Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Васьляева В.С, Гайдарова М.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Абрамовой Л.М. на решение Земетчинского районного суда Пензенской области от 1 июня 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пензенского областного суда от 12 августа 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Пензенской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 6 по Пензенской области) к Абрамовой Л.М. о взыскании задолженности по обязательным платежам.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Желонкиной Г.А, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Межрайонная ИФНС России N 6 по Пензенской области обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила взыскать с Арамовой Л.М. задолженность по транспортному налогу за 2014, 2015, 2016, 2017, 2018 годы в размере 3329 рублей 55 копеек.
В обоснование заявленных требований налоговый орган указал, что Абрамова Л.М. являлась собственником транспортного средства N, государственный регистрационный знак N, а следовательно, плательщиком транспортного налога. В адрес налогоплательщика направлялись налоговые уведомления и требования об уплате недоимки и пени, которые остались без исполнения. В связи с неисполнением требования об уплате налога и пени в установленный срок, налоговый орган обратился с заявлением к мировому судье судебного участка N "адрес" о выдаче судебного приказа, который выдан 21 августа 2020 года. В связи с поступившими возражениями должника судебный приказ отменен 1 сентября 2020 года.
Решением Земетчинского районного суда Пензенской области от 1 июня 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пензенского областного суда от 12 августа 2021 года, административные исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной 14 сентября 2021 года почтой через Земетчинский районный суд Пензенской области, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 22 сентября 2021 года, Абрамова Л.М. просит отменить судебные акты в связи с нарушением норм материального права. Указывает, что транспортное средство N находилось в собственности ее супруга, который погиб в 1975 году в дорожно-транспортном происшествии, управляя данным автомобилем. Судьба автомобиля ей неизвестна, в права наследования она не вступала.
На кассационную жалобу поданы письменные возражения Межрайонной ИФНС России N 6 по Пензенской области
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно, в надлежащей форме, информация имеется, в том числе на официальном сайте суда, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Как следует из материалов административного дела, с 1985 года за Абрамовой Л.М. зарегистрировано транспортное средство - автомобиль легковой N, мощностью 40 л.с, 1975 года выпуска, государственный регистрационный знак N.
Административному ответчику как налогоплательщику был начислен транспортный налог за 2015 год в размере 600 рублей сроком уплаты до 1 декабря 2016 года (налоговое уведомление от 13 сентября 2016 года N); за 2014 и 2016 годы в общем размере 1160 рублей (560 рублей и 600 рублей соответственно) сроком уплаты до 1 декабря 2017 года (уведомление от 23 сентября 2017 года N); за 2017 год в размере 600 рублей сроком уплаты до 3 декабря 2018 года (уведомление от 6 сентября 2018 года N); за 2018 год в размере 600 рублей сроком уплаты до 2 декабря 2019 года (уведомление от 25 июля 2019 года N), которые направлены Абрамовой Л.М. заказной почтой.
В установленный законом срок транспортный налог не уплачен, в связи с чем административному ответчику заказной почтой направлены требования об уплате недоимок по транспортному налогу и пени:
- за 2015 год от 19 декабря 2016 года N на сумму недоимки 600 рублей и пени в размере 3 рублей 40 копеек, начисленных за период с 2 декабря 2016 года по 18 декабря 2016 года, сроком исполнения до 27 января 2017 года;
- за 2014, 2016 годы от 28 февраля 2018 года N на сумму 1160 рублей и пени в размере 26 рублей 52 копеек, начисленных за период с 2 декабря 2016 года по 18 декабря 2016 года (12 рублей 80 копеек на недоимку 560 рублей за 2014 год и 13 рублей 72 копеек на недоимку 600 рублей за 2016 год), сроком исполнения до 18 апреля 2018 года;
- за 2017 год от 31 января 2019 года N на сумму 600 рублей и пени в размере 8 рублей 93 копеек, начисленных за период с 4 декабря 2018 года по 30 января 2019 года, сроком исполнения до 26 марта 2019 года;
- от 10 июля 2019 года N об уплате в срок до 13 ноября 2019 года пеней в сумме 321 рубля 65 копеек, начисленных на недоимку по транспортному налогу за 2014 год за период с 28 февраля 2018 года по 9 июля 2019 года в размере 69 рублей 61 копейки, за 2015 год за период с 19 декабря 2016 года по 9 июля 2019 года в размере 152 рублей 77 копеек, за 2016 год за период с 28 февраля 2018 года по 9 июля 2019 года в размере 74 рублей 59 копеек, за 2017 год за период с 31 января 2019 года по 9 июля 2019 года в размере 24 рублей 68 копеек;
- от 13 февраля 2020 года N об уплате в срок до 7 апреля 2020 года транспортного налога за 2018 год в размере 600 рублей и пеней в размере 9 рублей 05 копеек, начисленных за период с 3 декабря 2019 года по 12 февраля 2020 года.
По заявлению налогового органа исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка N "адрес" был вынесен судебный приказ от 21 августа 2020 года о взыскании с Абрамовой Л.М. указанных выше сумм недоимки и пени, который в связи с поступившими от должника возражениями определением мирового судьи от 1 сентября 2020 года отменен.
26 февраля 2021 года налоговый орган обратился в суд с настоящим административным иском.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что транспортный налог и пени начислены обоснованно, расчет сумм налога и пени соответствует закону, порядок и процедура направления уведомлений об уплате налога и требований соблюдены, срок обращения в суд налоговым органом соблюден.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 357 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса.
Главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено взыскание транспортного налога, отнесенного к региональным налогам и сборам. Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств (пункт 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации).
На территории Пензенской области транспортный налог введен в действие Законом Пензенской области от 18 сентября 2002 года N 397-ЗПО. Ставка транспортного налога для автомобиля легкового с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73, 55 кВт) включительно, с года выпуска которых прошло свыше 15 лет установлена 14 рублей (до 1 января 2015 года) и 15 рублей (с 1 января 2015 года) с каждой лошадиной силы.
При наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога в соответствии с положениями статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации.
Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней (статьи 72, 75 Налогового кодекса Российской Федерации).
В статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога физическим лицом в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 и абзацем 3 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, нормы материального права судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда первой и апелляционной инстанций об удовлетворении заявленных требований правильными.
Довод кассационной жалобы о том, что у административного ответчика автомобиль N отсутствует, дальнейшая судьба транспортного средства не известна, не состоятелен, был предметом рассмотрения и правомерно отклонен судом апелляционной инстанции.
Согласно пункту 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются, в частности, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 358 поименованного кодекса).
В силу абзаца первого статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 данного кодекса, если иное не предусмотрено названной статьей.
По смыслу приведенных норм права налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, за которыми зарегистрировано транспортное средство.
Указанная правовая позиция отражена в пункте 2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 26 января 2017 года N 149-0, согласно которой федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика (статьи 357 и 358), что само по себе не может расцениваться как нарушение прав налогоплательщиков.
В пункте 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации определены конкретные случаи, в которых обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается.
Перечень транспортных средств, которые не являются объектами налогообложения по транспортному налогу, приведен в пункте 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации и является исчерпывающим.
При этом уничтожение объекта налогообложение (полная его гибель) не входит в перечень случаев, предусмотренных названным пунктом 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации, при которых транспортный налог не подлежит начислению.
Таким образом, действующее законодательство связывает момент возникновения обязанности по уплате налога либо прекращения такой обязанности с действиями налогоплательщика. Так, на последнего возлагается обязанность, в том числе по обращению в компетентные органы с заявлением о постановке или снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, то есть регистрация носит заявительный характер, риски наступления неблагоприятных последствий несовершения таких действий лежат именно на налогоплательщике.
Налоговое законодательство не связывает необходимость уплаты транспортного налога с возможностью осуществления фактического пользования и эксплуатации автомобиля, вопреки доводам кассационной жалобы, не является основанием для освобождения владельца автомобиля от уплаты транспортного налога.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению спора, судом первой и апелляционной инстанций не допущено, обстоятельства, имеющие значение для дела, определены правильно, выводы, изложенные в судебных актах, являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами.
Кассационная жалоба не содержит оснований, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которые могли быть поводом к отмене оспариваемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Земетчинского районного суда Пензенской области от 1 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пензенского областного суда от 12 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Абрамовой Л.М. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 27 октября 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.