Заместитель председателя Первого кассационного суда общей юрисдикции Переверзева И.Н., рассмотрев жалобу защитника товарищества собственников недвижимости "Коттеджный поселок "Виктория" Туктарова Дмитрия Рафаиловича на вступившие в законную силу постановление судьи Первомайского районного суда г. Пензы от 26 апреля 2021 года, решение судьи Пензенского областного суда от 03 июня 2021 года, вынесенные в отношении товарищества собственников недвижимости "Коттеджный поселок "Виктория" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Первомайского районного суда г. Пензы от 26 апреля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Пензенского областного суда от 03 июня 2021 года, товарищество собственников недвижимости "Коттеджный поселок "Виктория" (далее - ТСН "Коттеджный поселок "Виктория", Товарищество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник ТСН "Коттеджный поселок "Виктория" Туктаров Д.Р. просит отменить названные акты, вынесенные в отношении Товарищества по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ТСН "Коттеджный поселок "Виктория" к административной ответственности) нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до трех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.
Пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ установлено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26 сентября 2001 года N 24 утверждены СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - СанПиН 2.1.4.1074-01).
Питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети (пункты 3.1, 3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01).
В соответствии с пунктом 3.4.1 СанПиН 2.1.4.1074-01 безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам по обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение (таблица 2).
Согласно пункту 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 благоприятные органолептические свойства воды определяются ее соответствием нормативам, указанным в таблице 4, а также нормативам содержания веществ, оказывающих влияние на органолептические свойства воды, приведенным в таблицах 2 и 3 и в Приложении 2.
Производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе.
Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети (пункт 4.2 СанПиН 2.1.4.1074-01).
Как усматривается из материалов дела, в ходе проверки ТСН "Коттеджный поселок "Виктория", проведенной с 10 часов 40 минут до 11 часов 40 минут 19 февраля 2021 года должностными лицами Управления Роспотребнадзора по Пензенской области выявлены факты нарушения требований санитарного законодательства, а именно: не организован и не проводился производственный лабораторный контроль качества питьевой воды в системе водоснабжения по микробиологическим, органолептическим, химическим, радиологическим показателям в течение 2020 года, находящейся на обслуживании ТСН "Коттеджный поселок Виктория" в соответствии с рабочей программой производственного контроля качества питьевой воды, согласованной с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора, что подтверждается отсутствием протоколов лабораторных исследований питьевой воды, что является нарушением требований пункта 4.2. СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего питьевого водоснабжения".
Кроме того, согласно экспертному заключению ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенской области" N1.266/4.1-21 от 25 февраля 2021 года к протоколу лабораторных исследований N от 24 февраля 2021 года проба питьевой воды, отобранная из артезианской скважины N по "адрес" в "адрес" не соответствует требованиям пункта 3.5, таблицы 4 СанПиН 2.1.4.1074-01 по органолептическим показателям: запах при 20 С составляет 3 балла при норме не более 2 баллов.
Приведенные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении N от 16 марта 2021 года, коллективным обращением в Управление Роспотребнадзора по Пензенской области жителей "адрес" и "адрес" от 12 января 2021 года, определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования N от 29 января 2021 года, протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 19 февраля 2021 года, протоколом N201-АР от 19 февраля 2021 года отбора (изъятия) проб и образцов, заключением эксперта N1.266/4.1-21 от 25 февраля 2021 года и протоколом лабораторных исследований N от 24 февраля 2021 года, рабочей программой производственного контроля качества питьевой воды ТСН "Коттеджный поселок Виктория" на 2015-2020 годы; индивидуальной карточкой органолептического анализа ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенской области" и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние ТСН "Коттеджный поселок Виктория" образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о том, что ТСН "Коттеджный поселок Виктория" не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, несостоятельны.
ТСН "Коттеджный поселок Виктория" осуществляет добычу подземных вод в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения по адресу: "адрес" на основании лицензии на пользование недрами серии N, выданной 24 июля 2017 года министром лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области.
Из материалов дела следует, что отбор проб воды питьевой централизованных систем холодного водоснабжения, который по показателям (запах) при 20 С составил 3 балла, производился из скважины N, расположенной по адресу: "адрес" зоне балансовой принадлежности и ответственности ТСН "Коттеджный поселок Виктория".
Кроме того, в ТСН "Коттеджный поселок Виктория" не организован и не проводился производственный лабораторный контроль качества питьевой воды в системе водоснабжения по микробиологическим, органолептическим, химическим, радиологическим показателям в течение 2020 года.
Частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае ТСН "Коттеджный поселок Виктория", имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности по статье 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы, в том числе об отсутствии в действиях Товарищества состава вмененного административного правонарушения со ссылкой на то, что водоснабжение ТСН "Коттеджный поселок Виктория" не является централизованным, приводились в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, проверены нижестоящими судебными инстанциями и обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в оспариваемых судебных актах. Оснований не согласиться с выводами нижестоящих судов не имеется.
Доводы жалобы о наличии в деле неустранимых сомнений, которые в силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должны быть истолкованы в пользу Товарищества, не соответствуют действительности, так как каких-либо неустранимых сомнений в виновности юридического лица по делу не усматривается.
Иные доводы жалобы, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, являются несущественными и не влияют на законность принятых решений.
Административное наказание назначено ТСН "Коттеджный поселок Виктория" в пределах санкции статьи 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении названного лица к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных постановлений не усматривается.
Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемых актов, при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
Заявленное в дополнение к жалобе ходатайство о восстановлении срока обжалования принятых по делу актов не подлежит рассмотрению, поскольку Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит срока, в течение которого может быть подана жалоба, протест на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель председателя Первого кассационного суда общей юрисдикции
постановила:
постановление судьи Первомайского районного суда г. Пензы от 26 апреля 2021 года, решение судьи Пензенского областного суда от 03 июня 2021 года, вынесенные в отношении товарищества собственников недвижимости "Коттеджный поселок "Виктория" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу защитника товарищества собственников недвижимости "Коттеджный поселок "Виктория" Туктарова Дмитрия Рафаиловича - без удовлетворения.
Заместитель председателя суда И.Н. Переверзева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.