Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ковалёвой Ю.В, судей Кудряшова В.К, Корпачевой Е.С.
при секретаре Молчановой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-164/2021 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ланжерон" об оспаривании пункта 4086 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26 декабря 2019 года N 204
по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Ланжерон" на решение Калининградского областного суда от 8 июля 2021 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Кудряшова В.К, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Бобылевой О.А, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
26 декабря 2019 года Министерством экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области принят приказ N 204 (далее также - Приказ N 204) "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год", который опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 27 декабря 2019 года.
Вышеуказанным приказом утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год (далее также - Перечень на 2020 год).
Пунктом 4086 в Перечень на 2020 год включено нежилое здание с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв. м, расположенное по адресу: "адрес".
Общество с ограниченной ответственностью "Ланжерон" (далее - ООО "Ланжерон"), являясь собственником вышеназванного объекта недвижимости, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 4086 Перечня на 2020 год, указывая на то, что включенный в Перечень объект недвижимости не обладает признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из кадастровой стоимости. Включение спорного здания в Перечень на 2020 год нарушает права и законные интересы административного истца, возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
Решением Калининградского областного суда от 8 июля 2021 года в удовлетворении административного искового заявления ООО "Ланжерон" отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Ланжерон" просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального права, и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных исковых требований, ссылается на то, что законных оснований для включения объекта в Перечень на 2020 год, исходя из терминов "кабинет" и "торговый зал", используемых в техническом паспорте, не имелось. Указывает на то, что до принятия оспариваемой нормы мероприятия по обследованию здания с целью определения вида его фактического использования не проводились, специальным оборудованием, предназначенным и используемым для демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с ними, объект недвижимости не оснащен.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой Калининградской области и Министерством экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области представлены письменные возражения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны и заинтересованные лица не явились.
Судебная коллегия на основании положений статей 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Принимая во внимание положения статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Калининградской области от 18 мая 2016 года N 254 "Об определении уполномоченного органа исполнительной власти Калининградской области по определению перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Приказ N 204, которым утвержден Перечень на 2020 год, принят в установленным порядке и форме уполномоченным органом и опубликован в сроки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Порядок принятия оспариваемого нормативного акта, вступление его в действие и порядок опубликования не нарушены и сторонами не оспариваются.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу статей 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
На территории Калининградской области в соответствии с пунктом 2 статьи 1.1 Закона Калининградской области от 27 ноября 2003 года N 336 "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Судом установлено, что ООО "Ланжерон" является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв. м, расположенного по адресу: "адрес", имеющего вид разрешенного использования - под существующее здание шиномонтажной мастерской с автомагазином. На этом земельном участке расположено принадлежащее административному истцу нежилое здание общей площадью "данные изъяты" кв. м, с кадастровым номером N
Указанный вид разрешенного использования земельного участка является однозначно определенным и является основанием для включения в оспариваемый перечень объектов недвижимого нежилого здания по виду разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено, то есть по критерию, предусмотренному подпунктом 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, здание имеет наименование - механические мастерские, торговое, склад. В экспликации внутренних помещений данного технического паспорта указано, что в здании имеется два торговых зала площадью "данные изъяты" кв. м и "данные изъяты" кв. м, которые в общей сложности составляют 25, 3 % от общей площади здания. Таким образом, площадь помещений, предназначенных для размещения торговых объектов, составляет "данные изъяты" кв. м и превышает 20 % от общей площади здания.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии оснований для включения поименованного объекта недвижимости в Перечень на 2020 год по основанию, предусмотренному подпунктами 1, 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации исходя из назначения объекта и входящих в него помещений, а также вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен объект недвижимости.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о законности включения здания с кадастровым номером N в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества, поскольку оно обладает признаками торгового центра, в связи с этим подлежит признанию объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется исходя из его кадастровой стоимости.
Доводы апелляционной жалобы о том, что обследование фактического использования здания не проводилось, принадлежащий административному истцу объект недвижимости не используется по назначению и не оснащен необходимым оборудованием для осуществления торговли, основанием к отмене решения не являются, поскольку указанное здание включено в Перечень на 2020 год исходя из вида разрешенного использования земельного участка и предназначения здания согласно документам технического учета (инвентаризации).
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не содержат сведений, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, и не влияют на правильность выводов суда первой инстанции.
Поскольку судом первой инстанции верно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и правильно применен закон, регулирующий спорные отношения, решение суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Калининградского областного суда от 8 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ланжерон" - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.