Первый апелляционный суд общей юрисдикции в составе:
судьи судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции Ковалёвой Ю.В, при секретаре Молчановой А.А, рассмотрел в судебном заседании административное дело N 3а-50/2021 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПромИнвест" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости по частной жалобе общества с ограниченной ответственностью "ПромИнвест" на определение Курского областного суда от 16 июня 2021 года, которым производство по делу прекращено.
Заслушав доклад судьи Ковалёвой Ю.В, объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "ПромИнвест" Орлова В.В, представителя администрации Курской области Непочатых М.В, представителя областного бюджетного учреждения "Центр государственной кадастровой оценки Курской области" Сидоровой Ю.С, суд апелляционной инстанции
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ПромИнвест" (далее также - ООО "ПромИнвест", административный истец), являясь собственником земельного участка, обратилось в Курский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года.
В обоснование требований административный истец ссылается на несоответствие кадастровой стоимости спорного земельного участка рыночной стоимости, что нарушает его права, в частности влечёт увеличение налогового бремени как плательщика земельного налога, исчисляемого исходя из размера кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Определением Курского областного суда от 23 июня 2021 года производство по данному административному делу прекращено.
В частной жалобе ООО "ПромИнвест" просит определение суда первой инстанции отменить, как незаконное и необоснованное, и разрешить заявленные требования по существу, указывая на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение процессуальных норм права. Считает, что административным истцом соблюдён внесудебный порядок, предусмотренный статьёй 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", поскольку административный истец ранее обращался в областное бюджетное учреждение "Центр государственной кадастровой оценки Курской области" с заявлением об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной спорного объекта и фактически получил отказ в рассмотрении поданного заявления, после чего обратился в суд с настоящим административным иском.
На частную жалобу областным бюджетным учреждением "Центр государственной кадастровой оценки Курской области" поданы письменные возражения.
В судебном заседании представитель административного истца на доводах частной жалобы настаивал.
Представители администрации Курской области, областного бюджетного учреждения "Центр государственной кадастровой оценки Курской области" (далее - ОБУ "Центр государственной кадастровой оценки Курской области") просили определение суда первой инстанции оставить без изменения, частную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Первый апелляционный суд общей юрисдикции рассмотрел данное дело при состоявшейся явке.
Исходя из положений частей 2 и 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрение судом частной жалобы на определение суда первой инстанции в апелляционном порядке осуществляется судьёй единолично, по правилам, установленным главой 34 названного кодекса, без проведения судебного заседания.
Суд апелляционной инстанции, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, доводы частной жалобы, оснований для отмены определения суда не находит.
Прекращая производство по делу, суд первой инстанции пришёл к выводу, что административным истцом не соблюдён внесудебный порядок установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, предусмотренный статьёй 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ от 3 июля 2016 года "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон о кадастровой оценке).
Суд апелляционной инстанции с выводами суда согласился, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд прекращает производство по административному делу в случае, если имеются основания, предусмотренные частью 1 статьи 128 данного кодекса.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья отказывает в принятии административного искового заявления, если заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, кадастровая стоимость принадлежащего административному истцу на праве собственности объекта недвижимости, в отношении которого поставлен вопрос об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной, определена в рамках государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов на территории Курской области по состоянию на 1 января 2016 года и утверждена в соответствии с положениями статьи 24.17 Федерального закона N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
Положения статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности предоставляют физическим лицам право оспорить результаты определения кадастровой стоимости, если эти результаты затрагивают права или обязанности этих лиц, в суде или в комиссии.
Согласно статье 22.1 Закона о кадастровой оценке кадастровая стоимость объекта недвижимости может быть установлена в размере его рыночной стоимости по заявлению, поданному в бюджетное учреждение, наделённое полномочиями по определению кадастровой стоимости, или многофункциональный центр. Принятое бюджетным учреждением решение в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Указанный порядок по общему правилу начинает действовать с 1 января 2023 года, однако актом субъекта Российской Федерации может быть установлена дата досрочного перехода на новый порядок.
В соответствии с постановлением Администрации Курской области от 25 ноября 2020 года N 1186-па датой перехода к применению на территории Курской области положений статьи 22.1 Закона о кадастровой оценке для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости является 1 января 2021 года.
С 1 января 2021 года на основании пункта 3 части 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Курской области применяются положения статьи 22.1 Закона о кадастровой оценке в отношении всех объектов недвижимости, учтённых в Едином государственном реестре недвижимости, и не применяются положения статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности. Установление кадастровой стоимости недвижимого имущества в размере его рыночной стоимости осуществляется ОБУ "Центр государственной кадастровой оценки Курской области".
С административным иском ООО "Проминвест" обратилось в Курский областной суд 27 апреля 2021 года, при этом к административному исковому заявлению не приложено доказательств обращения до 1 января 2021 года в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Курской области, поэтому при рассмотрении данного спора подлежит применению новое правовое регулирование.
Так, областным бюджетным учреждением "Центр государственной кадастровой оценки Курской области" 15 апреля 2021 года заявление ООО "Проминвест" об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, поступившее в учреждение 14 апреля 2021 года, возвращено заявителю без рассмотрения на основании пункта 2 части 8 статьи 22.1 Закона о кадастровой оценке, как поданное по истечении шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчёте об оценке стоимости объекта (дата заявления - 14 апреля 2021 года, дата определения рыночной стоимости - 1 января 2018 года).
В соответствии с положениями частей 10, 11, 15 статьи 22.1 Закона о кадастровой оценке в суд может быть оспорено принимаемое по результатам рассмотрения заявления об установлении кадастровой стоимости решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, указанной в отчёте об оценке рыночной стоимости, либо об отказе в установлении кадастровой стоимости в размере рыночной.
Согласно пункту 2 части 8 статьи 22.1 Закона о кадастровой оценке заявление об установлении рыночной стоимости возвращается без рассмотрения, если оно подано по истечении шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчёте об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.
Установленный статьёй 22.1 Закона о кадастровой оценке порядок рассмотрения заявлений является внесудебным порядком установления кадастровой стоимости, несоблюдение которого влечёт последствия, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации - отказ суда в принятии административного искового заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной стоимости, как не подлежащего рассмотрению в суде (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021), утверждённом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июня 2021 года).
Так как с 1 января 2021 года на территории Курской области начал действовать новый порядок разрешения споров в области кадастровой оценки, предусматривающий рассмотрение в порядке административного судопроизводства требований об оспаривании решения уполномоченного бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости, поэтому выводы суда о наличии оснований для прекращения производства по делу по заявлению об установлении кадастровой стоимости являются правильными.
Следует отметить, что уполномоченным органом ОБУ "Центр государственной кадастровой оценки Курской области" решений, подлежащих оспариванию в суде в порядке административного судопроизводства с возможностью одновременного заявления требований об установлении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, не принималось. Возвращение без рассмотрения заявления административного истца в отношении вышеуказанного объекта недвижимости, поданного в бюджетное учреждение 14 апреля 2021 года в порядке статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке, в связи с пропуском срока для обращения, по смыслу взаимосвязанных положений частей 11, 15 статьи 22.1 Закона о кадастровой оценке решением, подлежащим оспариванию в суде, не является.
Вопреки доводам частной жалобы, самостоятельное требование об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной рассмотрению в суде не подлежит.
Таким образом, позиция суда основана на правильном применении норм материального и процессуального права, соответствует материалам дела и фактическим обстоятельствам.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, в частной жалобе не содержится, суд приходит к выводу, что нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
Руководствуясь статьёй 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
определение Курского областного суда от 16 июня 2021 года оставить без изменения, частную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПромИнвест" - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Ю.В. Ковалёва
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.