Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ковалёвой Ю.В, судей Кудряшова В.К, Корпачевой Е.С.
при секретаре Молчановой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-550/2021 по административному исковому заявлению Наумидис Елизаветы Васильевны о признании недействующими в части перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденных распоряжениями Министерства имущественных отношений Московской области от 27 ноября 2017 года N 13ВР-1746, от 27 ноября 2018 года N 15ВР-1632, от 28 ноября 2019 года N 15ВР-1947 по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Московской области на решение Московского областного суда от 10 июня 2021 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Кудряшова В.К, объяснения представителя Министерства имущественных отношений Московской области Кругловой М.С, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя административного истца адвоката Абражевича А.В, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Смирновой М.В, полагавшей решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам
установила:
распоряжениями Министерства имущественных отношений Московской области от 27 ноября 2017 года N 13ВР-1746, от 27 ноября 2018 года N 15ВР-1632, 28 ноября 2019 года N 15ВР-1947 утверждены перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечни) соответственно на 2018 - 2020 годы.
В пункт 221 Перечня на 2018 года, пункт 347 Перечня на 2019 год, пункт 428 Перечня на 2020 год включено нежилое здание с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв. м, расположенное по адресу: "адрес".
Наумидис Е.В, являясь собственником указанного здания, обратилась в Московский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими названных выше пунктов Перечней, указывая, что здание не обладает предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество исчисляется исходя из кадастровой стоимости. Включение данного объекта недвижимости в Перечни на 2018 - 2020 годы неправомерно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в большем размере.
Решением Московского областного суда от 10 июня 2021 года административное исковое заявление Наумидис Е.В. удовлетворено.
В апелляционной жалобе Министерство имущественных отношений Московской области просит отменить решение Московского областного суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска, указывая на то, что суд фактически признает вид разрешенного использования земельного участка под спорным зданием незаконным, поскольку придает ему характер безусловно неопределенного. Ссылается на то, в постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 12 ноября 2020 года N 46-П разъяснено, что собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с разрешенным видом использования и установленным для них целевым назначением. Основанием для включения спорного объекта в Перечень явился факт его расположения на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования "под здание офисного центра и прилегающую территорию".
Относительно доводов апелляционной жалобы прокуратурой Московской области и представителем административного истца представлены письменные возражения.
Выслушав объяснения лиц, участвовавших в судебном заседании, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
При рассмотрении административного дела суд первой инстанции, проанализировав положения Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Московской области от 8 октября 2014 года N 126/2014-ОЗ "О единой дате начала применения на территории Московской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения", пункта 13.5.1 Положения о Министерстве имущественных отношений Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 29 октября 2007 года N 842/27, установил, что в Московской области уполномоченным органом, определяющим перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, является Министерство имущественных отношений Московской области.
Судом установлено, что распоряжения Министерства имущественных отношений Московской области от 27 ноября 2017 года N 13ВР-1746 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", от 27 ноября 2018 года N 15ВР-1632 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", от 28 ноября 2019 года N 15ВР-1947 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" размещены на официальном сайте Министерства имущественных отношений Московской области http://mio.mosreg.ru, и опубликованы в установленном порядке в издании "Ежедневные Новости. Подмосковье".
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же Кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 названного Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 этого же Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Решением Совета депутатов городского округа Истра Московской области от 9 ноября 2017 года N 16/12 "Об установлении налога на имущество физических лиц на территории городского округа Истра Московской области" в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 этого же кодекса, ставка налога на имущество физических лиц установлена в размере 2 процента от кадастровой стоимости".
В соответствии с положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1) и нежилые помещения (подпункт 2 пункта 1).
По смыслу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункты 1 названных пунктов);
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, делового, административного или коммерческого назначения, признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Как следует из материалов дела, Наумидис Е.В. на праве собственности принадлежит нежилое здание площадью "данные изъяты" кв. м. с кадастровым номером N расположенное по адресу: "адрес".
Указанное здание находится на земельном участке с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв. м, принадлежащем Наумидис Е.В. на праве собственности, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под здание офисного центра и прилегающую территорию.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд исходил из того, что здание не относится объектам недвижимости, в отношении которых налоговая база исчисляется из кадастровой стоимости, поскольку выбранный собственником вид разрешенного использования земельного участка "под здание офисного центра и прилегающую территорию" не является безусловно определенным в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а обследование вышеназванного нежилого здания с целью установления вида его фактического использования перед принятием оспариваемых нормативных правовых актов административным ответчиком не проводилось, при этом здание согласно договору аренды используется под размещение медицинского центра.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1, пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на указанные в пункте 1 статьи 7 названного Кодекса категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В силу статей 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Земельный участок, на котором расположено здание с кадастровым номером 50:08:0010206:152, принадлежит административному истцу на праве собственности, имеет однозначно определенный вид разрешенного использования - "под здание офисного центра и прилегающую территорию", который относится к видам разрешенного использования земельных участков, предусматривающих размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, перечисленных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации постановлением от 12 ноября 2020 года N 46-П признал не противоречащим Конституции Российской Федерации подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 Кодекса, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования данное законоположение не предполагает возможности определения налоговой базы по налогу исходя из кадастровой стоимости здания (строения, сооружения) исключительно в связи с тем, что один из видов разрешенного использования арендуемого налогоплательщиком земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему недвижимое имущество, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, независимо от предназначения и фактического использования здания (строения, сооружения).
В данном случае, земельный участок, на котором, расположен объект налогообложения, принадлежит административному истцу на праве собственности и имеет только один вид разрешенного использования, предусматривающий размещение офисного центра, что позволяет отнести здание к объектам налогообложения по основанию, предусмотренному подпунктом 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и не требует определения фактического использования здания.
Представленные административным истцом договоры аренды от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ о передаче в аренду здания под размещение медицинского центра при отсутствии определения вида фактического использования здания не могут служить доказательством того, что здание используется в качестве медицинского учреждения.
Указание в решении суда на то, что Классификатор видов разрешенного использования земельных участков содержит такие виды разрешенного использования, как здравоохранение, амбулаторно-поликлиническое обслуживание, стационарное и медицинское обслуживание лишь подтверждает возможность административного истца как собственника земельного участка привести вид разрешенного использования земельного участка в соответствие с фактическим использованием здания.
Кроме того, согласно экспликации, имеющейся в представленном административным истцом техническом паспорте, составленном по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д. 77) общая площадь помещений с назначением - "офис" (NN Б1:5-7, 9-13, 15; Б: 3-4, 6-13, 8-9, 12-16, 18-19, 3-6, 8-12) составляет "данные изъяты" кв. м, то есть более 20 % от общей площади здания, что также является основанием для включения объекта недвижимости в оспариваемые перечни на основании подпункта 2 пункта 3 статью 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание, что на период формирования Перечней на 2018 - 2020 годы здание с кадастровым номером N соответствовало критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, оснований для его исключения из указанных перечней не имеется.
В связи с изложенным решение Московского областного суда от 10 июня 2021 года подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе Наумидис Е.В. в удовлетворении административного искового заявления.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Московского областного суда от 10 июня 2021 года отменить. Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Наумидис Елизаветы Васильевны о признании недействующими в части перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденных распоряжениями Министерства имущественных отношений Московской области от 27 ноября 2017 года N 13ВР-1746, от 27 ноября 2018 года N 15ВР-1632, от 28 ноября 2019 года N 15ВР-1947, отказать.
Кассационная жалоба может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.