Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Полянина О.А., рассмотрев жалобу директора муниципального унитарного предприятия "Водоканал города Курска" (далее МУП "Курскводоканал", предприятие) Машошина Олега Леонидовича (далее Машошин О.Л.) на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее Росприроднадзор) от 29 декабря 2020 года N 295/1-В, решение судьи Курского районного суда Курской области от 23 апреля 2021 года, решение судьи Курского областного суда от 08 июля 2021 года, вынесенные в отношении МУП "Курскводоканал" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора от 29 декабря 2020 года N 295/1-В, оставленным без изменения решением судьи Курского районного суда Курской области от 23 апреля 2021 года, решением судьи Курского областного суда от 08 июля 2021 года, МУП "Курскводоканал" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 80 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, директор МУП "Курскводоканал" Машошин О.Л. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу актов, ссылаясь на их незаконность, и прекращении производства по делу. В обоснование доводов жалобы указывает, что предприятие о проведении проверки не уведомлялось.
Изучение доводов жалобы и материалов дела позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных этим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Статьей 39 Водного кодекса Российской Федерации на собственников и водопользователей водных объектов возложены обязанности, в том числе не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения; информировать уполномоченные исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водных объектах; своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах; вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти; выполнять иные предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами обязанности.
В силу части 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Частью 2 статьи 55 Водного кодекса Российской Федерации определено, что при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
В соответствии с частью 1 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации гидротехнических сооружений и при внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов, должны соблюдаться нормативы допустимого воздействия на водные объекты, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Как следует из пункта 4 статьи 23 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно частям 1, 2 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.
Частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, в том числе юридических лиц за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как усматривается из материалов дела МУП "Курскводоканал" является водопользователем, осуществляющим использование водного объекта (реки Сейм) для сброса сточных вод на основании разрешения N С-1-20-Л от 23 марта 2020 года со сроком действия до 23 марта 2021 года, выданного межрегиональным управлением Росприроднадзора, частью которого является Перечень и количество загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу в реку Сейм из выпуска N 1 (производственные и хозяйственно-бытовые) на 560 км от устья реки.
Решением о предоставлении водного объекта в пользование от 27 декабря 2017 года N 147 МУП "Курскводоканал" предоставлено право пользования водным объектом (рекой Сейм) для сброса сточных вод.
При проведении в период с 07 сентября 2020 года по 22 сентября 2020 года рейдовой выездной проверки государственным инспектором управления с привлечением специалистов филиала "ЦЛАТИ по Курской области" ФГБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" отобраны пробы воды из реки Сейм в контрольных точках, установленных программой наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной (в месте сброса сточных вод в реку Сейм из выпуска сточных вод, из реки Сейм - 400 м выше сброса сточных вод, из реки Сейм - 500 м ниже сброса сточных вод) и в районе с. Анахино.
По результатам анализа проб сточной воды в деятельности МУП "Курскводоканал" установлены нарушения части 1 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", части 2 статьи 55, части 6 статьи 56, пункта 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации, выразившиеся в превышении допустимых концентраций содержания взвешенных веществ, азота аммонийного, фосфора, растворенных форм меди, железа общего, марганца, ХПК, АПАВ, нефтепродуктов, БПК5, БПКП и др, нормативы которых установлены в Разрешении на сбросы веществ и микроорганизмов в водные объекты от 23 марта 2020 года N С-1-20-Л.
Указанные нарушения правил водопользования явились основанием для привлечения предприятия к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановлением должностного лица Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора, с выводами которого согласились судьи районного и областного судов.
Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Действия МУП "Курскводоканал" правильно квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства в области охраны окружающей среды и водных объектов.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо административного органа и судебные инстанции сочли, что МУП "Курскводоканал" имело возможность для соблюдения законодательства, регламентирующего водопользование, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопреки доводам жалобы, выездная рейдовая проверка проведена по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в результате выявления нарушений правил водопользования в ходе планового (рейдового) осмотра реки Сейм в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.
Доводы жалобы являлись предметом проверки судебных инстанций, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях МУП "Курскводоканал" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении предприятия к административной ответственности по части 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 названного Кодекса для данной категории дел. Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление государственного инспектора Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора" от 29 декабря 2020 года, решение судьи Курского районного суда Курской области от 23 апреля 2021 года, решение судьи Курского областного суда от 08 июля 2021 года, вынесенные в отношении МУП "Курскводоканал" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу директора МУП "Курскводоканал" Машошина О.Л. - без удовлетворения.
Судья О.А. Полянина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.