Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Ившиной Т.В.
судей Бросовой Н.В, Трух Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу кассационную жалобу Баишевой Светланы Алексеевны на решение Салаватского межрайонного суда Республики Башкортостан от 11 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан от 24 июня 2021 года по гражданскому делу N 2-179/2021 по иску Баишевой Светланы Алексеевны к Администрации муниципального района Дуванский район РБ о признании права на жилое помещение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения государственного жилищного фонда, Заслушав доклад судьи Бросовой Н.В, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Баишева С.А. обратилась в суд с иском к Органу опеки и попечительства муниципального района Дуванский район РБ, в котором просила обязать ответчика включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения и обязать Администрацию муниципального района Дуванский район РБ за счет субвенций из бюджета предоставить во внеочередном порядке жилое помещение специализированного жилого фонда, отвечающего требованиям благоустроенности, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, не ниже установленных социальных норм предоставления. В обоснование требований указано, что истец с 1983 по 1987 годы воспитывалась в "данные изъяты" школе-интернате N для детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения в "адрес", находилась на полном государственном обеспечении. Мать ФИО1 была лишена родительских прав в отношении нее, отец ФИО2 был осужден в 1981 году и отбывал наказание в местах лишения свободы. По окончании обучения в 1987 году она приехала к своей сводной сестре в "адрес" и жила в ее доме. В 1988 году она обратилась в органы опеки по поводу выделения ей жилого помещения, но не получила помощи. По окончании "данные изъяты" в 1991 году она обратилась в органы опеки и попечительства, собрав документы, но не получила никакого ответа. В 2016 году она вновь обратилась в сектор опеки и попечительства Муниципального района Дуванский район РБ в связи с тем, что не реализовала право на получение жилья, представила документы, которые попросили представить, но ответа так и не получила. В настоящее время она проживает в съемной квартире, какого-либо жилого помещения в собственности, либо социальном найме не имеет.
Как полагает истец, она имеет право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения как лицо относящееся к лицам ранее имевших статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В ходе судебного разбирательства ненадлежащий ответчик орган опеки и попечительства муниципального района Дуванский район РБ был заменен на надлежащего ответчика - Администрацию муниципального района Дуванский район РБ. Орган опеки и попечительства муниципального района Дуванский район РБ привлечено в качестве третьего лица.
Решением Салаватского межрайонного суда Республики Башкортостан от 11 марта 2021 года в исковых требованиях Баишевой Светланы Алексеевны к Администрации муниципального района Дуванский район РБ о признании права на жилое помещение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения государственного жилищного фонда, отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан от 24 июня 2021 года решение Салаватского межрайонного суда Республики Башкортостан от 11 марта 2021 года оставлено без изменений.
В кассационной жалобе, поданной Баишевой С.А, ставится вопрос об отмене судебных актов и вынесении нового решения об удовлетворении требований.
Стороны в заседание судебной коллегии не явились, извещались надлежащим образом и своевременно.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дне слушания дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом, Баишева (Ушакова) С. А. родилась ДД.ММ.ГГГГ в "адрес" "адрес".
Решением Дуванского районного народного суда БАССР от 26 мая 1983 года мать ФИО10 - ФИО1 лишена родительских прав в отношении троих несовершеннолетних детей: дочери ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сына ФИО12 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сына ФИО13 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Приговором Кигинского районного народного суда БАССР от 14 декабря 1981 года отец Баишевой С.А. - ФИО2 осужден по части 2 статьи "данные изъяты" УК РСФСР к 2 годам лишения свободы в ИТК общего режима.
01 сентября 1983 года исполкомом Дуванского районного Совета народных депутатов БАССР принято решение просить Министерство просвещения БАССР об устройстве Ушаковой С.А. в детский дом, в связи с тем, что Ушакова С.А, ученица 4 класса "адрес" средней школы пребывает без родителей, так как мать лишена родительских прав, отец отбывает тюремное заключение.
29 августа 1983 года Ушаковой С.А. выдана путевка в "данные изъяты" школу-интернат N.
В период с августа 1983 года по август 1987 года Ушакова С.А. обучалась и воспитывалась в "данные изъяты" школе-интернате N для детей- сирот и детей, лишенных родительского попечения и находилась на полном государственном обеспечении.
Согласно заключению органа опеки и попечительства Дуванского района от декабря 1988 года были рассмотрены документы о восстановлении ФИО1 в родительских правах в отношении дочери ФИО5, сыновей ФИО14. Орган опеки пришел к выводу об отсутствии надлежащих условий для восстановления Ушаковой О.К. в родительских правах.
С 29 августа 1994 года по настоящее время Баишева (Ушакова) С.А. зарегистрирована по адресу: "адрес".
С 22 мая 2014 года Баишева С.А. является правообладателем объекта незавершённого строительства по адресу: "адрес".
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", установив, что до момента достижения 23-летнего возраста Баишева С.А. с заявлением об обеспечении ее жилым помещением в установленном законом порядке не обращалась, пришел к выводу о том, что с момента достижения 23-летнего возраста истец утратила право на предоставление ей данной меры социальной поддержки.
С данным выводом согласился суд апелляционной инстанции, указав, что до достижения возраста 23 лет дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Судом установлено, что на учете в администрации района как лицо, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающееся в жилом помещении Баишева С.А. ранее не состояла, с заявлением о постановке на такой учет обратилась в 2016 года (согласно исковому заявлению).
Доводы Баишевой С.А. о том, что она ранее обращалась в органы опеки с заявлением о постановке на такой учет до достижения 23 лет, судебная коллегия отклонила, поскольку они ничем не подтверждены, также судом не установлено объективных причин, препятствующих обращению истца в компетентный орган по вопросу постановки ее на учет в период с 18 до 23 лет.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены вынесенных судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
В соответствии с положениями статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища (часть 1). Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
На основании положений пункта 1 статьи 8 названного выше федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом этого пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом данного пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом этого пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Таким образом, федеральный законодатель определилоснования и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ.
Предоставление вне очереди жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
При этом предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. При обращении в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ мер социальной поддержки, так как при этом не соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2019 года N 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.
Согласно данным Правилам формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации. Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления, в порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией. Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по субъекту Российской Федерации. В список в том числе, включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 01.01.2013 г. или после 01.01.2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, отсутствие лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. В случае признания таких причин уважительными суды правомерно удовлетворяли требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма.
Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 года, при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет. Имели ли указанные лица возможность самостоятельно защищать свои права в период с момента достижения совершеннолетия, а также после этого, в связи с чем пропустили срок обращения для принятия на учет нуждающихся по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством по настоящему делу является наличие уважительных причин, препятствовавших истцу обращению в компетентный орган по вопросу постановки на жилищный учет до достижения им возраста 23 лет.
При таких обстоятельствах, суд первой и апелляционной инстанций, установив, что до достижения 23 лет истец не обращалась в органы местного самоуправления с заявлениями о принятии ее на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, на учете нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления в списке "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей" не состояла, при этом доказательств уважительности причин пропуска срока обращения не представлено, пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов судов не опровергли.
Позиция истца о том, что в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2019 года N 397 истец имеет право независимо от достижения возраста 23 лет на обеспечение жилым помещением во внеочередном порядке, основана на неправильном понимании и толковании норм материального права, регулирующего спорные правоотношения.
Иные доводы кассационной жалобы, в том числе ссылки на Постановление Правительства РФ от 04 апреля 2019 года, о наличии вины органов местного самоуправления и органов опеки и попечительства в пропуске срока обращения с заявлениями о постановке на учет в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями как лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по существу направлены на иную оценку представленных сторонами доказательств и иное толкование норм материального права.
Кассационная инстанция при проверке законности судебных постановлений нижестоящих судов не вправе входить в обсуждение фактической стороны дела. Исследование и оценка представленных лицами, участвующими в деле, доказательств в подтверждение своих доводов и возражений, установление обстоятельств, на которых основаны изложенные в судебных постановлениях выводы, отнесены законом к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций.
Кассационная жалоба не содержит указаний на обстоятельства, которые не были учтены судом и не получили правовую оценку.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего гражданского дела судом апелляционной инстанции не было допущено нарушений или неправильного применение норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений.
Каких-либо доказательств, опровергающих выводы суда и свидетельствующих о неправильном применении норм законодательства, не содержат, в связи с чем они не могут явиться основанием для отмены апелляционного определения.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Салаватского межрайонного суда Республики Башкортостан от 11 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан от 24 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Баишевой Светланы Алексеевны без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Ившина
Судьи Н.В. Бросова
Е.В. Трух
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.