Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Михеева С.Н., рассмотрев жалобу представителя ООО "Ирбейский разрез" Пузыревой С.Н. на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора по Красноярскому краю N НВЗАТ-538 от 22 декабря 2020г, решение Ирбейского районного суда Красноярского края от 29 марта 2021г, решение Красноярского краевого суда от 01 июля 2021, вынесенные в отношении ООО "Ирбейский разрез", по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора от 22 декабря 2020г, ООО "Ирбейский разрез" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением судьи Ирбейского районного суда Красноярского края от 29 марта 2021г, оставленным без изменения решением судьи Красноярского краевого суда от 01 июля 2021г, постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе представитель ООО "Ирбейский разрез" Пузырева С.Н. просит постановление и решения судов отменить, снизить размер административного штрафа.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных данным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты (часть 4 статьи 35 названного Кодекса).
Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается (часть 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации).
Как следует из пункта 4 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности (пункт 1 статьи 34 закона).
В соответствии с частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 этого Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до трехста тысяч рублей.
Из материалов дела следует и установлено должностным лицом и судебными инстанциями, что в ходе проведенной плановой выездной проверки в период с 10.11.2020 по 07.12.2020, выявлены нарушения требований в сфере природопользования и охраны окружающей среды. ООО "Ирбейский разрез" в ходе производственной деятельности осуществляет сброс сточных вод из пруда-отстойника в реку Большая Уря на основании решения о предоставлении водного объекта с целью сброса сточных вод от 27.08.2018 N 24.17.03.004-Р-РСБХ-С-2018-04041/00, разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты от 05.12.2018 N 05-1/31-064. В рамках проверки произведен отбор проб сточных вод, сбрасываемых в реку Большая Уря, а также природной воды на реке Большая Уря в точках: 1) сброса сточных вод, 2)500 метров выше сброса, 3) 500 метров ниже сброса. Второй и третий отбор проб природной воды реки Большая Уря и сточной воды производился в точках: 500 метров выше сброса, сточная вода (на выходе сточных вод из пруда-отстойника) по веществам, по которым в 1-м отборе выявлены превышение допустимых значений.
По результатам лабораторных исследований установлены превышение допустимой концентрации загрязняющих веществ, установленных разрешением на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду N 05-1/31-064, утвержденный приказом Межрегионального управления Росприроднадзора по Красноярскому краю и Республике Тыва от 05.12.2018 N 1515, а именно сточная вода на выходе сточных вод из пруда-отстойника имеет показатели (в мг/л): железа 0, 29 при норме 0, 1: ионы аммония 0.15, при норме 0, 06; марганца 0, 052 при норме 0, 01; меди 0, 0023 при норме 0, 001; цинка 0, 019 при норме 0, 01 (забор проб от 11.11.2020); марганца 0, 025 при норме 0, 01; меди 0, 0022 при норме 0, 001 (забор проб от 24.11.2020 с 10:40 до 11:50); марганца 0, 030 при норме 0, 01; меди 0, 0021 при норме 0, 001 (забор проб от 24.11. с 14 до 15 часов).
Приведенные обстоятельства, послужившие основанием для привлечения общества к административной ответственности по данному делу, подтверждаются собранными доказательствами, исследованными и оцененными в совокупности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Общество осуществляло пользование водным объектом (река Большая Уря) с целью сброса сточных вод на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 27.08.2018, в связи с чем, являясь водопользователем, при сбросе сточных вод обязано было соблюдать нормы действующего законодательства и не допускать оказания прямого или косвенного негативного воздействия на окружающую среду.
Действия общества квалифицированы по части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами этого Кодекса и подлежащего применению природоохранного законодательства.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо административного органа и судебные инстанции правильно пришли к выводу о том, что общество имело возможность для соблюдения норм природоохранного законодательства, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы, аналогичные приведенным в настоящей жалобе, были предметом проверки в ходе производства по делу, обоснованно отвергнуты в обжалуемых актах и не ставят под сомнение наличие в действиях общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нормами которой установлена административная ответственность за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение.
Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц.
Вопреки доводам защитника ООО "Ирбейский разрез" при назначении вида и размера наказания, должностным лицом и судебными инстанциями учтены все обстоятельства совершения обществом вмененного правонарушения, финансовое и имущественное положение юридического лица и иные обстоятельства дела.
Правовых оснований для снижения административного штрафа при рассмотрении настоящей жалобы, не имеется.
Доводы заявителя о том, что сбор загрязняющих веществ был осуществлен в минимальном размере, а река Большая Уря имеет больший состав загрязняющих веществ, отклоняются и не влекут отмену или изменение состоявшихся по делу решений. Наличие превышения допустимых концентраций загрязняющих веществ установлено при рассмотрении настоящего дела, и опровергают доводы представителя юридического лица о незначительности таких загрязнений.
Назначенное обществу наказание является справедливым и соразмерным содеянному, соответствует характеру совершенного правонарушения и степени вины, оснований для применения положений ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ в данном случае не имеется.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора от 22 декабря 2020г N НВЗАТ-538, решение Ирбейского районного суда Красноярского края от 29 марта 2021г, решение Красноярского краевого суда от 01 июля 2021г, вынесенные в отношении ООО "Ирбейский разрез", по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ- оставить без изменения, жалобу представителя ООО "Ирбейский разрез" Пузыревой С.Н.- без удовлетворения.
Судья: С.Н. Михеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.