Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Борс Х.З., рассмотрев кассационную жалобу Храпко ФИО6 на решение мирового судьи с/у N4 Батайского судебного района Ростовской области от 10 декабря 2020 года и апелляционное определение Батайского городского суда Ростовской области ль 01 апреля 2021 года, по гражданскому делу N2- 4-2713/2020 по иску ООО "ЭКОГРАД-Н" к Храпко ФИО7, Храпко ФИО8 о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ЭКОГРАД-Н" обратилось к мировому судье в Батайском судебном районе Ростовской области на судебном участке N 4 с исковым заявлением к Храпко ФИО9, Храпко ФИО10 о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг.
Решением мирового судьи в Батайском судебном районе Ростовской области на судебном участке N 4 от 10.12.2020 года исковые требования ООО "ЭКОГРАД-Н" удовлетворены, с Храпко ФИО11, Храпко ФИО12 в пользу ООО "ЭКОГРАД-Н" солидарно взыскана задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами за период с 01.10.2018 года по 31.07.2020 года в сумме 10 954 руб. 14 коп, судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 438 руб, а всего в сумме 11 392 руб. 14 коп.
Апелляционным определением Батайского городского суда Ростовской области ль 01 апреля 2021 года решение мирового судьи с/у N4 Батайского судебного района Ростовской области от 10 декабря 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Храпко В.В. просит отменить состоявшиеся судебные акты как незаконные и необоснованные, вынесенные с существенным нарушением норм материального и процессуального права, указав, что они договоры с ООО "ЭКОГРАД-Н" на оказание коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами не заключали, в связи с чем, начисление задолженности является незаконным. Также они являются инвалидами с детства, глухонемыми и заключать договора без сурдопереводчика не имеют возможности.
В соответствии с частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационные жалоба, представление на вступившие в законную силу судебные приказы, решения мировых судей и апелляционные определения районных судов, определения мировых судей, районных судов, гарнизонных военных судов и вынесенные по результатам их обжалования определения, решения и определения судов первой и апелляционной инстанций, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судья приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемых судебных актов судья не усматривает.
Как установлено судами, 08 ноября 2017 года между Ростовской областью, как субъектом Российской Федерации, в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области, и ООО "ЭКОГРАД-Н", как региональным оператором по обращению ствёрдыми коммунальными отходами, заключено соглашение оборганизации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами в зоне деятельности Новочеркасская МЭОКа (включающего муниципальное образование "Город Батайск").
Услуга по обращению с ТКО оказывается ООО "ЭКОГРАД-Н" на территории города Батайска с 01 октября 2018 года, несмотря на отсутствие заключённого договора в соответствии с п. 7 "Правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами", утверждённых постановлением Правительства РФ N 1156 ("в случае, если до даты начала обращения с отходами, указанной в соглашении, заключённом органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором в соответствии с ФЗ РФ "Об отходах производства и потребления", региональныйоператор не заключил договоры на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами с потребителями, коммунальная услугапо обращению с твёрдыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями соглашения").
В связи с этим при заключении договора указывается дата начала оказания услуги - 01.10.2018 года, начисления также производятся с данной даты.
Материалами дела установлено, что публичная оферта о заключении договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами и текст типового договора были опубликованы истцом на официальном сайте регионального оператора, официальном сайте администрации города Батайска, средствах массовой информации, в том числе в газете от 19.09.2018 года.
Ответчики по делу с 12.01.2007 года являются совместными собственниками домовладения.
Из представленного истцом расчёта задолженности следует, что в период с 01.10.2018 года по 31.07.2020 года у ответчиков, исходя из количества граждан, проживающих в квартире, на основании утверждённого тарифа, нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов согласно п. 148 (30) Правил N 134 по формуле 9 (1) согласно приложению N 2 к Правилам N 134 и их совместной собственности в домовладении, образовалась задолженность по оплате за сбор и вывоз твёрдых бытовых отходов в размере 10 954 руб. 14 коп.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами районного суда.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют обстоятельствам дела и не противоречат нормам материального и процессуального права.
Так, в соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с ч. 1 ст. 253 ГК РФ участники совместной собственности, если иное не предусмотрено соглашением между ними, сообща владеют и пользуются общим имуществом.
Согласно ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.
На основании ст. 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключёнными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твёрдое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твёрдыми коммунальными отходами.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, их права и обязанности закреплены в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354.
Все граждане, проживающие в многоквартирных домах, частном секторе, а также юридические лица, индивидуальные предприниматели, от малого и среднего бизнеса, заканчивая крупными предприятиями, обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами с региональным оператором.
В соответствии с ч. 8 статьи 23 Федерального закона от 29 декабря 2016 года N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключённого соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО и утверждённого единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
В соответствии с п. 8(1) "Правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами", утверждённых постановлением Правительства РФ N 1156 региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твёрдых коммунальных отходов, образующихся:
а) в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), - с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;
б) в жилых домах, - с организацией (в том числе некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника;
в) в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твёрдых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами предусмотрен Правилами обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156.
Согласно ч. 5 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твёрдыми коммунальными отходами путём заключения договора с региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. Под обращением с твёрдыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твёрдых коммунальных отходов.
В соответствии с п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и п. 5 Правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами, собственники твёрдыхкоммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твёрдыекоммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утверждённым Правительством Российской Федерации. Такой договор является публичным для регионального оператора по обращению с ТКО.
Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора собственнику твёрдых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
В соответствии с п. 148(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, может быть заключён с исполнителем в письменной форме или путём совершения конклюдентных действий (то есть действий, свидетельствующих о намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг) и считается заключённым потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, в соответствии с п. 148 (21) Правил.
В соответствии с п. 8 (18) Правил N 1156 до дня заключения договора наоказание услуг по обращению сТКО услуга по обращению с ТКОоказывается РО в соответствии с условиями типового договора и Соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утверждённому в установленном порядке единому тарифу на услугу РО, с последующим перерасчётом в первый со дня заключения указанного договора расчётный период исходя из цены заключённого договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Следовательно, договор на оказание услуги по обращению с ТКО между сторонами по делу заключён независимо от наличия письменного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Порядок оказания и оплаты коммунальных услуг, в том числе услуги по ТКО, регулируется положениями ЖК РФ и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354.
В соответствии с пунктом 148 (30) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, на основании нормативов накопления ТКО, тарифа. В данном случае в качестве расчётной единицы для квартиры принимается норматив накопления ТКО на 1 проживающего в жилом помещении.
Доказательств, которые могут служить основанием для освобождения ответчиков от уплаты задолженности, суду не представлено, а равно не представлено доказательств неисполнения либо ненадлежащего исполнения ООО "ЭКОГРАД-Н" услуг по вывозу ТБО.
Поскольку размер задолженности подтверждён материалами дела, расчёт задолженности, представленный истцом, судом проверен и признан обоснованным, ответчиками доказательств оплаты задолженности в материалы дела не представлено, мировой судья правомерно пришёл к выводу о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами за период с 01.10.2018 года по 31.07.2020 года в размере 10 954 руб. 14 коп.
Доводы ответчиков о том, что договор не был заключён, не приняты судом во внимание, так как в соответствии с действующим законодательством договор на вывоз ТБО является публичным и считается заключённым вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения (подписи потребителя). Моментом его заключения является момент, когда потребитель совершил любые действия, свидетельствующие о принятии им предложенных условий. Вынос мусора, пользование контейнерами, относится к конклюдентным действиям и подтверждает согласие потребителя на оказание услуг именно ООО "ЭКОГРАД-Н", которое обслуживает население города Батайска.
При этом следует учитывать специфику услуг по сбору и транспортировке твёрдых коммунальных отходов, а именно, её непрерывность, необходимость оказания данной услуги ежедневно в соответствии с нормативно-правовыми актами, регулирующими сферу обращения с отходами.
В силу ч. 1 ст. 22 ФЗ РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должна осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Исходя из вышеприведённых положений законодательства, деятельность по вывозу мусора является специализированной. Факт осуществления ООО "ЭКОГРАД-Н" законной и фактической деятельности по сбору, транспортированию отходов в ходе судебного разбирательства нашёл своё подтверждение. При этом ответчиком не представлено достоверных доказательств, подтверждающих самостоятельный вывоз и утилизацию бытовых отходов способами, не нарушающими действующее законодательство, либо заключения соответствующих договоров с третьими лицами в спорный период, на основании которых можно сделать вывод о том, что ответчик не пользовался предоставляемой истцом услугой по вывозу ТБО (договор с иной организацией либо самостоятельно осуществляют вывоз ТБО по разовым талонам, оформляемым в специализированных предприятиях, при этом установлено, что ООО "ЭКОГРАД-Н" оказывало услуги по вывозу мусора путём сбора отходов), что свидетельствует о наличии между сторонами договорных правоотношений в силу ч. 3 ст. 438 ГК РФ.
Само по себе отсутствие отдельно заключённого договора с ответчиками на оказание услуг по вывозу мусора, не свидетельствует об отсутствии между сторонами договорных отношений, поскольку действия ООО "ЭКОГРАД-Н" основаны на публичности в отношении всех физических лиц на территории г. Батайска и фактическом предоставлении услуг. Акцептом оферты истца в данном случае следует признать получение ответчиками квитанций на оплату услуг в спорный период времени, непринятии им мер по расторжению договора.
Кроме того, учитывая, что фактически ООО "ЭКОГРАД-Н" оказывало услуги и несло расходы, что не оспорено, а ответчик принимал данные услуги (обратное не доказано), то мировой судья правомерно пришёл к выводу о правомерности действий истца по начислению платы за сбор, вывоз и утилизацию ТБО. Факт уклонения от уплаты услуг ООО "ЭКОГРАД-Н" по вывозу твёрдых бытовых отходов не отрицался ответчиками, которые оспаривали только наличие у них такой обязанности.
Оценка доказательств и отражение ее результатов в судебных актах являются проявлением дискреционных полномочий судов первой и апелляционной инстанций, необходимых для осуществления правосудия вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти.
Кассационная инстанция не вправе переоценивать доказательства вновь, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, не установленные судами первой и апелляционной инстанции или опровергнутые, а также предрешать вопросы о достоверности или недостаточности того или иного доказательства, преимущества одних доказательств перед другими.
Суд кассационной инстанции считает, что исходя из конкретных обстоятельств, установленных по настоящему делу, предмета и оснований, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, судами применены правильно и спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы, указанные в кассационной жалобе фактически идентичны доводам апелляционной жалобы и основаниям искового заявления, которым судами дана надлежащая правовая оценка, фактически сводятся к несогласию с судебными постановлениями и направлены не переоценку доказательств.
Оснований для отмены судебных актов применительно к аргументам, приведенным в кассационной жалобе, не имеется, поскольку неправильного применения норм процессуального и материального права, в том числе, предусмотренных в части 4 статьи 379.7 ГПК РФ, при рассмотрении дела не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья
определил:
решение мирового судьи с/у N4 Батайского судебного района Ростовской области от 10 декабря 2020 года и апелляционное определение Батайского городского суда Ростовской области от 01 апреля 2021 года - оставить без изменения, а кассационную жалобу Храпко ФИО13 - без удовлетворения.
Судья Х.З. Борс
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.