Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васильевой Т. И, судей Синьковской Л. Г, Кольцюка В. М, при секретаре Борковской А. Б, с участием прокурора Слободина С. А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-1708/2021 по апелляционным жалобам общества с ограниченной ответственностью "Эвентра", Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы на решение Московского городского суда от 30 июня 2021 года, которым частично удовлетворено административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Эвентра" о признании недействующим в части приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Заслушав доклад судьи Кольцюка В. М, объяснения представителя административного ответчика и заинтересованного лица ФИО12 Л. А, представителя административного истца ФИО11 Т. П, заключение прокурора ФИО15 С. А, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее постановление Правительства Москвы N700-ПП, постановление N700-ПП), которое 28 ноября 2014 года размещено на официальном сайте Правительства Москвы http://www/mos.ru, 2 декабря 2014 года опубликовано в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N67.
Пунктом 1.1 Постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП, в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N786-ПП, вступившего в силу 1 января 2017 года, утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на налоговый период 2017 года (далее Перечень на 2017 год). Нормативный правовой акт 29 ноября 2016 года размещен на официальном сайте Правительства Москвы http://www/mos.ru, 30 декабря 2016 года опубликован в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N72.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП, в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N911-ПП, вступившего в силу с 1 января 2018 года, утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на налоговый период 2018 года (далее Перечень на 2018 год). Нормативный правовой акт 29 ноября 2017 года размещен на официальном сайте Правительства Москвы http://www/mos.ru, 14 декабря 2017 года опубликован в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N69.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП, в редакции постановления Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N1425-ПП вступившего в силу с 1 января 2019 года, утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на налоговый период 2019 года (далее Перечень на 2019 год). Нормативный правовой акт 29 ноября 2018 года размещен на официальном сайте Правительства Москвы http://www/mos.ru, 13 декабря 2018 года опубликован в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N69.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП, в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2019 года N1574-ПП, вступившего в силу с 1 января 2020 года, утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на налоговый период 2020 года (далее Перечень на 2020 год). Нормативный правовой акт 27 ноября 2019 года размещен на официальном сайте Правительства Москвы http://www/mos.ru, 10 декабря 2019 года опубликован в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N68.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП, в редакции постановления Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N2044-ПП, вступившего в силу 1 января 2021 года утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на налоговый период 2021 года (далее Перечень на 2021 год). Постановление 25 ноября 2020 года опубликовано на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www/mos.ru, 8 декабря 2020 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N68.
В Перечень на 2017 год под пунктом "данные изъяты" включено нежилое здание с кадастровым номером N. Это же нежилое здание включено в Перечень на 2018 год под пунктом "данные изъяты", в Перечень на 2019 год под пунктом "данные изъяты", в Перечень на 2020 год под пунктом "данные изъяты", в Перечень на 2021 год под пунктом "данные изъяты".
Общество с ограниченной ответственностью "Эвентра" (далее ООО "Эвентра") обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что ему на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенное по адресу: "адрес".
Спорное нежилое здание включено в Перечень на 2017 - 2021 годы незаконно, поскольку не обладает признаками объектов налогообложения, определенными статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N64 "О налоге на имущество организаций" и статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, фактически не используется для размещения офисов, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, вид разрешенного использования земельного участка, на котором располагается здание, не предусматривает размещение на нем указанных объектов.
Решением Московского городского суда от 30 июня 2021 года административное исковое заявление удовлетворено в части признания недействующим с 1 января 2017 года пункта "данные изъяты" приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП". С Правительства Москвы в пользу административного истца взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей.
В остальной части в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца ООО "Эвентра" по доверенности ФИО11 Т. П. просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении административных исковых требований, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить административные исковые требования в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что суд первой инстанции в своем решении не обосновал, на основании чего сделан вывод о том, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N "эксплуатация здания под административные (офисные) цели" прямо предусматривает на нем размещение офисных зданий и является достаточным основанием для включения здания в Перечни. Суд первой инстанции дал неверную оценку относительно вида разрешенного использования земельного участка, который не совпадает с видом разрешенного использования, поименованным в пунктах 1.2.5 и 1.2.7 Методических указаний, является неопределенным и однозначно не предусматривает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, а также не содержит указания на размещение на нем объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, что исключает возможность отнесения объекта недвижимости к административному-деловому центру по критерию, предусмотренному подпунктом 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Относительно доводов апелляционной жалобы Правительством Москвы и Департаментом экономической политики и развития города Москвы представлены возражения, в обжалованной административным истцом части, в которых изложена просьба об оставлении оспариваемого решения без изменения, апелляционной жалобы без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы по доверенности ФИО12 Л. А. просит отменить судебный акт в части удовлетворения административного искового заявления о признании недействующим пункта "данные изъяты" Перечня на 2017 год, вынести решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на неправильное определение судом имеющих значение для административного дела обстоятельств, несоответствие выводов суда материалам административного дела, а также неверного применения норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что суд первой инстанции пришел к неверному выводу о том, что спорное нежилое здание на период 2017 года не соответствовало критерию, предусмотренному статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 1.1 Закона о налоге на имущество. Судом первой инстанции сделан неверный вывод о том, что материалами дела не подтвержден факт размещения здания на момент начала налогового периода 2017 года в пределах границ земельного участка с кадастровым номером N. На дату утверждения Перечней на 2017-2021 года спорное здание располагалось на земельном участке с кадастровым номером N, что не оспаривалось административным истцом и подтверждается сведениями с портала услуг Публичная кадастровая карта.
Участвовавшим в деле прокурором города Москвы представлены возражения относительно необоснованности доводов апелляционной жалобы и законности принятого судом решения.
Участвующие в деле лица о дате, времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб извещены заблаговременно и надлежащим образом.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента экономической политики и развития города Москвы ФИО12 Л. А. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила ее удовлетворить, в удовлетворении апелляционной жалобы административного истца отказать.
Представитель административного истца ФИО11 Т. П. в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержала, просила ее удовлетворить, в удовлетворении апелляционной жалобы административного ответчика отказать.
Прокурор Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО15 С. А. заключением полагал, что основания для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены решения суда отсутствуют.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на жалобы административного истца и прокурора, выслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора, приходит к следующему.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Суд первой инстанции, проанализировав предписания подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 14 и пункта 2 статьи 372, статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N65 "О Правительстве Москвы", положения Закона города Москвы от 8 июля 2009 года N25 "О правовых актах города Москвы" сделал верный вывод о принятии оспариваемого нормативного правового акта, а также нормативных правовых актов, внесших в него изменения, уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка его принятия и опубликования.
Постановления подписаны Мэром Москвы, в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, размещены на официальном сайте Правительства Москвы до наступления первого числа налогового периода по налогу на имущество организаций, следовательно, введены в действие и опубликованы в установленном порядке.
В указанной части решение суда по доводам апелляционных жалоб не оспаривается.
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам (статьи 3 и 14 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 приведенного кодекса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации раскрывается содержание используемого в настоящей статье термина - "административно-деловой центр", под которым признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
С 1 января 2017 года на территории города Москвы в соответствии с пунктами 1, 2, статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N64 "О налоге на имущество организаций" в редакции Закона города Москвы от 18 ноября 2015 года N60, налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1 000 кв. м и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, в соответствии с приведёнными положениями, отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру и (или) торговому центру (комплексу) на территории города Москвы осуществляется в зависимости от вида разрешённого использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), при этом площадь здания не учитывается, и (или) вида фактического использования здания (строения, сооружения), имеющего общую площадь свыше 1 000 кв.м.
Судом установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежит нежилое здание общей площадью "данные изъяты" кв.м с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 12 марта 2021 года N.
Спорное нежилое здание расположено в границах земельного участка с кадастровым номером N, который имеет вид разрешенного использования: "эксплуатация здания под административные (офисные) цели", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 12 марта 2021 года N.
Согласно позиции административного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента экономической политики и развития города Москвы спорное нежилое здание включено в оспариваемые Перечни по критерию вида разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено.
Из представленного суду первой инстанции ответа на запрос Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Москве следует, что связь здания с кадастровым номером N с земельным участком с кадастровым номером N установлена 7 июня 2017 года, статус связи по состоянию на 3 июня 2021 года - актуальная.
Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N - "эксплуатация здания под административные (офисные) цели" внесен в Единый государственный реестр недвижимости 15 мая 2009 года на основании распоряжения Префекта Юго-Восточного административного округа города Москвы от 29 декабря 2008 года и по состоянию на 3 июня 2021 года являются актуальными.
Пунктом 3.2 Постановления Правительства Москвы от 28 апреля 2009 года N363-ПП было установлено, что для определения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение государственного кадастра недвижимости, кадастровой стоимости земельного участка разрешенное использование данного участка указывается в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов". Указанными Методическими указаниями было определено 17 видов разрешенного использования, в том числе: земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5); земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (пункт 1.2.7).
В связи утверждением приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N540 нового классификатора, в пункт 3.2 Постановления Правительства Москвы от 28 апреля 2009 года N363-ПП внесены изменения, в соответствии с которыми разрешенное использование земельного участка должно указываться в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков". Пункт данного классификатора 4.0, предполагает виды разрешенного использования (предпринимательство), предусматривает размещение объектов капитального строительства в целях извлечения прибыли на основании торговой, банковской и иной предпринимательской деятельности. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования, предусмотренных кодами 4.1 - 4.10.
При этом, новый классификатор подлежал применению только если виды разрешенного использования земельных участков устанавливались после вступления в силу приказа от 1 сентября 2014 года N540; виды разрешенного использования земельных участков, установленные в соответствии с классификатором, утвержденным приказом от 15 февраля 2007 года N39 являлись актуальными до их изменения в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 11 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным Кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
Поскольку вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N - "эксплуатация здания под административные (офисные) цели" установлен 29 декабря 2008 года, то есть до издания постановления Правительства Москвы от 28 апреля 2009 года N363-ПП и по состоянию на 3 июня 2021 года являются актуальным, он является действующим вне зависимости от его соответствия классификаторам, утвержденным приказами Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N39 и от 1 сентября 2014 года N540.
Учитывая, что в рассматриваемых налоговых периодах видом разрешенного использования земельного участка, на котором расположено спорное здание, является "эксплуатация здания под административные (офисные) цели", что предусматривает размещение на нем офисных зданий, зданий делового, административного или коммерческого назначения, вопреки доводам апелляционной жалобы административного истца, суд правомерно пришел к выводу, что включение спорного здания в оспариваемые Перечни на периоды 2018 - 2021 годы является правомерным, соответствует требованиям статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации и статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N64 "О налоге на имущество организаций".
В случае использования здания с кадастровым номером N в иных, не коммерческих целях, административный истец как собственник земельного участка с кадастровым номером N, вправе в установленном порядке обратиться в уполномоченный орган за изменением его вида разрешенного использования.
В то же время суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что у административного ответчика не имелось оснований для включения нежилого здания в оспариваемый Перечень на 2017 год, поскольку по учетам Единого государственного реестра недвижимости связь здания с кадастровым номером N с земельным участком с кадастровым номером N установлена только 7 июня 2017 года.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Между тем Правительством Москвы и Департаментом экономической политики и развития города Москвы относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного здания условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения его в Перечень на 2017 год не представлено, не содержится их и в апелляционной жалобе.
При разрешении дела судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела не допущено, обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения суда первой инстанции по административному делу не установлены.
Доводы апелляционных жалоб не содержат оснований для отмены или изменения судебного решения.
Руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Московского городского суда от 30 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Эвентра", Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.