Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Лавник М.В.
судей: Латушкиной С.Б, Раужина Е.Н, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N2-137/2021 N) по иску Турдубекова К.Э, к администрации муниципального образования "Кош-Агачский район" о признании постановления в части исключения из списка незаконным и возложении обязанности восстановить в списках граждан, желающим выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории "инвалиды 1, 2 группы, инвалиды с детства" с даты первоначальной постановки на учет
по кассационной жалобе Турдубекова К.Э. на решение Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 12 апреля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 9 июня 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Турдубеков К.Э. обратился в суд с иском к администрации МО "Кош- Агачский район" о признании постановления в части исключения из списка незаконным и возложении обязанности восстановить в списках граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории "инвалиды 1, 2 группы, инвалиды с детства" с даты первоначальной постановки на учет.
Требования мотивированы тем, что с 13 февраля 2017 г. Турдубеков К.Э. поставлен на учет в категорию "инвалиды 1, 2 группы, инвалиды с детства" на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Постановлением администрации МО "Кош- Агачский район" от 30 сентября 2020 г. N истец снят с учета граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей согласно подпункту "и" пункта 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от N 879, статьи 1 Федерального закона N 125-ФЗ (родившиеся после 1 января 1992 г.).
Истец полагает, что данное постановление незаконно, указывая, что с рождения проживает в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, то есть более 15 лет, относится к категории "инвалиды с детства", жилых помещений совместно с членами семьи за пределами Кош-Агачского района не имеет, отвечает всем условиям, необходимым для признания за ним права на получение жилищной субсидии. Новая редакция статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" не имеет обратной силы согласно части 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как ухудшает положение лиц, соответствовавших условиям участия в программе по действовавшему на момент постановки на учет законодательству.
По мнению Турдубекова К.Э, действие Федерального закона в новой редакции должно распространяться лишь на граждан, родившихся после 31 декабря 1992 г, не вставших на учет до 31 июля 2020 г. и не состоящих на таком учете.
Истец просил признать незаконным постановление администрации МО "Кош-Агачский район" от 30 сентября 2020 N в части снятия Турдубекова К.Э, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с учета граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, обязать восстановить Турдубекова К.Э, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на учете граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по категории "инвалиды 1, 2 группы, инвалиды с детства" с даты первоначальной постановки на учет
Решением Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 12 апреля 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 9 июня 2021 г, в удовлетворении исковых требований Турдубекова К.Э. о признании незаконным постановления администрации МО "Кош-Агачский район" от 30 сентября 2020 N в части снятия Турдубекова К.Э, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с учета граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, обязать восстановлении Турдубекова К.Э, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на учете граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по категории "инвалиды 1, 2 группы, инвалиды с детства" с даты первоначальной постановки на учет, отказано в полном объеме.
Турдубековым К.Э. на решение Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 12 апреля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 9 июня 2021 г. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанных судебных постановлений как незаконных, принятии нового решения об удовлетворении исковых требований.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрении дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении данного гражданского дела судебными инстанциями не было допущено нарушений норм материального и процессуального права.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 10 февраля 2017 г. Турдубеков К.Э. обратился в администрацию МО "Кош-Агачский район" с заявлением о постановке на учет по подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", так как в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. г. N 125-ФЗ, относится к категории граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, является инвалидом с детства.
Постановлением администрации МО "Кош-Агачский район" от 13 февраля 2017 г. N Турдубеков К.Э. поставлен на учет для улучшения жилищных условий по категории "инвалиды" составом семьи пять человек, согласно заявлению от 10 февраля 2017 г.
Из свидетельства о рождении, а также паспорта следует, что Турдубеков К.Э, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец "адрес", зарегистрирован по адресу: "адрес".
Согласно справке МСЭ-2015 N от 11 апреля 2017 г, Турдубекову К.Э. с 1 мая 2017 г. установлена инвалидность "данные изъяты" группы бессрочно, причина инвалидности: инвалидность с детства.
Постановлением администрации МО "Кош-Агачский район" от 30 сентября 2020 г. N Турдубеков К.Э, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, снят с учета граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на основании подпункта "и" пункта 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 879 от 10.12.2002, а именно, как родившийся после 1 января 1992 г, согласно статье 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ
Разрешая спор по существу, исходя из того, что факт рождения лица, относящегося к категории инвалидов с детства, не позднее 1 января 1992 г. является необходимым условием для признания за ним права на получение жилищной субсидии в соответствии с положениями Федерального закона от 25 октября 2002 г. N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", независимо от даты его постановки на учет, установив что Турдубеков К.Э. родился ДД.ММ.ГГГГ, то есть, после 1 января 1992 г, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии предусмотренных указанным Федеральным законом основания для постановки истца на учет как граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Суд первой инстанции также указал, что к иным категориям лиц, которые имеют право на получение жилищных субсидий в рамках Федерального закона от 25 октября 2002 г. N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", истец не относится.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции.
Порядок предоставления за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений (далее - жилищные субсидии) и условия их предоставления гражданам Российской Федерации (далее - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, регулируется положениями Федерального закона от 25 октября 2002 г. N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее - Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей").
Согласно преамбуле вышеназванного Федерального закона, данный Закон устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 г, в соответствии с нормами этого Федерального закона.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Жилищная субсидия может быть предоставлена гражданину только один раз (часть 3 статьи 3 указанного закона).
Для инвалидов с детства вместо указанного выше обязательного стажа работы устанавливается требование обязательного проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет.
Инвалиды с детства могут претендовать на получение жилищной субсидии только при условии соответствия указанным выше требованиям, а также при условии, если они родились в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (либо, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности).
При этом Федеральным законом от 20 июля 2020 г. N228-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее - Федеральный закон N 228-ФЗ) в статью 1 Федерального закона N125-ФЗ внесены изменения, в том числе в части категории лиц, имеющих право на предоставление соответствующих жилищных субсидий.
В соответствии с абзацем третьим части 1 статьи 1 Федерального закона N125-ФЗ (в редакции Федерального закона N228-ФЗ), право на получение жилищных субсидий, в том числе, имеют инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) не позднее 1 января 1992 г. и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
По общему правилу действия закона во времени, правовое регулирование вновь вступающей в силу нормы распространяется на отношения, возникшие до введения ее в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (правило обратной силы закона).
На основании статьи 2 Федерального закона N228-ФЗ действие положений статьи 1 Федерального закона N125-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на граждан, состоящих на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с указанным Федеральным законом, вне зависимости от даты их постановки на такой учет.
Таким образом, законодателем в рамках принадлежащих ему дискреционных полномочий придана обратная сила в части определения категорий лиц, обладающих правом на получение жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Как следствие, факт рождения лица, относящегося к категории инвалидов с детства, не позднее 1 января 1992 г. является необходимым условием для признания за ним права на получение жилищной субсидии в соответствии с положениями Федерального закона N 125-ФЗ независимо от даты его постановки на учет.
Согласно подпункту "и" пункта 21 Положения граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в том числе, в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии со статьей 1 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" либо со статьей 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, требование о предоставлении такой выплаты, как безвозмездная жилищная субсидия, непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает. В силу чего федеральный законодатель, закрепляя право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии и определяя условия его возникновения, а также порядок реализации данного права, вправе, как это следует из статей 37 (часть 3), 40 и 71 (пункты "в", "е", "з") Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, в том числе бюджетные средства, которые могут быть выделены для решения проблемы переселения, предусмотреть и специальные правила действия таких правовых норм во времени и по кругу лиц, что нельзя расценивать как нарушение конституционных прав граждан (Определения от 19 октября 2010 г. N 1333-О-О; от 14 июля 2011 г. N 902-О-О; от 29 сентября 2011 г. N 1097-О-О; от 25 января 2012 г. N83-О-О и др.).
Отказывая в удовлетворении требований, суды обеих инстанций учли, что круг лиц и условия предоставления жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, определен законодателем в соответствующем федеральном законе. Учитывая императивный характер регулирования, установленный в соответствующей норме, суды лишены возможности толковать перечень определенных в законе лиц расширительно, что исключает возможность удовлетворения требований истцов.
При этом, вопреки доводам кассационной жалобы, в соответствии с пунктом 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. N8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия", оценке с точки зрения соответствия закону подлежат лишь нормативные акты любого государственного или иного органа (нормативные указы Президента Российской Федерации, постановления палат Федерального Собрания Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, акты органов местного самоуправления, приказы и инструкции министерств и ведомств, руководителей учреждений, предприятий, организаций и т.д.). При этом правом оценки положений закона на предмет его соответствия Конституции Российской Федерации суды общей юрисдикции не наделены, поскольку указанное полномочие относится к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, что исключает возможность проверки положений Федерального закона N228-ФЗ при рассмотрении настоящего спора.
Таким образом, доводы жалобы о том, что положения статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (в редакции Федерального закона от 20 июля 2020 г.N228-ФЗдо 20 июля 2020 г.) не подлежат применению к спорным правоотношениям как закон ухудшающий положение истца, не влекут отмену обжалуемых судебных актов.
Доводы кассационной жалобы по своей сути повторяют правовую позицию истца, выраженную в суде первой и апелляционной инстанций, были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, по существу сводятся к несогласию с выводами судебных инстанций, выводов судов не опровергают и о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не свидетельствуют, а потому не могут повлечь отмену судебных постановлений применительно к требованиям статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. В силу своей компетенции суд кассационной инстанции исходит из признанных установленными судами фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судебными инстанциями, и правом переоценки доказательств не наделен.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции считает, что судами первой и апелляционной инстанций все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой.
Выводы судебных инстанций признаются судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соответствующими установленным фактическим обстоятельствам настоящего спора, постановлены при правильном применении норм материального права на основе полного, всестороннего исследования и оценки имеющихся в материалах дела доказательств.
Процессуальных нарушений, которые в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут повлечь отмену оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке, не допущено.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены или изменения решения Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 12 апреля 2021 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 9 июня 2021 г..
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 12 апреля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 9 июня 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Турдубекова К.Э. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.