы, а также принимая во внимание, что семья Давыдова В.Л. умышленных и недобросовестных действий с целью искусственного ухудшения жилищных условий не совершала, пришел к выводу об отсутствии оснований для применения положений статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации и взыскания с ответчика в пользу истца необоснованно полученной социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в рамках федеральной и областной целевых программ, а также процентов за пользование чужими денежными средствами.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из нарушения судом первой инстанции норм процессуального права, а именно пункта 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей отмену решения суда в любом случае, в связи с принятием судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, а именно Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики, администрации Шихазанского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики.
Рассматривая дело по правилам суда первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 395, 1102, 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходил из того, что у Давыдова В.Л. не имелось правовых оснований для получения социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в рамках федеральной и областной целевых программ, так как семья Давыдовых принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и включена в список претендентов на получение социальной выплаты в нарушение требований статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 4 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам в сельской местности до истечения пяти лет со дня намеренного ухудшения жилищных условий в результате отчуждения принадлежащего супруге Давыдова В.Л. - Давыдовой Н.М. на праве собственности жилого дома общей площадью 46, 4 кв.м, расположенного по адресу: Чувашская Республика, "адрес", а также Давыдов В.Л. не соответствовал одному из условий, предусмотренных пунктом 4 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам в сельской местности, в частности Давыдов В.Л. проработал в агропромышленном комплексе сельской местности (СХПК им. Кирова) менее одного года на дату подачи заявления о включении в Программу.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы суда апелляционной инстанции сделаны с существенным нарушением норм материального права.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, причем органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище, а малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами данного права, которое рассматривается международным сообществом в качестве одного из элементов права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека и статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством предоставления им социальных выплат за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации отвечает провозглашенным статьей 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации целям социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (абзац первый пункта 3.1 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности абзацев первого и четвертого пункта 30 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение N 4 к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598), в связи с жалобой гражданки М.В. Алисовой").
В силу пунктов "ж", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений (пункт 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий установлены Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (часть 2 статьи 1 этого закона).
Пунктом 2 части 2 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" установлено, что обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве, являются основными целями государственной аграрной политики.
Согласно положениям статей 8 и 9 названного федерального закона эти цели принимаются во внимание при разработке государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, при формировании федеральных целевых программ по ее конкретным направлениям и программ субъектов Российской Федерации для реализации положений федеральных нормативных актов по вопросам сельского хозяйства.
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717.
В рамках ее реализации Правительство Российской Федерации постановлением от 15 июля 2013 г. N 598 утвердило федеральную целевую программу "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", включая в качестве приложения к ней Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение N 4 к федеральной целевой программе, далее также - Типовое положение).
Согласно пункту 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 (приложение N 3 к федеральной целевой программе), социальные выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются в порядке и на условиях, которые установлены Типовым положением.
Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 признано утратившим силу с 01 января 2018 г. в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. N 1544, однако мероприятия утвержденной им федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 г. N 1243 продолжаются в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Положения федеральной целевой программы подлежали учету органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при принятии региональных программ, направленных на устойчивое развитие сельских территорий (пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598).
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 18 декабря 2012 г. N 567, которое признано утратившим силу с 01 января 2019 г, утверждена государственная программа Чувашской Республики "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Чувашской Республики".
В соответствии с федеральной целевой программой в Чувашской Республике разработаны Правила предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджетам муниципальных районам на улучшение жилищных условий граждан, проживающих и работающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденные постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 22 января 2014 г. N 6, которыми установлено, что социальные выплаты предоставляются гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, если соблюдаются условия Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение N 4 к федеральной целевой программе) (п. 1.3 указанных Правил).
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 февраля 2014 г. N 53 был утвержден Порядок формирования и утверждения списков участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и специалистов, и выдачи свидетельств о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, указанный Порядок действовал в юридически значимый период.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из изложенного следует, что по смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п, то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
Суд апелляционной инстанций, указывая на необоснованное получение ответчиком социальной выплаты, не принял во внимание социально значимый характер полученной Давыдовым В.Л. в рамках реализации федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" социальной выплаты, а также отсутствие, как следует из обжалуемого судебного постановления, недобросовестного, противоправного поведения со стороны Давыдова В.Л. в спорных правоотношениях.
Основными целями федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", учитывая направленность государственной политики в области развития сельских территорий, являлись замедление процессов их депопуляции и повышение уровня жизни сельского населения, создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности, стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе, содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе, активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов, формирование позитивного отношения к селу и сельскому образу жизни (раздел II названной программы).
Одним из основных мероприятий, проводимых в рамках федеральной целевой программы для реализации заявленных задач, являлось улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в целях удовлетворения потребностей сельского населения в благоустроенном жилье, привлечения и закрепления в сельской местности квалифицированных молодых специалистов (раздел III федеральной целевой программы).
Закрепленные в разделе II названной программы цели государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий направлены на реализацию предписаний Конституции Российской Федерации о праве на жилище (статья 40), о развитии человеческого потенциала (статья 34, часть 1; статья 37, часть 1), достоинстве личности (статья 21, часть 1) и приобретают характер конституционно значимых, исходя из чего осуществление конкретных мероприятий программы невозможно в отрыве от данных целей и вопреки им (абзац пятый пункта 3.1 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. N 2-П).
Как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 14 января 2020 г. N 2-П, принципы правовой определенности и поддержания доверия к закону и действиям государства, необходимость создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и условий для реализации права на жилище предопределяет недопустимость произвольного установления оснований для взыскания с граждан денежных средств, полученных ими в качестве социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности. Такая выплата представляет собой безвозмездную меру социальной поддержки, носящую целевой характер. Гражданам, действующим добросовестно и использующим полученную выплату по целевому назначению - для строительства (приобретения) жилья, должна быть обеспечена возможность в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности приобретенных прав и обязанностей (абзац второй пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. N 2-П).
При этом правовое регулирование отношений, связанных с реализацией права на жилище, в том числе с использованием средств социальной выплаты, должно обеспечивать каждому гарантированную статьями 45 (часть 1) и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации государственную, включая судебную, защиту данного конституционного права, которой надлежит быть полной и эффективной. Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, - иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным (постановления от 12 июля 2007 г. N 10-П, от 13 декабря 2016 г. N 28-П, от 10 марта 2017 г. N 6-П, от 11 февраля 2019 г. N 9-П и др.). Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено - вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан (абзац третий пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. N 2-П).
Нормы, регулирующие основания взыскания с граждан денежных средств в размере полученной ими социальной выплаты, во всяком случае не должны толковаться судами сугубо формально, без исследования и учета всех обстоятельства дела и оценки действий получателя выплаты (абзац пятый пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. N 2-П).
Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации можно сделать вывод, что осуществляемая в рамках федеральной и региональных целевых программ социальная выплата на строительство (приобретение) жилья в сельской местности представляет собой безвозмездную меру социальной поддержки для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе для молодых специалистов, изъявивших желание переехать на постоянное место жительство в сельскую местность и работать там в агропромышленном комплексе, не имеющих жилья в сельской местности там, где они работают, а также не имеющих достаточных собственных средств для его приобретения. Данная мера социальной поддержки предназначена для создания комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности, привлечения в сельскую местность молодых специалистов, обеспечения достойного существования, надлежащего уровня жизни и необходимого достатка граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых специалистов, то есть для выполнения конституционно значимых целей.
Следовательно, исходя из характера и предназначения предоставленной Давыдову В.Л. меры социальной поддержки - социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности на территории Чувашской Республики, эта социальная выплата по своей правовой природе может быть отнесена к денежным суммам, перечисленным в подпункте 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации и не подлежащим возврату в качестве неосновательного обогащения при отсутствии недобросовестности со стороны гражданина или счетной ошибки, в связи с чем вывод суда апелляционной инстанции о наличии оснований для взыскания с ответчика необоснованно полученной указанной социальной выплаты, сделан без учета правовой природы названной выплаты и не соответствует приведенному правовому регулированию.
Взыскивая с Давыдова В.Л. денежные средства в размере полученной социальной выплаты, суд апелляционной инстанций не учел правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 14 января 2020 г. N 2-П о недопустимости произвольного установления оснований для взыскания с граждан денежных средств, полученных ими в качестве социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, и формального подхода к делам, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона, что нарушило право Давыдова В.Л. на справедливую, компетентную, полную и эффективную судебную защиту, гарантированную каждому статьей 8 Всеобщей декларации прав человека, пунктом 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, пунктом 1 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, а также частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации.
Разрешая исковые требования администрации, суд апелляционной инстанций не принял во внимание конкретные обстоятельства включения Давыдова В.Л. в список участников мероприятий - получателей социальной выплаты в отсутствие одного из условий, предусмотренных пунктом 4 Типового положения к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", возложив бремя неблагоприятных последствий допущенных нарушений на гражданина, тем самым допустив формальный подход к разрешению настоящего спора.
Между тем судом было установлено, что молодым специалистом Давыдовым В.Л. для включения его в состав участников на получение социальной выплаты в администрацию Шихазанского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики были представлены документы, необходимые для включения его в названный состав участников в рамках федеральной и областной целевых программ, в том числе подтверждающие его работу в организации агропромышленного комплекса СХПК им. Кирова. По результатам рассмотрения этих документов постановлением главы администрации Шихазанского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики от 02 июня 2016 г. N1167 Давыдов В.Л. был признан участником мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках ФЦП "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года". Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики на основании этих сводных списков признало за Давыдовым В.Л. право на получение социальной выплаты, выдало ему свидетельство N35 от 21 июня 2017 г. о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, после чего администрацией Канашского района Чувашской Республики были перечислены Давыдову В.Л. денежные средства социальной выплаты на строительство жилого помещения (дома).
Полученная Давыдовым В.Л. социальная выплата использована им по целевому назначению: на строительство жилого дома по адресу: Чувашская Республика, "адрес".
В процессе реализации права на социальную выплату со стороны Давыдова В.Л. не было допущено недобросовестных, противоправных действий. Напротив, судом установлена незаконность в действиях администрации Шихазанского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики по включению Давыдова В.Л. в списки участников мероприятий - получателей социальных выплат при несоответствии его одному из обязательных условий, содержащихся в пункте 4 Типового положения к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (в течение не менее одного года на дату подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов).
Лишение в сложившейся ситуации молодого специалиста Давыдова В.Л. права на социальную выплату на строительство (приобретение) жилья в сельской местности на территории Чувашской Республики, не допустившего недобросовестных, противоправных действий при обращении в уполномоченные органы за реализацией права на социальную выплату, использовавшего данную выплату по ее целевому назначению, работающего в организации агропромышленного комплекса, имеющего состав семьи из четырех человек, двое из которых малолетние дети, и не имеющего жилье, советующего учетной норме площади жилого помещения в сельской местности там, где он работает, не будет отвечать целям государственной аграрной политики, направленным в том числе на привлечение молодых специалистов для работы в сельскую местность в агропромышленном комплексе, не имеющих достаточных собственных средств для улучшения жилищных условий. При подобном подходе предоставление выплаты на строительство (приобретение) жилья, по сути, утрачивает характер меры социальной поддержки граждан, избравших местом жительства сельскую местность, что противоречит целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни граждан.
Ввиду изложенного вывод суда апелляционной инстанций о взыскании с Давыдова в доход бюджета Канашского района Чувашской Республики полученной им социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности на территории Чувашской Республики нельзя признать соответствующим целям и задачам правового регулирования отношений по обеспечению жильем молодых специалистов, изъявивших желание проживать и работать в сельской местности в агропромышленном комплексе, и предназначению указанной социальной выплаты.
При таких обстоятельствах апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 30 июня 2021 г, с учетом определения от 09 июля 2021 г. об исправлении описки, судебная коллегия Шестого кассационного суда общей юрисдикции признает незаконным. Оно принято с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов Давыдова В.Л.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть все приведенное выше и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 30 июня 2021 г, с учетом определения от 09 июля 2021 г. об исправлении описки, отменить.
Дело направить на новое апелляционное рассмотрение в Верховный Суд Чувашской Республики.
Председательствующий Е.М. Балакирева
Судьи Л.В. Арзамасова
И.И. Петрова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.