Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С. и Гайдарова М.Б, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Якушевой Дарьи Олеговны на решение Кировского районного суда города Саратова от 30 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 2 сентября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Аникиной Анастасии Сергеевны, Агафоновой Эльвиры Алексеевны, Анюшкиной Марины Александровны, Балавиной Веры Александровны, Беляева Виктора Анатольевича, Бломберус Марии Артуровны, Богачевой Кристины Викторовны, Бухалкиной Аллы Александровны, Воробьевой Натальи Викторовны, Галаховой Марии Алексеевны, Галицкого Станислава Викторовича, Гарлыбаевой Аллы Владимировны, Гацук Виталия Николаевича, Голондаревой Ольги Михайловны, Граблиной Светланы Александровны, Грековой Анастасии Евгеньевны, Грековой Натальи Николаевны, Дьячковой Марины Сергеевны, Дюсмитовой Ирины Владимировны, Дятлова Евгения Евгеньевича, Еремина Ивана Викторовича, Ерюшевой Марии Алексадровны, Железновой Татьяны Сергеевны, Ипатовой Валерии Вячеславовны, Карпова Игоря Александровича, Карпова Энвэра Александровича, Качановой Анастасии Германовны, Конновой Натальи Александровны, Кочкиной Дианы Олеговны, Ктиторова Сергея Алексеевича, Ктиторовой Елены Алексеевны, Логинова Александра Сергеевича, Лукиной Анны Андреевны, Мавлютовой Алсу Харисовны, Мельникова Евгения Юрьевича, Мурахтановой Галины Сергеевны, Мусса Алены Георгиевны, Оглу Даниила Рамэшевича, Оглу Дмитрия Рамэшевича, Орловой Розы Дамировны, Петросян Ануш Виленовны, Рубцова Николая Юрьевича, Русяева Сергея Сергеевича, Сергеевой Елены Валерьевны, Сисеновой Екатерины Сагынгалиевны, Смирнова Владимира Владимировича, Солодко Дарьи Сергеевны, Султанова Григория Сагынгалиевича, Сухановой Марины Алексеевны, Толстых Виктории Александровны, Толчиной Виктории Николаевны, Фисенко Анастасии Андреевны, Харьковского Сергея Васильевича, Чопурян
Евгении Викторовны, Шаровой Елены Александровны, Ширяева Михаила Викторовича, Яненской Алены Алексеевны, Гамина Ивана Сергеевича, Хорольской Людмилы Васильевны, Абдрашитовой Инны Александровны, Абубекировой Ульяны Дмитриевны, Антиповой Ольги Сергеевны, Антоновой Анжелики Сергеевны, Архиповой Екатерины Михайловны, Бабкиной Алины Евгеньевны, Байдусовой Нурии Тюлюгеновны, Беляевой Надежды Сергеевны, Болдубаева Эльдара Казьюлаевича, Буцаевой Анастасии Николаевны, Гвоздюка Максима Львовича, Глуховой Елены Николаевны, Зайцевой Екатерины Владимировны, Ивановой Надежды Александровны, Калиева Олега Фатикулловича, Кизенкова Владислава Константиновича, Кудряшовой Александры Игоревны Кулагиной Алины Сергеевны, Кулагиной Карины Алексеевны, Лим Ольги Викторовны, Макарова Александра Сергеевича, Масловой Анастасии Сергеевны, Милешкина Юрия Вячеславовича, Мироновой Лилии Сергеевны, Мотыревой Татьяны Сергеевны, Мухтаровой Галимы Галимжановны, Неверовой Елены Юрьевны, Орехова Юрия Михайловича, Павлова Романа Геннадьевича, Петрова Сергея Сергеевича, Прошиной Майи Алексеевны, Смирновой Ирины Михайловны, Стукальской Екатерины Александровны, Суховой Юлии Сергеевны, Таушановой Татьяны Юрьевны, Федюшина Владимира Александровича, Франк Надежды Викторовны, Чугуновой Зарины Валерьевны, Якушевой Дарьи Олеговны, Тютюниковой Татьяны Николаевны, Калашникова Владимира Николаевича к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области об оспаривании действий (бездействия).
Заслушав доклад судьи Васляева В.С, пояснения представителя Якушевой Д.О. - Вербицкой С.Н, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
административные истцы, обладающие статусом дети-сироты и приравненных к ним лиц, внесены в список министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, как нуждающиеся в обеспечении благоустроенным жилым помещением.
Ввиду длительного неисполнения административным ответчиком требований действующего законодательства по предоставлению жилых помещений, административные истца обращались в разное время в суд за защитой нарушенного права.
Решениями Кировского районного суда города Саратова на министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области возложена обязанность предоставить упомянутым административным истцам благоустроенные жилые помещения, каждое общей площадью не менее 30 кв.м. по договору найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда Саратовской области.
В связи с тем, что судебные решения длительное время министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области не исполняются, жилые помещения не предоставляются, административные истцы обратились в суд с настоящим коллективным административным иском, в котором просили признать бездействие названного министерства незаконным.
Решением Кировского районного суда города Саратова от 30 октября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 2 сентября 2021 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, направленной 4 октября 2021 года в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции (поступила 14 октября 2021 года), Якушевой Д.О, в лице представителя Вербицкой С.Н, ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных актов ввиду их незаконности и необоснованности, с принятием по делу нового решения об удовлетворении административного иска.
Доводы кассационной жалобы аналогичны позиции заявителя, изложенной в судах первой и апелляционной инстанции, и сводятся к несогласию с бездействием административного ответчика по не исполнению решения Кировского районного суда города Саратова по предоставлению жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда Саратовской области.
Определением судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 18 октября 2021 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции.
О времени и месте рассмотрения дела иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом. Руководствуясь ч. 2 ст. 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив представленные материалы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судебными инстанциями допущено не было.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Разрешая заявленные требования по существу и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, с которым согласилась судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда, руководствуясь положениями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Саратовской области от 2 августа 2012 года N 123-3CO "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области", пришел к выводу об отсутствии оснований для признания бездействия административного ответчика незаконным.
С указанными выводами следует согласиться.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9 ст. 8 указанного Федерального закона).
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Пунктом 10 постановления Правительства Саратовской области от 14 мая 2005 года N 168-П "Вопросы министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области" закреплено, что рассмотрение вопросов предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда области отдельным категориям граждан отнесено к компетенции названного министерства.
В силу п. 2 ст. 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
Из материалов дела следует и судами установлено, что финансирование министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области осуществляется за счет средств областного бюджета, исполнение решений суда возможно на основании государственных контрактов на приобретение (строительство) жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда, заключение которых требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков.
Законом Саратовской области от 21 ноября 2019 года N 115-ЗСО "О внесении изменений в Закон Саратовской области "Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений на 2020 год предусмотрены средства в размере 134217, 3 тысячи рублей.
Суды нижестоящих инстанций, давая оценку действиям (бездействию) административного ответчика, с учетом установленных и исследованных по делу обстоятельств, свидетельствующих о совершении министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области действий, направленных на исполнение судебных решений по предоставлению жилых помещений административным истцам (часть из которых исполнена), пришли к выводу об отсутствии со стороны административного ответчика допущенного незаконного бездействия.
При этом, судами отмечено, что министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области в адрес министерства финансов Саратовской области ежемесячно направляются обращения-заявки об увеличении бюджетных ассигнований на реализацию мероприятия "Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", из специализированного государственного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
С данными выводами судов первой и апелляционной инстанций судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым судами по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Вопреки доводам кассационной жалобы, сама по себе несвоевременность исполнения решений суда не свидетельствует о противоправности действий (бездействия) именно министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области по отношению к административному истцу.
Позиция автора жалобы направлена на оспаривание обоснованности выводов судов об установленных обстоятельствах, иное толкование норм права, и не может служить предусмотренными ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены решения суда и апелляционного определения, поскольку суд кассационной инстанции в силу своей компетенции при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права при разрешении дела и правом переоценки доказательств не наделен.
При таких данных, приведенные выше обжалуемые судебные решения сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывают.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда города Саратова от 30 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 2 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Якушевой Дарьи Олеговны - без удовлетворения.
Настоящее кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено в полном объеме 19 ноября 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.