Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующей Желонкиной Г.А, судей Кривенкова О.В, Найденовой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кольжанова Виктора Федоровича на решение Балаковского районного суда Саратовской области от 9 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 24 июня 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Саратовской области к Кольжанову Виктору Федоровичу о взыскании налога, страховых взносов, пеней.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Кривенкова О.В, объяснения представителя административного истца Шикуновой Л.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, и представителя административного ответчика Фроловой Н.И, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 2 по Саратовской области (далее - МИФНС России N 2 по Саратовской области, Инспекция) обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила взыскать с Кольжанова В.Ф. налог на доходы физических лиц за 2018 год в размере 732 317 рублей, пени в размере 23 263 рублей 27 копеек за период с 27 сентября 2019 года по 28 ноября 2019 года, штраф за 2018 год в размере 73 231 рубль 50 копеек; страховые взносы на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды с 1 января 2017 года: налог за 2018 год в размере 106 рублей 61 копейка, пени в размере 4 рублей 24 копеек с 10 января 2018 года по 15 мая 2018 года, 16 мая 2018 года по 21 июня 2018 года, с 22 июня 2018 года по 22 октября 2018 года; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды с 1 января 2017 года: налог за 2018 год в размере 498 рублей 68 копеек, пени в размере 20 рублей 23 копеек с 10 января 2018 года по 15 мая 2018 года, 16 мая 2018 года по 21 июня 2018 года, с 22 июня 2018 года по 22 октября 2018 года. В обоснование заявленных требований указала, что решением МИФНС России N 2 по Саратовской области от 26 сентября 2019 года N Кольжанов В.Ф. привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что им неправомерно не задекларировал доход от продажи объектов недвижимости "данные изъяты" земельных участков) и ценных бумаг. Кольжанову В.Ф. назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 73 231 рубль 50 копеек, начислена недоимка по налогу на доходы физических лиц в сумме 732 316 рублей 71 копейка и пени в размере 12 888 рублей 78 копеек.
Кроме того, Кольжанов В.Ф. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. В связи с чем, на него возложена также обязанность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское и пенсионное страхование. В связи с наличием недоимки по налогам в адрес Кольжанова В.Ф. было направлено требование N по состоянию на 22 октября 2018 года со сроком уплаты до 14 ноября 2018 года. Сумма штрафа, недоимка по налогу на доходы физических лиц, пени, задолженности по страховым взносам была взыскана судебным приказом мирового судьи судебного участка "данные изъяты" Саратовской области от 21 февраля 2020 года. Данный судебный приказ отменён определением мирового судьи от 17 марта 2020 года в связи с поступившими от должника возражениями.
Решением Балаковского районного суда Саратовской области от 9 апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 24 июня 2021 года, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе, поданной 16 сентября 2021 года через суд первой инстанции, Кольжанов В.В. просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты. В обоснование доводов указывает, что, несмотря на нахождение административного ответчика на самоизоляции, его ходатайство об отложении и его желание участвовать в судебном заседании, районным судом дело рассмотрено в его отсутствие. Кроме того, обращает внимание на то, что судом не были запрошены актуальные данные о наличии задолженности на дату вынесения решения суда, и не разрешено его ходатайство о снижении штрафных санкций.
МИФНС России N 2 по Саратовской области представила письменные возражения, в которых просила отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и представленных возражений, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Согласно статьи 57 Конституции Российской Федерации и статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с пунктом 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В силу статьи 209 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и от источников за пределами Российской Федерации.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 208 Налогового кодекса Российской Федерации к доходам от источников в Российской Федерации отнесены доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление и уплату налога в соответствии с указанной статьей производят физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 данного Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по исчислению и уплате налога в случае, если он не был удержан налоговым агентом, возлагается на самих налогоплательщиков - физических лиц. При этом согласно пункту 1 статьи 229 и пункту 4 статьи 228 указанного Кодекса такие физические лица обязаны представить в налоговой орган по месту жительства налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц в срок не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, а также обязуется уплатить исчисленную сумму налога в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели признаются плательщиками страховых взносов.
В силу с положениями статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно части 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 названного Кодекса, если иное не предусмотрено указанной статьей. В соответствии с частью 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, в срок, установленный абзацем вторым указанного пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 данного Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
При этом с 1 января 2017 года в соответствии с пунктом 2 статьи 4, статьей 5 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" указанные полномочия принадлежат налоговым органам.
Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней (статья 72 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75); порядок исполнения обязанности по уплате налога налогоплательщиком - физическим лицом предполагает обязанность налогового органа исчислить подлежащую уплате сумму налога и направить налогоплательщику уведомление, а впоследствии, если налог не был уплачен, требование об уплате (статьи 45, 52). Принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 статьи 48).
В статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 названного Кодекса (пункт 3 статьи 75). Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Кольжанов В.Ф. решением МИФНС России N 2 по Саратовской области от 26 сентября 2019 года N привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что им неправомерно не задекларирован доход от продажи объектов недвижимости ("данные изъяты" земельных участков), ценных бумаг, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 73 231 рубль 50 копеек, начислена недоимка по налогу на доходы физических лиц в сумме 732 316 рублей 71 копейки и пени в размере 12 888 рублей 78 копеек.
Указанное решение налогового органа являлось предметом судебной проверки. Решением Балаковского районного суда Саратовской области от 6 февраля 2020 года по делу N, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 26 июня 2020 года, отказано в удовлетворении административного иска Кольжанов В.Ф. об оспаривании решения МИФНС России N 2 по Саратовской области от 26 сентября 2019 года N о привлечении его к налоговой ответственности. Кассационным определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 21 сентября 2020 года Кольжанову В.Ф. отказано в удовлетворении кассационной жалобы, указанные судебные акты оставлены без изменения.
Также Кольжанов В.Ф. является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере и страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в связи с наличием статуса индивидуального предпринимателя в период с 5 июня 2017 года по 5 июня 2018 года.
Заказным письмом 29 октября 2018 года Инспекцией в адрес Кольжанова В.Ф. направлено налоговое уведомление N от 22 октября 2018 года о необходимости в срок до 14 ноября 2018 года уплатить страховые взносы на обязательное медицинское страхование и пенсионное страхование, что подтверждается реестром заказной корреспонденции.
В адрес Кольжанова В.Ф. 29 ноября 2019 года в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика направлено требование N об уплате в срок до 9 января 2020 года налога на доходы физических лиц за 2018 год, пеней, штрафа.
Мировым судьей судебного участка "данные изъяты" Саратовской области 21 февраля 2020 года по заявлению МИФНС России N 2 по Саратовской области выдан судебный приказ о взыскании с Кольжанова В.Ф. задолженности по налогам, штрафам, страховым взносам и пеням, который определением мирового судьи от 17 марта 2020 года в связи с поступившими возражениями административного ответчика был отменен. С административным иском Инспекция обратилась 8 июня 2020 года. Срок на обращение с заявлением о вынесении судебного приказа (с 9 января 2020 года по 9 апреля 2020 года) и срок на обращение в суд с административным иском (с 17 марта 2020 года по 17 сентября 2020 года), предусмотренные статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, Инспекцией были соблюдены.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, районный суд, с которым согласился апелляционный суд, проверил соблюдение налоговым органом порядка и сроков направления требования, правильность исчисления размера налога, страховых взносов и пеней, срока обращения в суд и пришел к выводу о наличии оснований для взыскания с Кольжанова В.Ф. указанных сумм недоимок.
Как правильно указано апелляционным судом, доказательств оплаты задолженности или иной расчёт Кольжановым В.Ф. в материалы дела не представлены, поэтому его ссылки об отсутствии задолженности на дату вынесения решения, несостоятельны.
Кроме того, при рассмотрении дела судами установлено, что в ходе камеральной проверки на основании подпункта 4 пункта 5 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом выявлены обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения: несоразмерность деяния тяжести наказания, что соответствует статье 112 Налогового кодекса Российской Федерации. В связи с чем, на основании пункта 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации размер штрафа был уменьшен в два раза. Поскольку установленный Инспекцией в решении размер уменьшенных штрафных санкций отвечает критерию соразмерности, принципам справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, оснований для снижения штрафных санкций не имеется.
Ссылка Кольжанова В.Ф. на необоснованность отказа в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания, назначенного на 9 апреля 2021 года, также признана судом необоснованной, поскольку нахождение в режиме самоизоляции не свидетельствует о безусловной обязанности суда отложить рассмотрение дела, поскольку доказательств невозможности участия в судебном заседании и обеспечения явки представителя не представлено.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения судом апелляционной инстанции, им дана соответствующая оценка, они обоснованно отклонены, так как не подтверждаются материалами дела и опровергнуты при рассмотрении дела в апелляционной инстанции.
Судебная коллегия полагает выводы судов первой и апелляционной инстанций правильными, все юридически значимые обстоятельства определены верно, исследованы, доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационная жалоба, каких-либо иных доводов, обосновывающих необходимость отмены принятых по делу судебных постановлений, не содержит и сводится лишь к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов, а также выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств. В остальном доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного ответчика в суде апелляционной инстанций, они были предметом рассмотрения суда, им дана надлежащая правовая оценка и на правильность судебных актов, постановленных в соответствии с законом, не влияют.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Балаковского районного суда Саратовской области от 9 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 24 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кольжанова Виктора Федоровича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 18 ноября 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.