Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Авериной Е.Г.
судей Бетрозовой Н.В. и Егоровой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смородина Н.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ростове-на-Дону (межрайонное) о возложении обязанности назначить страховую пенсию с даты первоначального обращения за ее назначением и произвести перерасчет пенсии, по кассационной жалобе Смородиной Н.В. на решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 13 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 22 июля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Авериной Е.Г, судебная коллегия
установила:
Смородина Н.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ростове-на-Дону (межрайонное) о возложении обязанности назначить страховую пенсию с даты первоначального обращения за ее назначением и произвести перерасчет пенсии и произвести перерасчет пенсии, указав, что 22.11.2017 года обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в связи с работой в РКС и МКС. Решением ответчика N 1364252/17 от 22.02.2018г. Смородиной Н.В. в назначении страховой пенсии отказано в связи с тем, что в её паспорте указано имя "Наталия", а в трудовой книжке, архивных справках, свидетельстве о рождении указано имя "Наталья". Заявителю рекомендовано обменять паспорт. Копия указанного решения получена истцом 15.06.2018г, 26.07.2018г. Смородина Н.В. получила новый паспорт и 07.08.2018г. истец повторно обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии, приложив новый паспорт с внесенными исправлениями.
Решением ответчика N 777210/18 от 15.08.2018г. Смородиной Н.В. назначена страховая пенсия по старости с 07.08.2018г, даты повторного обращения. Истец не согласна с датой назначения пенсии, полагая, что пенсия ей должна быть назначена с момента её первоначального обращения, истец просила суд возложить на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ростове-на-Дону (межрайонное) обязанность назначить ей страховую пенсию с даты первоначального обращения за ее назначением с 22 ноября 2017 года, на также возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет её пенсии за период с 22.11.2017 года.
Решением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 13 мая 2021 года исковые требования Смородиной Н.В. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 22 июля 2021 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Смородина Н.В. просит отменить указанные судебные акты в связи с существенными нарушениями норм материального и процессуального права.
Доводы кассационной жалобы обосновывает тем, что на момент первоначального обращения за пенсией в уполномоченный орган она предоставил все необходимые документы, и не знала о наличии в ее паспорте технической ошибки, а так же не знала и о том, что данное обстоятельство может стать причиной отказа в назначении страховой пенсии по старости. Считает незаконным назначение страховой пенсии по старости с даты повторного обращения - 07.08.2018, так как на момент первоначального обращения с заявлением в пенсионный орган 22 ноября 2017 г, Смородина Н.В. фактически имела право на страховую пенсию по старости, и располагала необходимыми документами, подтверждающими право на пенсию, в том числе паспортом, где обнаружена техническая ошибка в её имени. Однако, в установленный законом срок по не зависящим от неё причинам она не могла устранить обнаруженную ошибку и представить уточняющие документы, поскольку только 15 июня 2018 г. ей стало известно об ошибке в имени в паспорте, после чего ею были предприняты меры по устранению данной опечатки посредством получения нового паспорта, 26.07.2018г. Полагает, что имеет право на получение страховой пенсии по старости с момента возникновения права на пенсию - с 22 ноября 2017 г, что было оставлено судами без внимания.
В возражениях на кассационную жалобу, поступивших в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции 28.110.2021 года, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ростове-на-Дону (межрайонное) высказывает свое согласие с принятыми судебными актами, ссылаясь на их законность и выражает несогласие с доводами кассационной жалобы Смородиной Н.В.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу подлежащей удовлетворению.
На основании ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 22 ноября 2017 г. Смородина Н.В. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ростове-на-Дону (межрайонное) с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости.
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г.Ростова-на-Дону N 1364252/17 от 22.02.2018 года в назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ N 400-ФЗ Смородиной Н.В. отказано. В соответствии с указанным решением заявительница Смородина Н.В, согласно паспорту серии N N, выданному ОУФМС России по "адрес" в "адрес" от 18.08.2011г. указана как Смородина Н.В, ДД.ММ.ГГГГ. рождения.
Вместе с тем, в представленных документах, а именно: трудовой книжке АТ-Ш N, выданной ДД.ММ.ГГГГ, архивных справках от 04.05.2017 г. N 1182, 1183, 1184 выданных Администрацией Олюторского муниципального района, Камчатский край, имя заявительницы указано -Наталья. В представленном свидетельстве о рождении указано имя Наталья, дата рождения ДД.ММ.ГГГГ, однако прописью указана дата рождения - ДД.ММ.ГГГГ В связи с разночтениями, установленными в документах Смородиной Н.В. ей рекомендовано обменять паспорт на паспорт с правильными данными.
Протоколом N 97 от 22.02.2018 г. об отказе в назначении пенсии Смородиной Н.В. установлено, что на рассмотрение в пенсионный орган представлены следующие документы: заявление о назначении страховой пенсии по старости, трудовая книжка, архивные справки, страховое свидетельство, свидетельство о рождении, копия паспорта.
Решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Ростова-на-Дону N 1364252/17 от 22.02.2018 г. получено истцом 15.06.2018 г, что подтверждается подписью в получении экземпляра решения.
15 июня 2018 года истец обратилась в паспортный стол, через сайт государственных услуг с заявлением о замене паспорта в связи с ошибкой в имени, а именно неверном указании имени, вместо Наталья, указано Наталия, что не ответствует свидетельству о рождении.
ДД.ММ.ГГГГ истцом получен новый паспорт с верным именем " Смородина Н.В.".
07.08.2018 года истец повторно обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Ростова-на-Дону с заявлением о назначении пенсии.
К заявлению от 07.08.2018 г N 777210/18 приложен паспорт гражданина, выданный ДД.ММ.ГГГГ. с внесенными исправлениями в имени и свидетельство о рождении.
Решением N 777210/18 от 15.08.2018 г. о назначении пенсии Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Ростова-на-Дону Смородиной Н.В. назначена страховая пенсия по старости с 07.08.2018 г.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Смородиной Н.В. о досрочном назначении страховой пенсии по старости с даты первоначального обращения с 22 ноября 2017 г. и возложении обязанности произвести перерасчет пенсии с 22 ноября 2017 г, суд первой инстанции исходил из того, что у Смородиной Н.В. по состоянию на дату ее первоначального обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости отсутствовало право для назначения досрочной страховой пенсии по старости, поскольку отсутствовали сведения (документы) подтверждающие данное право, ввиду чего не имеется оснований для возложения на пенсионный орган обязанности по назначению истцу страховой пенсии по старости с даты первоначального обращения в пенсионный орган.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, дополнительно отметив, что по состоянию на 22 ноября 2017 г. (дату первоначального обращения Смородиной Н.В. в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости) представленные ею при обращении 22.11.2017г. документы не подтверждали наличие у заявителя права на назначение досрочной пенсии, поскольку заявитель Смородина Н.В,, как следует из паспорта и текста заявления, предоставила документы о стаже другого лица - Смородиной Н.В..
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны с нарушением норм материального права, регулирующих спорные отношения, и норм процессуального права.
Порядок установления страховых пенсий и сроки ее назначения предусмотрены положениями статей 21, 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией. Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии, в частности, непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в редакции, действовавшей на дату первоначального обращения Смородиной Н.В. в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости - 22 ноября 2017 г.).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Исходя из положений части 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ по общему правилу страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Частью 3 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ закреплено, что в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила обращения за страховой пенсией).
Пунктом 20 Правил обращения за страховой пенсией предусмотрено, что при приеме заявления об установлении пенсии и документов, представленных заявителем для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в частности:
проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам (подпункт "а");
регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и выдает уведомление о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии, в котором указывается дата приема заявления, перечень документов, представленных заявителем, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе (подпункт "г").
Пунктом 22 Правил обращения за страховой пенсией определено, что при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в том числе:
дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов (подпункт "а");
запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе (подпункт "в").
Решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 23 Правил обращения за страховой пенсией).
В пункте 31 Правил обращения за страховой пенсией установлено, что в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для ее назначения, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявитель вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы. Днем получения заявителем соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации считается в том числе день выдачи уведомления о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии заявителю непосредственно при приеме заявления.
Аналогичные нормативные положения о порядке приема заявления о назначении пенсии содержатся в пунктах 63 и 64 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 января 2016 г. N 14н (документ действовал на дату обращения Смородиной Н.В. с заявлением о назначении страховой пенсии по старости - 22 ноября 2017 г. и утратил силу 24 февраля 2019 г.; далее - Административный регламент)
В приложении N 3 к Административному регламенту предусмотрена форма уведомления (о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии), в пункте 2 которого указывается на необходимость представить дополнительно документы для назначения пенсии, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в пункте 3 - документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые гражданин (его представитель) вправе представить по собственной инициативе для установления страховой пенсии.
В силу части 2 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Из приведенных нормативных положений следует, что:
1. При приеме заявления гражданина об установлении страховой пенсии по старости и представленных для этого документов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации:
проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений представленным документам;
разъясняет заявителю, какие документы он должен представить дополнительно;
выдает уведомление и указывает в нем, в частности, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, запрашиваемых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе.
Если недостающие документы будут представлены заявителем не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения пенсионного органа, днем обращения за страховой пенсией и, соответственно, днем, с которого назначается страховая пенсия по старости, считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о назначении страховой пенсии либо дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
2. При рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации дает оценку документам, представленным гражданином, содержащимся в них сведениям, запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.
3. Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает решения о назначении страховой пенсии по старости или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.
4. В случае необоснованного отказа пенсионного органа в назначении гражданину страховой пенсии своевременно не полученная им страховая пенсия выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Суды первой и апелляционной инстанций при разрешении исковых требований Смородиной Н.В. об отказе ей в установлении страховой пенсии по старости, о признании за ней права на получение страховой пенсии по старости со дня обращения за ней, возложении на пенсионный орган обязанности произвести перерасчет страховой пенсии с даты первоначального обращения, изложенные нормативные положения, регулирующие порядок установления гражданам страховых пенсий по старости, не применили, в связи с чем, не установили обстоятельства, имеющие значение для дела, и, как следствие, не выяснили, были ли допущены пенсионным органом нарушения при принятии и рассмотрении первоначального заявления Смородиной Н.В. о назначении пенсии 22 ноября 2017 г, приведшие к несвоевременному получению ею страховой пенсии по старости.
В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
С учетом указанной нормы бремя доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также с учетом требований и возражений сторон.
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Указанные выше требования в силу абзаца второго части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации распространяются и на суд апелляционной инстанции, который повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного Кодекса.
Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу юридически значимым и подлежащим определению и установлению с учетом исковых требований Смородиной Н.В, возражений ответчика, данных в судебных заседаниях судов первой и апелляционной инстанций относительно иска и норм материального права, регулирующих спорные отношения, являлось установление, в том числе обстоятельств, связанных с исполнением пенсионным органом обязанности по разъяснению ей при ее первичном обращении с заявлением о назначении страховой пенсии по старости (22 ноября 2017 г.) вопроса о том, какие недостающие документы ей необходимо представить дополнительно для подтверждения права на пенсию (пункт 29 Правил обращения за страховой пенсией), а также обстоятельств того, указал ли пенсионный орган в уведомлении от 22 ноября 2017 г. на необходимость дополнительного представления Смородиной Н.В. документов, подтверждающих её право для назначения страховой пенсии.
Названные обстоятельства, имеющие значение для дела, исходя из подлежащих применению норм права, в качестве юридически значимых определены не были, предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций в нарушение приведенных требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не являлись.
Между тем, Смородина Н.В. в исковом заявлении, указывала, что на момент первичного обращения в пенсионный орган с заявлением об установлении ей страховой пенсии по старости (22 ноябооря2017 г.) у неё имелись все условия в соответствии с требованиями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ для назначения ей пенсии, пенсионный орган не разъяснил ей о необходимости дополнительно представить недостающие документы. Смородина Н.В, приложив к заявлению паспорт и иные документы, предполагала, что этих документов будет достаточно. При приеме заявления о назначении пенсии пенсионный орган также не указал на ошибки в написании её имени, указав при этом в заявлении Смородиной Н.В, что она является застрахованным лицом, со ссылкой на свидетельство обязательного пенсионного страхования N048-838-284-11, не приняв во внимание сведения указанные в лицевом счете застрахованного Смородиной Н.В, в том числе о периодах ее работы и не сопоставив их с данными изложенными в трудовой книжке и архивных справках. Решение по поданным документам Смородиной Н.В. вынесено лишь в феврале 2018 года, по истечении трех месяцев с момента подачи заявления, а вручено ей в июне 2018 года, по истечении семи месяцев, при этом доказательств того, что истцу направлялись уведомления о необходимости предоставления удостоверения личности подтверждающего её право на пенсии с указанием имени "Наталья" или "Наталия" в адрес истца не направлялись. В связи с несоблюдением пенсионным органом положений нормативных правовых актов, регламентирующих порядок обращения лиц за установлением страховой пенсии по старости, было нарушено право Смородиной Н.В. на своевременное социальное обеспечение по возрасту, гарантированное статьей 39 Конституции Российской Федерации.
Кроме того, судами первой и апелляционной инстанции не принято во внимание, что неправильное указание в паспорте Смородиной Н.В. имени, а в свидетельстве о рождении в "прописи" иной даты рождения, тогда как в цифровом обозначении дата указана правильно, допущены административными органами, выдавшими ей данные документы, а виновные, либо умышленные действия Смородиной Н.В. по предоставлению документов с неправильным написанием её имени не установлены.
В результате неправильного применения норм права, регулирующих спорные отношения, этим доводам истца и приводимым в их обоснование обстоятельствам, а также представленным документам (решению пенсионного органа об отказе в установлении пенсии от 22 февраля 2017 г.) суды первой и апелляционной инстанций, вопреки требованиям статей 56, 67, 196 (о доказательствах и доказывании, об оценке доказательств) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не дали надлежащей правовой оценки.
Ввиду изложенного выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что не имеется оснований, предусмотренных действующим законодательством, для удовлетворения исковых требований Смородиной Н.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ростове-на-Дону (межрайонное) о возложении обязанности на пенсионный орган установить пенсию с 22 ноября 2017 года и произвести ей перерасчет страховой пенсии по старости с указанной даты, являются неправомерными, не соответствующими нормам пенсионного законодательства.
При таких обстоятельствах решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 13 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 22 июля 2021 года нельзя признать законными, они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов Смородиной Н.В.
Поскольку повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, а также учитывая необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить исковые требования на основании норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, установленных по делу обстоятельств и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
Определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 22 июля 2021 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.