Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пушкаревой Н.В, судей Зиновьевой К.В, Конаревой И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, поданную через суд первой инстанции 25 августа 2021 г, на решение Хатангского районного суда Красноярского края от 3 декабря 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 7 апреля 2021 г.
по административному делу N 2а-67/2020 по административному исковому заявлению заместителя прокурора Таймырского района с дислокацией в с.п. Хатанга, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, Муниципальному образованию "Сельское поселение Хатанга" в лице администрации сельского поселения Хатанга о возложении обязанности произвести очистку загрязненного нефтепродуктами земельного участка, разработать проект рекультивации, произвести рекультивацию.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В, возражения прокурора Рубан А.В, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
заместитель прокурора Таймырского района с дислокацией в с.п. Хатанга, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением, с учетом уточнения заявленных требований, о возложении на администрацию сельского поселения Хатанга обязанности произвести в срок до 1 мая 2021 г. очистку загрязненного нефтепродуктами земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв.м, с географическими координатами "данные изъяты" расположенного по адресу: "адрес", и произвести рекультивацию указанного земельного участка в указанных географических координатах, предварительно разработав план рекультивации данного земельного участка; а также возложении на МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва обязанность произвести в срок до 1 мая 2021 г. очистку загрязненного нефтепродуктами земельного участка с кадастровым номером N общей площадью "данные изъяты" кв.м, с географическими координатами "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", и произвести рекультивацию указанного земельного участка в указанных географических координатах, предварительно разработав план рекультивации данного земельного участка.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Таймырского района с дислокацией в с.п. Хатанга в ходе осуществления надзора за соблюдением природоохранного законодательства установлен факт загрязнения нефтепродуктами земельного участка, с географическими координатами: широта "данные изъяты" долгота - "данные изъяты" широта "данные изъяты" долгота - "данные изъяты" широта "данные изъяты"", долгота - "данные изъяты" подтопленного в результате подъема уровня реки Хатанга в районе левого укоса ледозащитной дамбы (напротив многоквартирного дома "адрес", рядом с ограждением промплощадки "данные изъяты" По результатам проведенных сотрудниками Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора исследований установлено наличие превышений в почве относительно фоновой пробы по нефтепродуктам, площадь загрязненного участка составила "данные изъяты" кв.м. При этом лица, допустившие загрязнение земельного участка, органами полиции до настоящего времени не установлены. Согласно данным, предоставленным кадастровым инженером, загрязненные нефтепродуктами земельные участки имеют кадастровые номера N отнесенный к землям населенного пункта с. Хатанга, кроме того, часть нефтепродуктов находится на земельном участке с кадастровым номером N, который находится в федеральной собственности.
Решением Хатангского районного суда Красноярского края от 3 декабря 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 7 апреля 2021 г, административные исковые требования удовлетворены, на Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва в течение 1 (одного) года с даты вступления решения суда в законную силу возложена обязанность произвести очистку загрязненного нефтепродуктами земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв.м, с географическими координатами "данные изъяты" расположенного по адресу: "адрес", разработать план рекультивации данного земельного участка и произвести рекультивацию земельного участка в указанных географических координатах. На Муниципальное образование "Сельское поселение Хатанга" в лице администрации сельского поселения Хатанга в течение 1 (одного) года с даты вступления решения суда в законную силу возложена обязанность произвести очистку загрязненного нефтепродуктами земельного участка с кадастровым номером N общей площадью "данные изъяты" кв.м, с географическими координатами "данные изъяты" расположенного по адресу: "адрес" разработать план рекультивации данного земельного участка и произвести рекультивацию земельного участка в указанных географических координатах.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене судебных актов, принятии решения об удовлетворении требований.
Относительно доводов кассационной жалобы прокуратурой Красноярского края представлены возражения, Федеральным агентством морского и речного транспорта представлены пояснения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций нарушений норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения, не допущено.
Из материалов дела следует и установлено судами, что в рамках осуществления надзорной деятельности за соблюдением природоохранного законодательства прокуратурой Таймырского района с дислокацией в с.п. Хатанга установлено, что 6 июня 2019 г. сотрудниками ОМВД по Таймырскому Долгано-Ненецкому району с привлечением в качестве специалиста сотрудника Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора проведен осмотр участка местности в северо-западной части с. Хатанга, в результате которого выявлен факт загрязнения нефтепродуктами земельных участков с кадастровыми номерами N в географических координатах: широта "данные изъяты" долгота - "данные изъяты" широта "данные изъяты" долгота - "данные изъяты" широта "данные изъяты" долгота - "данные изъяты" подтопленного в результате подъема уровня реки Хатанга в районе левого укоса ледозащитной дамбы (напротив многоквартирного дома "адрес", рядом с ограждением промплощадки "данные изъяты" Вследствие снижения уровня реки Хатанга произошло оседание нефтепродуктов на земельные участки и тем самым их загрязнение.
Согласно акту обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований N от 21 июня 2019 г, составленном в ходе рейдового обследования водоохранной зоны и акватории реки Хатанга в пределах с. Хатанга сотрудниками Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора, в районе территории, прилегающей к ограждению промплощадки "данные изъяты" со стороны левого укоса ледозащитной дамбы (напротив дома "адрес") 5 июня 2019 г. выявлено загрязнение нефтепродуктами участка акватории Хатанга в заливе, образованным в результате подъема уровня реки паводковыми водами, площадью загрязнения "данные изъяты" кв.м. На поверхности видны пятна и пленка от нефтепродуктов, покрывающие значительные участки акватории. Вследствие понижения уровня реки Хатанга происходит оседание нефтепродуктов на грунт. 6 июня 2019 г. в 11 час. 30 мин. "данные изъяты" проведены мероприятия по предотвращению распространения загрязнения акватории р. Хатанга путем обработки сорбентом "УНИСОРБ" пятно локализуется и остается в заливе. В ходе рейдового обследования специалистами ЦЛАТИ по Енисейскому региону 6 июня 2019 г. произведен отбор воды и почвы, произведены замеры площади загрязненного участка. По результатам проведенных исследований установлено наличие превышений в почве относительно фоновой пробы по нефтепродуктам.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 9 июля 2020 г, земельный участок с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, отнесен к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования для эксплуатации гидротехнического сооружения - водозащитная дамба и является собственностью муниципального образования "Сельское поселение Хатанга", право муниципальной собственности зарегистрировано 19 апреля 2013 г.
Кроме того, согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 15 марта 2018 г, земельный участок с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, отнесен к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования для осуществления производственной деятельности и является собственностью Российской Федерации, право собственности Российской Федерации зарегистрировано 5 октября 2006 г.
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 1748-р, река Хатанга не входит в перечень внутренних водных путей Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2002 г. N 1800-р.
Кроме того, в силу распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 июля 2010 г. N 1290-р "Об установлении границ морского порта Хатанга (Красноярский край)" земельный участок с кадастровым номером N, не находится в границах морского порта Хатанга.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции. руководствуясь положениями статьи 42 Конституции Российский Федерации, статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пункта 2 статьи 9, статьей 12, подпункта 2 пункта 2, пунктов 5, 6 статьи 13, абзаца 8 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктами 3, 5, 6, 8 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 г. N 800, установив, что земельные участки с кадастровыми номерами N, на которых установлено загрязнение нефтепродуктами, находятся в федеральной и муниципальной собственности, не переданы собственниками в аренду или иную форму пользования кому-либо, лицо, виновное в загрязнении нефтепродуктами земельного участка не установлено, факт загрязнения почвы земельного участка подтвержден материалами дела, пришел к выводу о том, что обязанность по устранению причиненного окружающей среде вреда, путем очистки загрязненных нефтепродуктами земельных участков, в установленных границах, разработки проектов рекультивации, и ее проведения лежит на МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва и администрации сельского поселения Хатанга, поскольку ими осуществляются полномочия собственника в отношении указанных земельных участков.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность обжалуемого судебного акта согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия полагает выводы судов правильными, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, основаны на неверной оценке административным ответчиком обстоятельств дела.
Оспаривая законность принятых по настоящему делу судебных актов, заявитель указывает на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, поскольку в материалы административного дела был представлен акт от 3 августа 2020 г. из которого следует, что земельные участки очищены от мусора, видимых следов загрязнения нефтепродуктами не обнаружено, вместе с тем судами приняты в качестве относимых и допустимых доказательств акты от 21 июня и 25 июля 2019 г. Настаивает, что на момент разрешения дела по существу доказательства, свидетельствующие о том, что причиняется вред окружающей среде отсутствовали. Кроме того, не были учтены климатические особенности местности, категория земель, не являющихся сельскохозяйственными и плодородными, что указывает на отсутствие целесообразности рекультивации в условиях тундры и вечной мерзлоты.
Данные доводы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норма материального права, поскольку рекультивации в соответствии с положениями земельного законодательства, законодательства об охране окружающей среды, Правил проведения рекультивации и консервации земель подлежат любые нарушенные либо загрязненные земли, при этом экономическая целесообразность рекультивации не является определяющей, поскольку осуществляется защита прав неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду. Представленные в материалы дела доказательства о произведенной очистке спорных земельных участков обоснованно были отклонены судами, как не подтверждающие проведение рекультивации ввиду их несоответствия, установленной Правилами проведения рекультивации и консервации земель процедуры.
Доводы кассационной жалобы не содержат ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов.
При таких обстоятельствах, Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что судами первой и апелляционной инстанций правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов по существу заявленных требований установленным обстоятельствам соответствуют, не допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов административного ответчика, основания для отмены судебных актов в кассационном порядке в пределах доводов жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Хатангского районного суда Красноярского края от 3 декабря 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 7 апреля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 25 ноября 2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.