Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Каминской Е.Е, судей Борс Х.З, Думушкиной В.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения, по кассационной жалобе ФИО1 на решение Армавирского городского суда Краснодарского края от 27 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 18 марта 2021 года.
Заслушав доклад судьи ФИО4, выслушав ФИО1 и его представителя ФИО6, поддержавших доводы кассационной жалобы; ФИО2 и его представителя ФИО7, которые против удовлетворения кассационной жалобы возражали, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО2 обратился в суд с иском к ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения в размере 2 144 000 рублей, процентов в порядке статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за период с14.05.2019 г. по 8.09.2019 г. в размере 176 528, 85 рублей.
В обоснование требований ФИО2 указал, что в период с22 марта 2016 г. по 3 сентября 2016 г. перечислил в адрес ответчика денежные средства в сумме 2 144 000 рублей, которые ответчиком возвращены не были.
Решением Армавирского городского суда Краснодарского края от 27 октября 2020 года исковые требования ФИО2удовлетворены частично.
ФИО2 восстановлен срок исковой давности для обращения в суд.
Со ФИО1 в пользу ФИО2 взыскано неосновательное обогащение в размере 1 844 000 рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 151 827, 97 рублей. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 18 марта 2021 года решение Армавирского городского суда Краснодарского края от27 октября 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФИО9 просит судебные постановления по делу отменить как вынесенные с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, без полного, всестороннего, объективного исследования юридически значимых обстоятельств дела.
В судебном заседании суда кассационной инстанции ФИО9 и его представитель ФИО6 доводы кассационной жалобы поддержали; ФИО2 и его представитель ФИО7 против удовлетворения кассационной жалобы возражали.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований судом кассационной инстанции не установлено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО2 в период с 22 марта 2016 г. по 3 сентября 2016 г. перевел ФИО1 денежные средства путем перечисления на его банковскую карту в размере 2144000 рублей, что подтверждается чеками (т.1 л.д.9-17), не оспаривается ответчиком.
В силу пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Правила, предусмотренные главой 60 названного Кодекса, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (пункт 2 указанной статьи).
Применительно к вышеприведенной норме обязательство из неосновательного обогащения возникает при наличии определенных условий, которые составляют фактический состав, порождающий указанные правоотношения.
Для возникновения обязательства из неосновательного обогащения необходимо наличие трех условий, а именно, если: имеет место приобретение или сбережение имущества, то есть увеличение стоимости собственного имущества приобретателя, присоединение к нему новых ценностей или сохранение того имущества, которое по всем законным основаниям неминуемо должно было выйти из состава его имущества; приобретение или сбережение произведено за счет другого лица, а имущество потерпевшего уменьшается вследствие выбытия из его состава некоторой части или неполучения доходов, на которые это лицо правомерно могло рассчитывать; отсутствуют правовые основания для получения имущества, то есть когда приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого не основано ни на законе (иных правовых актах), ни на сделке, а значит, происходит неосновательно.
С учетом данных правовых норм суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, взыскал сумму неосновательного обогащения в размере 1 844 000 рублей, в пределах срока исковой давности, о которой заявлено ответчиком.
Доказательств обоснованности доводов ответчика о возмездности перечисления денежных средств, либо иного встречного требования, которое освобождало бы ответчика от возврата денежных средств, в нарушение положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ответчиком не представлено.
Разрешая заявленные требования, судебные инстанции правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам согласно требованиямстатьи 67Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и постановили судебные акты, отвечающие нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Несогласие с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии счастью 3 статьи 390Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могут повлечь отмену судебных постановлений в кассационном порядке, судебными инстанциями по делу не допущено, доводов о таких нарушениях кассационная жалоба не содержит.
Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Армавирского городского суда Краснодарского края от 27 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 18 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий Е.Е. Каминская
Судьи Х.З. Борс
В.М. Думушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.