Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Мальмановой Э.К. и Капункина Ю.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Горбенко Я.Е, действующей в интересах Ваниян Г.В, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 13 июля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Ваниян Г.В. об оспаривании решения органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ваниян Г.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным постановления администрации муниципального образования г. Горячий Ключ от 9 февраля 2021 года N 281 об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства на земельном участке по адресу: "адрес", общей площадью 1149 кв. м, с кадастровым номером N в части увеличения процента застройки с 30 % до 37 % и увеличения этажности объекта капитального строительства с 3 этажей до 4 этажей.
Решением Горячеключевского городского суда Краснодарского края от 13 апреля 2021 года исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 13 июля 2021 года решение суда перовой инстанции отменено, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований иска.
В кассационной жалобе, поданной представителем Ваниян Г.В. по доверенности Горбенко Я.Е. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения районного суда.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 16 августа 2021 года, определением судьи кассационной инстанции от 9 сентября 2021 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационной жалобе указано на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, нарушение и неправильное применение норм процессуального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, Ваниян Г.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу "адрес", площадью 1149 кв. м.
Истец обратилась 11 декабря 2020 года к административному ответчику с заявлением о выдаче ей разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства на указанном земельном участке в части увеличения процента застройки с 30 % до 37 % и увеличения этажности объекта капитального строительства с 3 этажей до 4 этажей. Заявление мотивировано тем, что земельный участок имеет сложную конфигурацию.
В силу части 3 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в орган местного самоуправления заявление о предоставлении такого разрешения.
Согласно статье 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.
Проект решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подготавливается в течение пятнадцати рабочих дней со дня поступления заявления о предоставлении такого разрешения и подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений статьи 39 настоящего Кодекса, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи (часть 4 статьи 40 Градостроительного кодекса РФ).
В соответствии с частями 1, 3 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства проводятся общественные обсуждения или публичные слушания.
Участниками публичных слушаний по проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, являются граждане, постоянно проживающие в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельныйучасток или объект капитального строительства, в отношении которыхподготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границахэтой территориальной зоны земельных участков и (или) расположенных наних объектов капитального строительства, граждане, постояннопроживающие в границах земельных участков, прилегающих к земельномуучастку, в отношении которого подготовлены данные проекты, правообладатели таких земельных участков или расположенных на нихобъектов капитального строительства, правообладатели помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, в отношениикоторого подготовлены данные проекты, а в случае, предусмотренномчастью 3 статьи 39 ГрК РФ, также правообладатели земельных участков иобъектов капитального строительства, подверженных риску негативного воздействия на окружающую среду в результате реализации данных проектов.
На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия в течение пятнадцати рабочих дней со дня окончания таких обсуждений или слушаний осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации (часть 5 статьи 40).
В соответствии с частью 6 статьи 40 данного Кодекса глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных в части 5 настоящей статьи рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.
Постановлением администрации муниципального образования город Горячий Ключ Краснодарского края от 17 декабря 2020 года N 2006 "О назначении публичных слушаний в муниципальном образовании город Горячий Ключ" на 29 декабря 2020 года назначены публичные слушания, в том числе по вопросу предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства на земельном участке истца, впоследствии публичные слушания переназначены на 25 января 2021 года.
По результатам публичных слушаний комиссией составлено заключение от 25 января 2021 года, которым уполномоченный орган предложил отказать административному истцу в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства.
Оспариваемым постановлением Ваниян Г.В. отказано в предоставлении разрешения.
Удовлетворяя требования административного иска, суд первой инстанции указал, что административным ответчиком не указаны основания отказа в выдаче разрешения на отклонение предельных параметров разрешенного строительства.
Однако апелляционный суд правомерно не согласился с такими выводами.
Вид разрешенного использования земельного участка, принадлежащего административному истцу в соответствии с выпиской из ЕГРП - "гостиничное обслуживание", категория земель - "земли населенных пунктов".
Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования, в соответствии с зонированием территорий. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что границы территориальных зон, градостроительные регламенты с видами разрешенного использования земельных участков устанавливаются правилами землепользования и застройки территорий муниципальных образований. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки.
Согласно части 1 статьи 34 данного Кодекса при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района; определенных настоящим Кодексом территориальных зон; сложившейся планировки территории и существующего землепользования; планируемых изменений границ земель различных категорий; предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках; историко-культурного опорного плана исторического поселения федерального значения или историко-культурного опорного плана исторического поселения регионального значения.
В силу части 1 статьи 35 названного Кодекса в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования город Горячий Ключ минимальная площадь земельного участка для вида разрешенного использования "Гостиничное обслуживание - 4.7" составляет 400 кв. м, максимальное количество надземных этажей - 3 (включая мансардный этаж), максимальный процент застройки - 40 % (при площади земельного участка от 400 до 1000 кв. м) или 30 % (при площади земельного участка от 1000 до 5000 кв. м.).
Площадь земельного участка истца составляет 1149 кв. м, что больше минимально допустимого, конфигурация участка - правильная - прямоугольной формы, без изогнутых линий, инженерные сети, препятствующие строительству в допустимых параметрах - отсутствуют, геологический рельеф позволяет строительство в допустимых Правилами землепользования и застройки муниципального образования город Горячий Ключ параметрах.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к обоснованным выводам об отмене судебного решения и отказе в удовлетворении иска.
Поскольку апелляционным судом не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в апелляционном определении выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 13 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 16 ноября 2021 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Э.К. Мальманова
Ю.Б. Капункин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.