Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Монмаря Д.В, Капункина Ю.Б.
рассмотрела кассационную жалобу государственной жилищной инспекции Краснодарского края на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 17 января 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 27 апреля 2021 года по административному исковому заявлению администрации муниципального образования г. Краснодар к государственной жилищной инспекции Краснодарского края об оспаривании предписания, Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
администрация муниципального образования г. Краснодар (далее - администрация) обратилась в Первомайский районный суд г. Краснодара с административным иском о признании незаконным и отмене предписания Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее - инспекция).
В обоснование требований заявитель указал, что инспекция по результатам проведенной проверки внесла в адрес администрации предписание от 27 сентября 2019 года N, из содержания которого следует, что администрацией допущены нарушения при принятии решения о согласовании выполнения работ по перепланировке (переустройству) нежилого помещения N в доме по "адрес" в отсутствие согласия всех собственников помещений в данном доме. Указанные нарушения необходимо прекратить до 29 ноября 2019 года.
Решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 17 января 2020 года административное исковое заявление удовлетворено. Суд признал незаконным и отменил оспариваемое предписание.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности проведенной инспекцией внеплановой проверки, по результатам которой вынесено оспариваемое предписание.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 27 апреля 2021 года решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 17 января 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 23 июля 2021 года, инспекция выражает несогласие с обжалуемыми судебными актами, считает их незаконными, просит их отменить, по делу вынести новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Определением судьи от 25 августа 2021 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Заслушав докладчика, объяснения представителя инспекции Языджана А.И, поддержавшего доводы жалобы, представителя администрации Бычковой А.В. и заинтересованного лица Васяева П.С, возражавших против удовлетворения жалобы, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Судом установлено, что на основании распоряжения инспекции от 9 сентября 2019 года N в отношении администрации проведена внеплановая проверка соблюдения статей 36, 40 ЖК РФ при переводе жилого помещения квартиры N в нежилое и согласования перепланировки и переустройства этого помещения в многоквартирном доме N по "адрес", по результатам которой составлен акт от 27 сентября 2019 года N о выявленных нарушениях при принятии решения о согласовании переустройства и перепланировки помещения в многоквартирном доме от 18 апреля 2019 года N.
27 сентября 2019 года инспекция внесла в адрес администрации предписание N, в котором перечислила выявленные нарушения и возложила обязанность прекратить эти нарушения до 29 ноября 2019 года.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что согласие всех собственников многоквартирного дома на перепланировку и переустройство квартир не требовалось, так как из материалов дела не усматривается наличие реконструкции объекта и собственниками квартир при перепланировке не присоединялось общее имущество многоквартирного дома, а также в силу пункта 2.6 статьи 77 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) при проведении внеплановой проверки Государственная жилищная инспекция Краснодарского края должна была согласовать проверку с прокуратурой, что ею сделано не было.
Судебная коллегия по административным делам кассационного суда с данным выводом судов не соглашается по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей, долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В силу пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникаций, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Согласно положениям постановления Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" под перепланировкой жилого помещения понимается изменение его конфигураций, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидацию темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.
Под реконструкцией понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена или восстановление несущих строительных конструкций, за исключением замены отдельных элементов-таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы или восстановления указанных элементов.
При проведении перепланировки и переустройства жилых помещений не требуется согласия собственников помещений многоквартирного дома, за исключением случая, установленного частью 2 статьи 40 ЖК РФ: если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Судебной коллегией установлено, что Васяев П.С, являясь собственником квартиры N в доме N по "адрес", обратился в администрацию с заявлением о согласовании переустройства и перепланировки его помещения.
18 апреля 2019 года администрация приняла решение о согласовании переустройства и перепланировки помещения в многоквартирном доме в соответствии с представленным проектом входной группы.
По проекту входной группы с перепланировкой и переустройством планируется оборудовать независимый выход из помещения N дома N по "адрес" путем обустройства лестничного марша с выходом на придомовую территорию. Из проекта следует, что в ходе выполнения работ по организации входной группы необходимо будет внести изменения в конструкцию дома.
Таким образом, выполнение данных работ влечет внесение конструктивных изменений в общее имущество многоквартирного дома путем частичного использования внешней стены дома и передачу собственнику помещения части придомовой территории для оборудования отдельного входа в нежилое помещение.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 2 раздела 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, в состав общего имущества включаются ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).
Положениями пунктов 3 и 4 части 1 статьи 36 ЖК РФ предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами, озеленения и благоустройства.
Частью 2 статьи 36 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных ЖК РФ и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (часть 3 статьи 36 ЖК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 40 ЖК РФ, если реконструкция переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Из приведенных положений ЖК РФ следует, что обязательным условием переустройства и (или) перепланировки жилого помещения является наличие согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме в случае, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещения невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме либо передачи при этом части общего земельного участка.
В связи с этим на проведение указанных работ необходимо было согласия всех собственников помещений многоквартирного дома.
Однако администрация приняла решение в отсутствие согласия собственников помещений многоквартирного дома на использование общего имущества при осуществлении согласования на выполнение работ по перепланировке (переустройству).
Под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме (часть 1 статьи 20 ЖК РФ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулирует Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) (часть 1 статьи 1).
Между тем в силу части 3 статьи 20 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Закона N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 названной статьи.
Правоотношения, связанные с осуществлением государственного контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления при осуществлении полномочий по решению местных вопросов и иных полномочий, закрепленных за ними в соответствии с федеральными законами, уставами муниципальных образований, регламентированы также статьей 77 Закона N 131-ФЗ. Согласно части 2.6 данной статьи внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления проводятся органами государственного контроля (надзора) на основании решения руководителя соответствующего органа государственного контроля (надзора) по согласованию с прокуратурой субъекта Российской Федерации, принимаемого на основании обращений граждан, юридических лиц и информации от государственных органов о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан.
Однако статьей 20 ЖК РФ, действовавшей в редакции на момент возникновения спорных правоотношений, были установлены особенности организации и проведения уполномоченным органом проверок соблюдения требований жилищного законодательства органами местного самоуправления. При этом указанная норма содержала случаи, когда органом, осуществляющим государственный жилищный надзор, не требуется согласование проведения проверки с прокурором. Данная норма является специальной по отношению к установленным Законом N 131-ФЗ требованиям и поэтому положения статьи 20 ЖК РФ подлежат применению при осуществлении контроля за соблюдением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления жилищного законодательства.
В соответствии с частью 4.2 статьи 20 ЖК РФ, действовавшей в редакции на момент возникновения спорных правоотношений, основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, являются поступления в орган государственного жилищного надзора обращений и заявлений граждан о фактах нарушения требований к порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение в многоквартирном доме, к порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
Законодательство, действовавшее на момент возникновения спорных правоотношений, не устанавливало обязанность органов, осуществляющих государственный жилищный надзор, согласовать проведение внеплановых проверок с органами прокуратуры, если их основанием является обращения граждан по вопросам перевода жилого помещения в нежилое в многоквартирном доме, а также осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме.
Следовательно, принятые по делу судебные акты, основанные на неверном применении норм материального права, являются незаконными.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, установив, что допущенные нарушения норм материального права являются существенными, повлекли принятие незаконных судебных актов, без отмены которых невозможно восстановление нарушенных прав и законных интересов Государственной жилищной инспекции Краснодарского края, считает необходимым их отменить и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 17 января 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 27 апреля 2021 года отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении административного иска администрации муниципального образования г. Краснодар к государственной жилищной инспекции Краснодарского края об оспаривании предписания отказать.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 7 октября 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.