Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Капункина Ю.Б.
судей Мальмановой Э.К... и Усенко Н.В.
Рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Благотворительного РМОД "Уроки финансовой и юридической грамотности" на решение Ленинского районного суда города Ростова-на-Дону от 14 апреля 2021 года и на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 4 августа 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Благотворительного РМОД "Уроки финансовой и юридической грамотности" к Министерству общего и профессионального образования Ростовской области об оспаривании бездействия.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, судебная коллегия
установила:
Благотворительное региональное молодежное общественное движение "Уроки финансовой и юридической грамотности" (далее - Общественное движение) обратилось в суд с административным иском к Министерству общего и профессионального образования Ростовской области (далее - Министерство образования) об оспаривании бездействия.
Требования мотивированы тем, что 30 ноября 2020 года Общественным движением административному ответчику направлено письмо, содержащее предложение с намерением взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности и запрос о предоставлении порядка взаимодействия.
В ответе от 14 декабря 2020 года Министерством образования отказано во взаимодействии, что повлекло нарушение прав, свобод и публичных интересов детей, находящихся в трудной жизненной ситуации благотворителей и добровольцев в оказании детям благотворительной помощи.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просил суд признать незаконным решение Министерства общего и профессионального образования Ростовской области и министра Балиной Л.В. от 14 декабря 2020 года, выразившееся в препятствовании реализации прав граждан и юридических лиц на осуществление благотворительной деятельности.
Решением Ленинского районного суда города Ростова-на-Дону от 14 апреля 2021 года отказано в удовлетворении административных исковых требований.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 4 августа 2021 года решение от 14 апреля 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 16 сентября 2021 года, административный истец просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение. Судами допущено нарушение нормы материального и процессуального права; неверно определены обстоятельства имеющие значение для дела.
Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции 22 сентября 2021 года кассационная жалоба принята к производству Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, кассационный суд общей юрисдикции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций не были допущены нарушения, которые являются основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании в том числе решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, наделенного отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 30 ноября 2020 года Общественным движением в адрес Министерства образования направлено письмо N, поименованному как "Предложение о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности во исполнение Перечня поручений Президента РФ по итогам заседания Государственного совета", в котором содержалась информация об осуществляемой Общественным движением деятельности, о планируемых к проведению мероприятиях, а также указаны контактные данные организатора добровольческой деятельности.
В ответе от ДД.ММ.ГГГГ N.1-19320 административным ответчиком указано об отсутствии заинтересованности в подписании соглашения о взаимодействии между Министерством образования и Общественным движением по вопросу, изложенному в письме от 30 ноября 2020 года, поскольку между Министерством образования и Отделением по Ростовской области Южного главного управления Центробанка России заключено соглашение о сотрудничестве и разработан план совместных мероприятий на 2018-2021 годы.
В рамках реализации данного Плана проводятся мероприятия, направленные на повышение финансовой грамотности в образовательных организациях Ростовской области, в том числе открытые уроки, практические занятия, вебинары, онлайн - уроки финансовой грамотности, викторины, лекции. Кроме того, обучающиеся принимают участие в олимпиадах по финансовой грамотности, акциях "Дни финансовой грамотности в учебных заведениях", международной недели инвесторов, мероприятиях проекта "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации.
В ответе также указано, что соответствии с разделом "Взаимодействие с гражданским обществом, неправительственными и частными организациями" Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года N 2039, Министерство образования в пределах компетенции проинформировало руководителей органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования и руководителей подведомственных организаций о возможности участия в вебинаре на платформе "УРФИНГРАМ".
Установив изложенное, разрешая спор и отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что отсутствует необходимая совокупность условий, предусмотренная пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ для удовлетворения требований о признании оспариваемого ответа незаконным.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве), частью 1 статьи 18 Федерального закона N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве", Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2018 года N 1425 "Об утверждении общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями и перечня видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности добровольческими (волонтерскими) организациями", поддержал выводы суда первой инстанции и указал, что Министерством образования рассмотрено обращение Общественного движения по существу поставленных в нем вопросов в установленный законом срок, административному истцу отказано в принятии предложения последнего с подробным разъяснением мотивов решения.
Оснований не соглашаться с данными выводами судов не имеется, так как выводы судов обеих инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам права.
Доводы кассационной жалобы нашли подробную оценку в апелляционном определении, с которой суд кассационной инстанции соглашается.
Судебная коллегия находит выводы, изложенные в судебных актах соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными в точном соответствии с нормами материального права, регулирующего возникшие правоотношения. Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судом апелляционной инстанции не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу вправе оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь, статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Ростова-на-Дону от 14 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 4 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 29 октября 2021 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Мальманова Э.К.
Усенко Н.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.