Судебная коллегия по уголовным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ларионова Р.В, судей Каримовой И.Г, Павловой И.В, при секретаре Шевченко А.В, с участием прокурора Гринченко О.М, осужденного Аюшеева Б.В, посредством видеоконференц-связи, адвоката Шейка Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу осужденного Аюшеева Б.В. на приговор Свердловского районного суда г.Иркутска от 19 декабря 2019 года.
Заслушав доклад председательствующего, изложившего обстоятельства дела, содержание приговора, доводы кассационной жалобы, выступление осужденного и адвоката, поддержавших кассационную жалобу, мнение прокурора, полагавшей приговор не подлежащим отмене или изменению, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
приговором Свердловского районного суда г.Иркутска от 19 декабря 2019 года
Аюшеев Б. В, "данные изъяты", осужден:
по ч. 3 ст. 30 - п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ, с применением ст.64 УК РФ, к 5 годам лишения свободы, по ч. 2 ст. 228 УК РФ к 3 годам лишения свободы, в соответствии с ч. 3 ст. 69 УК РФ, по совокупности преступлений, путем частичного сложения наказаний, окончательно назначено 6 лет лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима;
мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении изменена на заключение под стражу, взят под стражу в зале суда;
срок наказания исчислен с 19 декабря 2019 года;
в соответствии с ч. 3.2 ст. 72 УК РФ (в редакции Федерального закона от 3 июля 2018 года N 186-ФЗ) зачтено время содержания под стражей Аюшеева Б.В. с 8 по 9 февраля 2019 года и с 19 декабря 2019 года по день вступления приговора в законную силу в срок лишения свободы, из расчета один день содержания под стражей за один день отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима;
разрешена судьба вещественных доказательств по делу.
В апелляционном порядке приговор не обжаловался, вступил в законную силу 31 декабря 2019 года.
Аюшеев Б.В. признан виновным и осужден за покушение на незаконный сбыт наркотических средств группой лиц по предварительному сговору, в крупном размере; а также - за незаконное приобретение, хранение без цели сбыта наркотических средств в крупном размере.
Преступления совершены в "адрес" и окончены ДД.ММ.ГГГГ (ч. 3 ст. 30 - п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ) и ДД.ММ.ГГГГ (ч.2 ст.228 УК РФ) при обстоятельствах, указанных в приговоре.
В кассационной жалобе осужденный Аюшеев Б.В. выражает несогласие с приговором, считает его незаконным и несправедливым.
Считает, что за преступление, предусмотренное ч.2 ст.228 УК РФ суд назначил ему чрезмерно строгое наказание, при том, что по данному преступлению были признаны смягчающими наказание обстоятельствами: активное способствование раскрытию и расследованию преступления, полное признание вины, раскаяние в содеянном и состояние здоровья. Также суд учел положительно характеризующие сведения по его личности и отсутствие отягчающих наказание обстоятельств по делу. Однако при вышеизложенных обстоятельствах положения ст.64 УК РФ были применены только относительно преступления, предусмотренного ч.3 ст.30 - п. "г" ч.4 ст.228.1 УК РФ.
Сравнивает общественную опасность инкриминируемых ему преступлений - по ч.3 ст.30 - п. "г" ч.4 ст.228.1 УК РФ и ч.2 ст.228 УК РФ, указывая, что относительно обоих преступлений суд установилфактически одни и те же обстоятельства, подлежащие учету при назначении наказания и аналогичный перечень смягчающих наказание обстоятельств, и заявляет на несправедливость по непризнанию судом совокупности обстоятельств, как исключительных относительно преступления, предусмотренного ч.2 ст.228 УК РФ, с меньшей степенью общественной опасности.
Оспаривает неприменение судом положений ч.6 ст.15 УК РФ по снижению категорий преступлений на менее тяжкие, считает, что суд необоснованно принял решение об отказе в этом. Указывает, что суд, при отказе в изменении категории преступлений, необоснованно учел способ совершения и мотив преступления, характер наступивших последствий и его личность, поскольку данные обстоятельства не должны подлежать учету при разрешении указанного вопроса. Считает, что у суда имелись все основания, в том числе и с учетом срока назначенного наказания, не превышающего 7 лет лишения свободы, для снижения категории преступлений, за которые он осужден.
В связи с приведенными доводами жалобы, осужденный просит признать совокупность смягчающих обстоятельств по преступлению, предусмотренному ч.2 ст.228 УК РФ, исключительной, применить положения ст.64 УК РФ, и снизить назначенное наказание за данное преступление; изменить категории преступлений на менее тяжкие.
В возражениях на кассационную жалобу старший помощник прокурора Свердловского района г.Иркутска Новогородский О.И. просит оставить жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, в соответствии с требованиями ст.401.16 УПК РФ, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения судебных решений при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Таких нарушений, влекущих отмену или изменение судебного решения, по делу не допущено.
Согласно материалам уголовного дела, привлечение Аюшеева Б.В. в качестве обвиняемого соответствует положениям гл. 23 УПК РФ, обвинительное заключение отвечает требованиям ст. 220 УПК РФ.
Обстоятельств, препятствующих рассмотрению дела в судебном заседании и принятию итогового решения, нарушений норм уголовно-процессуального закона и стеснения прав Аюшеева Б.В. на стадии досудебного производства по уголовному делу не имеется.
Согласно ч. 2 ст. 297 УПК РФ приговор признается законным, обоснованным и справедливым, если он постановлен в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона и основан на правильном применении уголовного закона.
Описательно-мотивировочная часть приговора суда, согласно требованиям п. 1 ст. 307 УПК РФ содержит описание преступных деяний, признанных судом доказанными, с указанием места, даты, времени и способа их совершения, формы вины, а также последствий совершенных Аюшеевым Б.В. преступлений.
При этом, в соответствии с требованиями п. 2 ч. 1 ст. 307 УПК РФ, суд привел в приговоре мотивы, по которым принял в качестве допустимых и достоверных одни доказательства по делу, и отверг в качестве таковых другие.
Выводы суда о виновности Аюшеева Б.В. в совершении преступлений основаны на совокупности доказательств, которые всесторонне, полно и объективно исследованы в судебном заседании и получили надлежащую оценку, в соответствии с требованиями ст. 17, 88 УПК РФ.
Виновность Аюшеева Б.В. в совершении инкриминируемых ему преступлений обоснованно установлена судом на основании: показаний свидетелей ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16 по известным им обстоятельствам дела, показаний самого осужденного Аюшеева Б.В, данных суду с полным признанием вины в совершении преступлений; а также на основании представленных по делу и исследованных доказательств: материалов по результатам оперативно-розыскных мероприятий: рапорта оперуполномоченного ФИО7 о результатах проведения ОРМ "Наблюдение" в отношении ФИО8, акта наблюдение, протокола личного досмотра Аюшеева Б.В, протоколом проверки показаний на месте Аюшеева Б.В, заключений экспертов по изъятым наркотическим веществам, протоколами осмотра, протоколом обыска, и других, полно и подробно приведенных в приговоре.
При этом, в судебных решениях с достаточной полнотой приведено содержание показаний свидетелей, данных ими в судебном разбирательстве и на предварительном следствии, с отражением в них всех существенных обстоятельств, влияющих на правильность установления фактических обстоятельств по делу и на квалификацию действий Аюшеева Б.В. Каждым показаниям свидетелей судом первой инстанции дана оценка, с приведением мотивов, по которым конкретные показания и в какой части признаны достоверными. Учтено, что показания, которые положены в основу приговора, получены в соответствии с требованиями УПК РФ, последовательны, согласуются между собой и с письменными доказательствами по делу, дополняют друг друга, не доверять данным показаниям оснований не имеется.
Оснований к оговору свидетелями Аюшеева Б.В. судом не установлено.
Оперативно-розыскные мероприятия по делу являлись предметом рассмотрения и оценки судом, который пришел к обоснованным выводам о том, что данные мероприятия были проведены в соответствии с требованиями Закона РФ "Об оперативно-розыскной деятельности" сотрудниками правоохранительных органов, их результаты зафиксированы надлежащим образом в составленных документах. Оснований для признания материалов оперативно-розыскных мероприятий по уголовному делу недопустимыми доказательствами не имеется.
В судебных решениях подробно приведены и подвергнуты оценке, в соответствии с требованиями ст. 88 УПК РФ, показания осужденного Аюшеева Б.В, а также приведены и мотивированы выводы суда о достоверности его показаний в судебном заседании о совершении им преступлений, связанных с покушением на незаконный сбыт наркотических средств группой лиц по предварительному сговору в крупном размере, а также - приобретение и хранение наркотических средств без цели сбыта в крупном размере. Показания осужденного в этой части обоснованно оценены, как не противоречащие фактическим обстоятельствам происшедшего, установленным судом на основании достаточной совокупности иных указанных в приговоре достоверных и допустимых доказательств.
Экспертные заключения по делу выполнены в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона, сомневаться в компетенции и беспристрастности экспертов - оснований не имеется.
При исследовании и оценке доказательств судом не допущено каких-либо нарушений уголовно-процессуального закона, ставящих под сомнение правильность установления фактических обстоятельств, что, соответственно, указывает на отсутствие по делу судебной ошибки в этой части.
Судебное разбирательство по делу проводилось в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона, дело рассмотрено судом объективно и всесторонне. Судом были созданы все необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав, приняты все предусмотренные законом меры по обеспечению состязательности процесса и равноправия сторон.
Право на защиту Аюшеева Б.В. в процессе предварительного расследования и судебного разбирательства не нарушено.
Суд, установив фактические обстоятельства дела, правильно квалифицировал действия Аюшеева Б.В. по ч.3 ст.30 - п. "г" ч.4 ст.228.1, ч.2 ст.228 УК РФ. Оснований для иной юридической оценки действий осужденного не имеется.
Наказание Аюшееву Б.В. назначено в соответствии с требованиями ст. ст. 6, 43, 60 УК РФ, с учетом смягчающих наказание обстоятельств (по каждому преступлению), к которым суд отнес: активное способствование раскрытию и расследованию преступлений, по преступлению, предусмотренному ч.3 ст.30 - п. "г" ч.4 ст.228.1 УК РФ - изобличению и уголовному преследованию другого соучастника преступления; а также - полное признание вины, раскаяние в содеянном, состояние здоровья.
Суд не установилв действиях Аюшеева Б.В. наличия обстоятельств, отягчающих наказание.
Суд мотивировал невозможность назначения Аюшееву Б.В. наказания, не связанного с реальным лишением свободы.
При назначении наказания Аюшеву Б.В. за преступление, предусмотренное ч.3 ст.30 - п. "г" ч.4 ст.228.1 УК РФ суд обоснованно применил положения ст.64 УК РФ, мотивировав свое решение. В то же время суд не усмотрел оснований для применения положений ст.64 УК РФ при назначении наказания, предусмотренного ч.2 ст. 228 УК РФ, приведя подробно мотивы принятого решения. Оснований не согласиться с данными выводами у суда кассационной инстанции не имеется.
Судом дана правильная оценка отсутствию оснований применения положений ч.6 ст.15 УК РФ по изменению категории каждого преступления на менее тяжкую. Доводы жалобы осужденного о неправомерности такого вывода, сделанного судом, несостоятельны.
Назначенное Аюшееву Б.В. наказание как за преступление, так и по совокупности преступлений является справедливым, по своему виду и размеру - соразмерным содеянному, отвечает задачам исправления осужденного, предупреждения совершения им новых преступлений.
Вид исправительного учреждения для отбывания наказания Аюшеевым Б.В. - исправительная колония строгого режима, судом установлен верно в соответствии с п. "в" ч.1 ст.58 УК РФ.
Существенных нарушений уголовного или уголовно-процессуального закона, которые бы повлияли на исход дела, судебными инстанциями не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 401.13, 401.14 УПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
приговор Свердловского районного суда г.Иркутска от 19 декабря 2019 года в отношении Аюшеева Б. В. оставить без изменения, а кассационную жалобу осужденного - без удовлетворения.
Председательствующий: Р.В. Ларионов
Судьи И.Г.Каримова
И.В. Павлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.