Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Курдюковой Н.А, судей Рыжова В.М, Ефимовой Д.А, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2611/2020 по иску Зиньчука Евгения Васильевича к ГУ МЧС России по Московской области о признании о признании незаконным решения жилищной комиссии, по кассационной жалобе ГУ МЧС России по Московской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 26.04.2021 г, заслушав доклад судьи Курдюковой Н.А, судебная коллегия
установила:
Зиньчук Е.В. обратился в суд с иском к Главному управлению МЧС России по Московской области о признании незаконным решения жилищной комиссии, взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере 46 359 руб, государственной пошлины в размере 600 руб, указывая на то, что комиссией ответчика незаконно принято решение о снятии его и членов его семьи с учета в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по причине намеренного ухудшения жилищных условий.
Решением Химкинского городского суда Московской области от 16.09.2020 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 26.04.2021 г. решение отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования удовлетворены частично: признано незаконным и отменено решение жилищной комиссии МЧС России по Московской области N 29 от 06.12.2019 г.; на ГУ МЧС России по Московской области возложена обязанность восстановить Зинчука Е.В. в очереди на получение единовременной социальной выплаты с даты подачи заявления - 24.12.2013 г.; с ГУ МЧС России по Московской области взыскана государственную пошлина в размере 600 руб, расходы на оплату услуг представителя в размере 10 000 руб. В удовлетворении иска о взыскании расходов на оплату услуг представителя в большем размере отказано.
В кассационной жалобе ГУ МЧС России по Московской области поставлен вопрос об отмене постановления суда апелляционной инстанции, как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 379.7 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции.
Судом установлено, что Зинчук Е.В. проходил службу в ГУ МЧС России в должности "данные изъяты"
ДД.ММ.ГГГГ Зинчук Е.В. обратился к ответчику с заявлением о предоставлении единовременной социальной выплаты (ЕСВ) для приобретения или строительства жилья.
ДД.ММ.ГГГГ Зинчук Е.В. с составом семьи поставлен на очередь для ее получения.
Решением жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Московской области N от ДД.ММ.ГГГГ признано право Зинчука Е.В. на получение ЕСВ с ДД.ММ.ГГГГ.
Основанием для принятия решения послужил факт совершения членом семьи истца (сыном) действий по ухудшению жилищных условий - отчуждение жилого помещения в "адрес", что истцом не оспаривалось. Регистрация перехода права собственности состоялась ДД.ММ.ГГГГ.
Оценив установленные по делу обстоятельства, руководствуясь положениями ст. 15, 16, 53 ЖК РФ, ст. 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ, п. 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органом по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. N 369, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Суд апелляционной инстанции, не соглашаясь с решением суда и отменяя его, указал на необоснованность вывода суда первой инстанции о том, что оснований для принятия истца на учет для получения ЕСВ у ответчика не имелось, а решение жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ в отношении истца является правомерным.
Согласиться с данными выводами суда апелляционной инстанции судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не может, считает, что выводы суда апелляционной инстанции сделаны с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, проходящих службу в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы Российской Федерации, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 30.12.2012 г. N283-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (п. 1 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ), является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ).
Частью 5 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в п. 1 - 3 ч. 2 ст. 1 названного закона, так членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, если иное не установлено отдельными положениями настоящего Федерального закона, считаются:
1) супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником;
2) супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти);
3) несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения.
Согласно ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
По смыслу приведенной нормы перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, не является исчерпывающим.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (название приводится в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений, далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
В соответствии с п. 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст. 31 и 69 ЖК РФ, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на одного члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст. 31 и 69 ЖК РФ, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (п. 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Согласно положениям п. 2 ч.3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ во взаимосвязи с п. 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
В случае, если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (п. 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Признавая необоснованным вывод суда первой инстанции об ухудшении жилищных условий Зиньчуком Е.В. при продаже части жилого помещения членом его семьи, суд апелляционной инстанции высказал суждение о том, что действия законного представителя несовершеннолетнего сына по продаже принадлежащего ему жилого помещения, не преследовали цели намеренного ухудшения им жилищных условий, со ссылкой на то, что данные действия были совершены 25.12.2012 г, то есть до вступления в силу Федерального закона РФ "О социальных гарантиях сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" N 287-ФЗ от 30.12.2012 г. и до обращения истца в жилищную комиссую с заявлением о предоставлении единой социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, вследствие чего, истец и члены его семьи на момент отчуждения жилого помещения не знали и не могли знать о возможности издания вышеуказанного Закона, что свидетельствует об отсутствии умысла на совершение намеренных действий Зиньчуком Е.В. в целях ухудшения жилищных условий.
Из приведенных выше нормативных положений следует, что обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Аналогичные положения содержатся в ст. 53 ЖК РФ, предусматривающей, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Как следует из справки о приёме от сотрудника заявления и документов, необходимых для постановки на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в комиссию Главного управления МЧС России по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ правоустанавливающие документы с указанием собственников и площади жилых помещений, занимаемых Зиньчуком Е.В. и членами его семьи за последние 5 лет, не были представлены.
Суд апелляционной инстанции не усмотрел в данных действиях намеренного ухудшения жилищных условий членом семьи Зиньчука Е.В. со ссылкой на то, что на момент отчуждения жилого помещения истец не знал и не мог знать о возможности издания Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ, что свидетельствует об отсутствии умысла на совершение намеренных действий по ухудшению жилищных условий.
Вместе с тем установлено судом и не оспаривалось истцом, что на момент рассмотрения документов, приобщенных к заявлению Зиньчука Е.В. для постановки его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в комиссию Главного управления МЧС России по Московской области, членом семьи истца - сыном ДД.ММ.ГГГГ произведено отчуждение ? доли жилого помещения, расположенного в "адрес", полученного в собственность в порядке приватизации жилого помещения только ДД.ММ.ГГГГ
Судом апелляционной инстанции нормы жилищного законодательства, регулирующие основания и порядок предоставления жилого помещения (глава 7 ЖК РФ) по договору социального найма, подлежащие применению при решении вопроса о нуждаемости гражданина в улучшении жилищных условий, в том числе и при решении вопроса о постановке на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, учтены не были, в связи с чем судом не установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения данного спора.
В силу ч. 2 ст. 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии с ч. 1 ст. 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
По данному делу юридически значимыми и подлежащими установлению, с учетом заявленных требований Зиньчука Е.В, возражений ответчика и подлежащих применению норм материального права, являлись обстоятельства того, были ли действия члена семьи Зиньчука Е.В. по отчуждению жилого помещения намеренными и недобросовестными, преследующими ухудшение жилищных условий и приобрел ли Зиньчук Е.В. в результате этих действий ДД.ММ.ГГГГ статус нуждающегося в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В нарушение подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права, требований процессуального закона суд апелляционной инстанции, вместо установления указанных юридически значимых обстоятельств для разрешения спора, сослался лишь на то, что Федеральный закон от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ принят до отчуждения жилого помещения членом семьи истца.
Таким образом, выводы суда апелляционной инстанции о том, что у ответчика не имелось правовых оснований для отказа Зиньчуку Е.В. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в соответствии с ч. 8 ст.4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ с 24.12.2013 г. и принятия решения о постановке его на учёт по истечении 5 летнего срока с даты отчуждения жилого помещения членом семьи (совершение сотрудником и (или) членами его семьи с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты действий, повлекших ухудшение жилищных условий), нельзя признать законными, так как они сделаны при неустановлении и недоказанности обстоятельств, имеющих значение для дела.
Одним из оснований для отказа комиссии Главного управления МЧС России по Московской области в постановке Зиньчука Е.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ и принятия решения о постановке его на учёт по истечении 5 летнего срока с даты отчуждения жилого помещения членом семьи послужило непредставление ряда документов, предусмотренных п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, а именно: непредставление им документов об отчуждении жилого помещения членом семьи за последние 5 лет до подачи заявления.
При таких обстоятельствах, вывод суда апелляционной инстанции об удовлетворении заявленных Зиньчуком Е.В. требований является преждевременным.
Согласно ч. 1 ст. 321 ГПК РФ суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного Кодекса.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
С учетом изложенного, а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (ст. 6.1 ГПК РФ), судебная коллегия считает необходимым отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 26.04.2021 г. с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с заявленными требованиями, установленными по делу обстоятельствами и подлежащими применению нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 26.04.2021 г. отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.