Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Мальмановой Э.К. и Капункина Ю.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мышачкова М.И. на решение Раздольненского районного суда Республики Крым от 20 октября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 3 февраля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Мышачкова М.И. об оспаривании бездействия главы Республики Крым.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Мышачков М.И. обратился в Раздольненский районный суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие главы Республики Крым Аксёнова С.В, выразившееся в ненаправлении ответа на коллективное обращение от 11 декабря 2019 года.
Решением Раздольненского районного суда Республики Крым от 20 октября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 3 февраля 2021 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной Мышачковым М.И. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии по делу нового решения об удовлетворении административного искового заявления.
Кассационная жалоба, поступившая в районный суд 2 августа 2021 года, определением судьи кассационной инстанции от 26 августа 2021 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационной жалобе указано на неправильное применение норм материального права, нарушение и неправильное применение норм процессуального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Как следует из материалов дела, 20 декабря 2019 года зарегистрировано обращение Мышачкова М.И. к главе Республики Крым Аксёнову С.В. о возможных нарушениях инспекцией по жилищному надзору Республики Крым действующего законодательства. Регистрация данного обращения подтверждается копией карточки учета письменных обращений граждан к главе Республики Крым.
Согласно резолюции главы Республики Крым обращение передано для работы председателю Совета министров Республики Крым.
Председателем Совета министров Республики Крым обращение Мышачкова М.И. от 20 декабря 2019 года отписано для исполнения заместителю председателя Совета министров Республики Крым, в компетенцию которой входит координация деятельности Инспекции по жилищному надзору Республики Крым.
Как следует из карточки учета личного приема граждан руководством Совета министров Республики Крым по резолюции заместителя председателя Совета было принято решение о записи на личный прием, о чем Мышачков М.И. был уведомлен направлением в его адрес сообщения от 17 января 2020 года. Мышачкову М.И. было направлено сообщение о том, что он приглашен на личный прием граждан, который состоится 20 февраля 2020 года в 14 часов 30 минут в зале приема граждан Совета министров Республики Крым.
В ходе личного приема начальнику инспекции по жилищному надзору Республики Крым дано поручение по истечении срока исполнения предписания организовать проведение проверки его исполнения. Также при проведении проверочных мероприятий проверить соблюдение управляющей организацией обязательных требований к организации и работе аварийно-диспетчерской службы, дополнительно разъяснить порядок изменения условий договора управления в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации.
Инспекцией по жилищному надзору Республики Крым в адрес Мышачкова М.И. было направлено сообщение о проведении в марте 2020 года внеплановой выездной проверки, в связи с чем, срок рассмотрения обращения продлен.
По результатам рассмотрения обращения Мышачкова М.И. в адрес последнего инспекцией 30 марта 2020 года направлен ответ.
Из положений части 3 статьи 8, пунктов 4 и 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" следует, что государственный орган обязан дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, если указанные вопросы входят в его компетенцию; если же поставленные вопросы в его компетенцию не входят, то он пересылает обращение гражданина по подведомственности и уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией; такое регулирование, будучи основанным на положениях Конституции Российской Федерации, регулирующих организацию деятельности Органов государственной власти и предполагающих, что для каждого государственного органа устанавливаются свои компетенция и полномочия и что государственные органы не могут подменять друг друга, не может расцениваться как нарушающее конституционные права.
В соответствии с пунктом 3, 4 статьи 5 названного Федерального закона при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право гарантируя реализацию указанного конституционного права, названный Федеральный закон обязывает государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, а также дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункты 1 и 4 части 1 статьи 10). Исполнение данных обязанностей, в том числе в части того, дан ли ответ гражданину по существу поставленных им в обращении вопросов, может быть подвергнуто судебному контролю по жалобе самого гражданина на принятое по его обращению решение или на действие (бездействие), связанное с его рассмотрением; получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Закон Республики Крым от 29 мая 2014 года N 5-ЗРК "О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым" определяет систему исполнительных органов государственной власти Республики Крым, правовые основы ее организации и деятельности, а также основные полномочия исполнительных органов государственной власти Республики Крым.
В соответствии со статьей 2 данного Закона исполнительную власть в Республике Крым осуществляют Глава Республики Крым, Совет министров Республики Крым и иные исполнительные органы государственной власти Республики Крым в соответствии с Конституцией и законами Республики Крым. Глава Республики Крым является высшим должностным лицом, главой исполнительной власти Республики Крым. Глава Республики Крым может совмещать свою должность с должностью Председателя Совета министров Республики Крым. Совет министров Республики Крым является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Республики Крым. Совет министров Республики Крым осуществляет свою деятельность непосредственно и через соответствующие исполнительные органы государственной власти Республики Крым.
Исполнительные органы государственной власти Республики Крым осуществляют свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Конституцией Республики Крым, настоящим Законом, другими законами Республики Крым и иными нормативными правовыми актами Республики Крым (статья 3 Закона N5-ЗРК).
Согласно статьи 9 Закона N 5-ЗРК систему исполнительных органов государственной власти Республики Крым составляют: Совет министров Республики Крым; министерства Республики Крым; государственные комитеты Республики Крым; службы Республики Крым; агентства Республики Крым; инспекции Республики Крым; иные исполнительные органы государственной власти Республики Крым.
Совет министров Республики Крым является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Республики Крым. Совет министров Республики Крым формирует в соответствии с Конституцией Республики Крым и законодательством Республики Крым Глава Республики Крым. Порядок формирования и деятельности, полномочия Совета министров Республики Крым устанавливаются федеральными законами, Конституцией Республики Крым, настоящим Законом и иными законами Республики Крым, принимаемыми в соответствии с ними указами Главы Республики Крым, а также соглашениями (статья 10 Закона N-ЗРК).
Суды обоснованно указали, что обращение административного истца по существу было рассмотрено уполномоченным должностным лицом, в соответствии с действующим законодательством, в пределах своих полномочий
При таких обстоятельствах суды нижестоящих инстанций пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований иска.
Поскольку судами не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Раздольненского районного суда Республики Крым от 20 октября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 3 февраля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 9 ноября 2021 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Э.К. Мальманова
Ю.Б. Капункин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.