Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Латушкиной С.Б, Кожевниковой Л.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-19/2021, УИД: 38RS0013-01-2020-000937-78 по иску Рюмкиной Людмилы Иннокентьевны к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, областному государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по Куйтунскому району" о признании пропущенного срока предоставления в областное государственное казенное учреждение "Управление социальной защиты населения по Куйтунскому району" решения суда по уважительным причинам; восстановлении срока предоставления решения суда; признании незаконным решения министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 9 ноября 2020 г. об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с постановлением правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп; признании права на получение свидетельства на получение социальной выплаты; обязании областного государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по Куйтунскому району" принять решение о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; обязании министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области выдать свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, по кассационной жалобе Рюмкиной Людмилы Иннокентьевны на решение Куйтунского районного суда Иркутской области от 20 января 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 26 апреля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Рюмкина Л.И. обратилась в суд с иском к Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, областному государственному казенному учреждению (далее по тексту также ОГКУ) "Управление социальной защиты населения по Куйтунскому району" о признании пропущенного срока предоставления в ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Куйтунскому району" решения суда по уважительным причинам; восстановлении срока предоставления решения суда; признании незаконным решения министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 9 ноября 2020 г. об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с постановлением правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп; признании права на получение свидетельства на получение социальной выплаты; обязании ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Куйтунскому району" принять решение о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; обязании министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области выдать свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Требования мотивированы тем, что 28 сентября 2020 г. ею было подано заявление и необходимый пакет документов в ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Куйтунскому району" о постановке на учет как пострадавшей от паводка, утратившей жилье и выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного, располагавшегося по адресу: "адрес".
ОГКУ "Управлением социальной защиты населения по Куйтунскому району" было выдано уведомление об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, в связи с предоставлением неполного перечня документов, не представлены документы, подтверждающие право собственности на спорное жилое помещение, на день введения режима чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Иркутской области.
С решением об отказе в выдаче свидетельства на социальную выплату не согласна, считает его незаконным. Право собственности на спорное жилое помещение на день введения режима чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 г. на территории Куйтунского района, в установленном законом порядке зарегистрировано не было. Квартира осталась ей в наследство после смерти матери В, умершей ДД.ММ.ГГГГ Однако, она вступила в права наследования путем подачи заявления нотариусу в установленные законом сроки. Таким образом, у нее были все основания полагать, что она вправе владеть и пользоваться указанной квартирой на законном основании как своей собственностью. Зарегистрировать указанную квартиру в установленном законом порядке в регистрирующих органах не могла, так как не было изготовлено на квартиру технической документации, и она не стояла на кадастровом учете.
Вследствие тяжелого материального положения, отсутствия работы у нее и у мужа, не было денежных средств для того, чтобы заказать проведение геокадастровых работ, изготовление технической документации на квартиру для постановки ее на геокадастровый учет и регистрации права собственности. О том, что квартира оказалась в зоне паводка и признана как аварийная, подлежащая сносу, она узнала случайно в августе текущего года от своих квартиросъемщиков. Администрация Ленинского сельского поселения, администрация МО Куйтунского района, управление социальной защиты населения по Куйтунскому району ее не известили, что квартира находится в зоне паводка, что проведено ее обследование, и она признана непригодной для дальнейшего в ней проживания. Узнав указанное обстоятельство, она в августе - сентябре оформила всю необходимую документацию на квартиру и зарегистрировала право собственности. 9 октября 2020 г. она получила в Куйтунском районном суде решение по делу N 2-398/2020, которым был установлен факт владения ею жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес" на праве собственности в порядке наследования на день введения режима чрезвычайной ситуации сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 г. на территории Куйтунского района Иркутской области. Полученное решение Куйтунского районного суда она отдала в Управление социальной защиты населения по Куйтунскому району для приложения к поданному заявлению. Однако, 15 ноября 2020г. она получила уведомление об отказе в выдаче свидетельства на социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения взамен утраченного.
Считает, что сроки предоставления документов, подтверждающих право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", были нарушены в результате сложившихся жизненных обстоятельств, так как право собственности не было своевременно зарегистрировано вследствие ее заболевания и заболевания мужа, а также отсутствия надлежащей информации о том, что она могла претендовать на получение свидетельства на социальную выплату.
Истец Рюмкина Л.И. просила суд признать пропущенный срок предоставления в ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Куйтунскому району" решения Куйтунского районного суда по делу N 2- 398/2020 от 9 октября 2020г. о признании права собственности в порядке наследования на жилое помещение по адресу квартира N дом N "адрес", как срок, пропущенный по уважительным причинам; восстановить срок предоставления в ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Куйтунскому району" решения суда о признании права собственности в порядке наследования на жилое помещение по адресу квартира N дом N "адрес" по делу N 2-398/2020 от 9 октября 2020 г.; признать незаконным решение министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 9 ноября 2020 г. об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с постановлением правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп; признать за Рюмкиной Л.И. право на получение свидетельства на получения социальной выплаты в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области N 556-пп от 17 июля 2019 г.; обязать ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Куйтунскому району" принять решение о выдаче Рюмкиной Л.И. свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области N 556-пп от 17 июля 2019 г.; обязать министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области выдать Рюмкиной Л.И, свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с постановлением правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп.
Решением Куйтунского районного суда Иркутской области от 20 января 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 26 апреля 2021 г, в удовлетворении исковых требований Рюмкиной Л.И. отказано.
В кассационной жалобе истец Рюмкина Л.И. просит об отмене вынесенных по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных.
Относительно доводов кассационной жалобы представителем Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области представлены письменные возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации).
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Постановлением администрации муниципального образования Куйтунский район от 30 июля 2019 г. N 630-п на территории Куйтунского района введен режим функционирования "Чрезвычайная ситуация".
Постановлением администрации муниципального образования Куйтунский район от 13 декабря 2019 г. N1078-п определены границы подтопленных зон чрезвычайной ситуации, сложившейся вследствие паводка, вызванного сильными дождями в июле 2019 г. на территории муниципального образования Куйтунский район, в которые входит жилое помещение по адресу: "адрес"
Согласно постановлению администрации муниципального образования Куйтунский район от 26 ноября 2019 г. N1003-п, жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", признано непригодным для проживания. Основанием для этого послужили акт обследования помещения от 28 октября 2019 г. по заявлению Щ, заключение межведомственной комиссии.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 9 октября 2020 г, право собственности Рюмкиной Л.И. на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", не зарегистрировано.
28 сентября 2020 г. Рюмкина Л.И. подала в ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Куйтунскому району" заявление о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Иркутской области.
Приказом ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Куйтунскому району" от 9 ноября 2020г. N Рюмкиной Л.И. отказано в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в связи с представлением неполного перечня документов в соответствии с пунктом 12 Положения, за исключением документов, которые гражданин (граждане) или его (их) представитель вправе не представлять. О принятом решении заявитель была проинформирована путем направления соответствующего Уведомления, в котором указано, что в выдаче Рюмкиной Л.И. свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения отказано, так как ею в срок до 30 сентября 2020 г. не представлены документы, подтверждающие право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", на день введения режима чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 г. на территории Иркутской области.
Решением Куйтунского районного суда Иркутской области от 9 октября 2020 г. удовлетворены исковые требования Рюмкиной Л.И. о включении в наследственную массу после умершей ДД.ММ.ГГГГ В. квартиры, расположенной по адресу: "адрес", и установлении факта владения и пользования Рюмкиной Л.И. квартирой, расположенной по адресу: "адрес", на праве собственности на день введения режима чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 г. на территории Иркутской области.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что истом не соблюдены установленные Положением порядок и условия предоставления просимой меры социальной поддержки.
Так, Рюмкиной Л.И. был представлен неполный перечень документов в соответствии с пунктом 12 Положения, а именно истцом при подаче заявления 28 сентября 2020 г. и в срок до 30 сентября 2020 г. не были представлены в порядке подпункта 6 пункта 12 Положения документы, подтверждающие факт владения на праве собственности утраченным жилым помещением на день введения режима чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 г. на территории Иркутской области, равно как и документы, являющиеся основанием для регистрации права собственности на утраченное жилое помещение. При этом, оценив представленные сторонами доказательства суд пришел к выводу об отсутствии у Рюмкиной Л.И. уважительных причин пропуска срока предоставления решения Куйтунского районного суда Иркутской области от 9 октября 2020 г, основания для восстановления Рюмкиной Л.И. срока предоставления решения суда, судом не установлены. Кроме того, отказ в выдаче Рюмкиной Л.И. свидетельства на получение социальной выплаты не препятствовал ей повторно обратиться с заявлением о выдаче свидетельства, приложив пакет документов в полном объеме, в том числе копию решения суда.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Выводы судебных инстанций являются правильными, соответствуют требованиям закона, сомнений у суда кассационной инстанции не вызывают.
Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее по тексту также Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ) определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно статье 2 названного Закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным Законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Как указано в пункте "в" статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ Президент Российской Федерации определяет в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт "а" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
В соответствии пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ от 21 декабря 1994 г.), граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона N 68-ФЗ от 21 декабря 1994 г, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 Федерального закона N 68-ФЗ от 21 декабря 1994 г.).
Согласно подпункту "л" пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 68-ФЗ от 21 декабря 1994 г. органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации руководителями ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации, и по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации.
27 июня 2019 г. указом губернатора Иркутской области N 134-уг на территории Иркутской области с 13 часов 00 минут 27 июня 2019 г. введен режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
Указом Президента Российской Федерации от 3 июля 2019 г. N 316 "О мерах по ликвидации последствий наводнения на территории Иркутской области" наводнение на территории Иркутской области признано чрезвычайной ситуацией федерального характера и установлен особый уровень реагирования (часть 1).
Правительству Российской Федерации поручено обеспечить выделение из федерального бюджета средств на капитальный ремонт поврежденного жилья (общая сумма выделяется на одно домовладение или квартиру) и определить порядок выделения указанных средств; а также решить вопрос о выделении гражданам, чьи жилые помещения признаны в установленном порядке непригодными для проживания в результате наводнения на территории Иркутской области, средств из федерального бюджета на строительство и (или) на приобретение нового жилья (часть 3).
18 июля 2019 г. Постановлением Правительства Российской Федерации N 916 (в редакции от 31 октября 2019 г.) утверждены Правила предоставления в 2019 г. иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Иркутской области на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области.
Пунктом 1 Постановления Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп, которым утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем, установлено, что гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области (далее - чрезвычайная ситуация), предоставляются следующие меры социальной поддержки по обеспечению жильем:
1) гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, по их выбору в виде: предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления жилого помещения из государственного жилищного фонда Иркутской области (далее - предоставление жилого помещения);
2) гражданам, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, в виде предоставления социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.
Главы 2 и 3 указанного Положения регламентируют условия предоставления социальной выплаты и порядок удостоверения права на получение таких мер социальной поддержки соответственно.
Так, подпунктом 4 пункта 6 установлено, что предоставление социальной выплаты осуществляется гражданам, являвшимся собственниками (нанимателями) утраченных жилых помещений или имеющим документы и имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) составляет более учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 11 Положения (в редакции, действовавшей на момент принятия органом соцзащиты решения об отказе истцам в предоставлении меры социальной поддержки (ред. Постановления Правительства Иркутской области от 5 ноября 2020 г. N 898-пп)) предусмотрено, что в целях выдачи свидетельства гражданин (совместно граждане, являющиеся участниками общей собственности на утраченное жилое помещение) или его (их) представитель в срок до 30 сентября 2020 г. включительно, за исключением гражданина (граждан), указанного (указанных) в подпункте 6 пункта 6 настоящего Положения (граждане, в отношении которых решениями суда, вступившими в законную силу, признано право на предоставление социальной выплаты), обращается (обращаются) с заявлением (совместным заявлением) о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты (далее - заявление о выдаче свидетельства) по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению в учреждение по месту жительства (пребывания) гражданина.
Заявление о выдаче свидетельства подписывается гражданином (гражданами) и всеми членами его (их) семьи или его (их) представителем.
Гражданин (совместно граждане, являющиеся участниками общей собственности на утраченное жилое помещение), указанный (указанные) в пп.6 п. 6 настоящего Положения, или его (их) представитель в срок до 13 ноября 2020г. включительно обращается (обращаются) с заявлением (совместным заявлением) о выдаче свидетельства в учреждение по месту жительства (пребывания) гражданина.
Впоследствии в вышеуказанный пункт вносились изменения. Постановлением Правительства Иркутской области от 10 декабря 2020 г. N 1037-пп пункт изложен в следующей (действующей в настоящий момент) редакции: в целях выдачи свидетельства гражданин (совместно граждане, являющиеся участниками общей собственности на утраченное жилое помещение) или его (их) представитель в срок до 25 декабря 2020г. включительно обращается (обращаются) с заявлением (совместным заявлением) о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты (далее - заявление о выдаче свидетельства) по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению в учреждение по месту жительства (пребывания) гражданина.
Заявление о выдаче свидетельства подписывается гражданином (гражданами) и всеми членами его (их) семьи или его (их) представителем.
Абзац 3 пункта, которым для граждан, указанных в подпункте 6 пункта 6 Положения (в отношении которых решениями суда признано право на предоставление социальной выплаты), установлен отличный от общего срок обращения с заявлением, утратил силу.
Подпунктом 4 пункта 18 Положения в качестве основания для принятия решения об отказе в выдаче свидетельства указано обращение с заявлением о выдаче свидетельства после срока, установленного в пункте 11 настоящего Положения.
Условием предоставления меры социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является, в частности, признание факта утраты жилых помещений в установленном порядке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с пунктом 7 названного Положения (в редакции, действовавшей на момент принятия комиссией решения) уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Одним из обязательных условий признания за лицом, претендующим на получение меры социальной поддержки в виде выплаты на строительство или покупку жилого помещения, права на получение такой выплаты является наличие сведений о признании принадлежащего ему жилого помещения аварийным и подлежащим сносу.
Процедура принятия такого решения включает в себя дачу межведомственной комиссией заключения и принятие органом власти соответствующего распоряжения.
Решение межведомственной комиссии, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с признанием жилого помещения аварийным и подлежащим сносу, могут быть оспорены в судебном порядке.
Разрешая спор, руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами, принимая во внимание не предоставление истцом полного перечня документов в соответствии с пунктом 12 Положения, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, с правомерностью которого согласилась апелляционная инстанция, что оспариваемое решение органа социальной защиты являлось законным и обоснованным.
При этом судами верно указано на то, что с учетом последующего продления срока законодательным органом субъекта у истца имелась объективная возможность повторного обращения в учреждение с аналогичным заявлением при соблюдении установленных Положением условий.
Установив отсутствие нарушения прав истца на предоставление меры социальной поддержки суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных исковых требований.
Выводы судов являются мотивированными, судами учтены положения процессуального законодательства об относимости и допустимости доказательств (статьи 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), в судебных постановлениях отражены результаты оценки доказательств с приведением мотивов, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими, что соответствует положениям части 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы судов соответствуют положениям норм материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон, сделаны на основании совокупности проанализированных судами доказательств и при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение по делу.
Доводы кассационной жалобы в том числе о том, что истец имеет законные основания на получение мер социальной поддержки, а обращаясь с заявлением о постановке на учет как пострадавшей от паводка и выдаче свидетельства, ею был предоставлен полный пакет документов, в том числе решение Куйтунского районного суда Иркутской области от 9 октября 2020 г, которым установлен факт владения ею спорным жилым помещением, на праве собственности в порядке наследования на день введения режима чрезвычайной ситуации сложившейся в результате наводнения, и что зарегистрировать спорное жилое помещение в собственность она не имела возможности в связи с тяжелым материальным положением, а также наличием заболеваний у нее и ее мужа в данный период, повторяют доводы апелляционной жалобы, которые являлись предметом правовой оценки суда апелляционной инстанции, получили надлежащую оценку судом апелляционной инстанции и признаны несостоятельными.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда считает, что доводы кассационной жалобы не влекут отмену по существу правильных судебных постановлений, поскольку выражают несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку собранных по делу доказательств и установленных обстоятельств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым в суде кассационной инстанции.
Положения статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями главы 41 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела, подменяя тем самым суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
Определение же наличия (или отсутствия) оснований для пересмотра вынесенных по конкретному делу судебных постановлений осуществляется соответствующим судом кассационной инстанции, который должен установить, являются ли обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе в качестве оснований для изменения или отмены судебных постановлений, достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступивших в законную силу судебных актов, а их отмена (изменение) и ее правовые последствия - соразмерными допущенным нарушениям норм материального и (или) процессуального права.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены решения Куйтунского районного суда Иркутской области от 20 января 2021 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 26 апреля 2021 г.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Куйтунского районного суда Иркутской области от 20 января 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 26 апреля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Рюмкиной Людмилы Иннокентьевны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.