Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Латушкиной С.Б, Кожевниковой Л.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-10/2021; УИД: 42RS0019-01-2020-004960-07 по иску Шишкаревой Марты Михайловны к Комитету по социальной политике администрации Новокузнецкого муниципального района о признании незаконным отказа в перерасчете размера компенсации расходов на оплату отопления, по кассационной жалобе Комитета по социальной политике администрации Новокузнецкого муниципального района на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 20 мая 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, заслушав пояснения представителя Комитета по социальной политике администрации Новокузнецкого муниципального района Дадивериной И.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, пояснения истца Шишкаревой М.М, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Шишкарева М.М. обратилась в суд с иском к Комитету по социальной политике администрации Новокузнецкого муниципального района о признании незаконным отказа в перерасчете размера компенсации расходов на оплату отопления.
Требования мотивированы тем, что 13 августа 2019 г. Шишкарева М.М. обратилась в Комитет по социальной политике администрации Новокузнецкого муниципального района с заявлением о перерасчете ежемесячной компенсационной выплаты по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги в связи с предоставлением документов на оплату для отопления жилого помещения.
В письме от 25 октября 2019 г. ответчик уведомил ее невозможности произвести расчет компенсации сославшись на то, что в Кемеровской области отсутствует нормативный правовой акт, устанавливающий норматив потребления газа, потребляемого из газгольдерных установок в целях бытового использования (пищеприготовления, водонагрева, отопления), фактически отказав ей в предоставлении мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг.
Истец просила признать незаконным отказ Комитета по социальной политике администрации Новокузнецкого муниципального района в перерасчете размера компенсации расходов на оплату отопления, изложенный в письме от 25 октября 2019 г. N. Обязать Комитет по социальной политике администрации Новокузнецкого муниципального района произвести ей перерасчет размера компенсации расходов на оплату отопления с 1 января 2019 г.
Решением Новокузнецкого районного суда Кемеровской области от 13 января 2021 г. в удовлетворении заявленных исковых требований Шишкаревой Марты Михайловны к Комитету по социальной политике администрации Новокузнецкого муниципального района о признании незаконным отказа в перерасчете размера компенсации расходов на оплату отопления, отказано в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 20 мая 2021 г. постановлено:
Решение Новокузнецкого районного суда Кемеровской области от 13 января 2021 г. отменить.
"Признать незаконным отказ Комитета по социальной политике администрации Новокузнецкого муниципального района в перерасчете размера компенсации расходов на оплату отопления Шишкаревой Марте Михайловне, изложенный в письме от 25 октября 2019 г. N. Обязать Комитет по социальной политике администрации Новокузнецкого муниципального района произвести перерасчет размера компенсации расходов на оплату отопления Шишкаревой Марте Михайловне с 1 января 2019 г.".
В кассационной жалобе представитель Комитета по социальной политике администрации Новокузнецкого муниципального района Дадиверина И.В. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 20 мая 2021 г, решение Новокузнецкого районного суда Кемеровской области от 13 января 2021 г. оставить в силе.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителя Комитета по социальной политике администрации Новокузнецкого муниципального района Дадивериной И.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, пояснения истца Шишкаревой М.М, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с правилами части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, Шишкарева М.М. является педагогическим работником общеобразовательного учреждения Новокузнецкого муниципального района, пенсионеркой с 22 сентября 2014 г. В собственности Шишкаревой М.М. имеется жилой дом по адресу: "адрес".
27 июля 2018 г. АО "Сибирская торговая марка" и Шишкарева М.М. заключили договор поставки и монтажа оборудования для автономного газоснабжения жилого дома, расположенного по адресу "адрес". 4 октября 2018г. составлен акт приема-сдачи работ.
19 августа 2018 г. Шишкаревой М.М. и АО "Сибирская торговая марка" заключен договор на техническое обслуживание и ремонт газопотребляющего оборудования.
Между ООО "Тринити" и Шишкаревой Мартой Михайловной 19 декабря 2019 г. заключен договор N на поставку сжиженного углеводородного газа в автоцистернах. Из данного договора следует, что согласно спецификациям к договору, сжиженный углеводородный газ указан в литрах. В материалы дела представлены выписки на поставку газа ПТ (пропан технический) по адресу "адрес".
13 августа 2019 г. истец обратилась в адрес ответчика с заявлением о перерасчете ежемесячной компенсационной выплаты по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, предоставив в обоснование заявления соответствующие документы.
Из ответа Комитета по социальной политике администрации Новокузнецкого муниципального района от 25 октября 2019 г. N в адрес истца следует, что произвести расчет компенсации по оплате коммунальных услуг в виде компенсационной выплаты не представляется возможным ввиду отсутствия в Кемеровской области нормативного правового акта, устанавливающего норматив потребления газа, потребляемого из газгольдерных установок в целях бытового использования (пищеприготовления, водонагрева, отопления).
Согласно постановления региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 19 марта 2013 г. N "О внесении изменений в постановление региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31 октября 2006 г. N "Об утверждении нормативов потребления сжиженного углеводородного газа для бытовых нужд населения (кроме газа для заправки автотранспортных средств)", установлены и введены в действие с 1 января 2007 г. нормативы потребления сжиженного углеводородного газа (при калорийности 46, 3 МДж/кг) населением для бытовых нужд (кроме газа для заправки автотранспортных средств), в том числе для отопления жилых помещений в размере 2, 611 кг/м2". Из ответа региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 16 декабря 2020 г. следует, что в полномочия РЭК Кузбасса не входит рассмотрение вопросов расчета компенсации выплаты за приобретенный сжиженный углеводородный газ.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 156, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306, которым утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также Положением о региональной энергетической комиссии Кузбасса, утвержденным постановлением правительства Кемеровской области от 19 марта 2020 г. N, пришел к выводу об отсутствии нарушений прав заявителя.
Суд апелляционной инстанции с указанными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием не согласился, в связи с чем отменил решение суда первой инстанции и принял новое решение об удовлетворении заявленных исковых требований.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами суда апелляционной инстанции не усматривает, поскольку данные выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
В соответствии с п.1.1 Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 24 декабря 2008г. N 571 "Об утверждении Положения о предоставлении отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг в форме компенсационных выплат" (далее Положения) настоящее Положение устанавливает порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг в форме компенсационных выплат.
Компенсация является денежным эквивалентом мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в пункте 1.2 настоящего Положения, в том числе Законом Кемеровской области от 17 января 2005 г. N 2-03 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг".
Согласно пп. 8 пункта 1 статьи 1 Закона Кемеровской области от 17 января 2005 г. N 2- 03 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг" право на меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг в соответствии с настоящим Законом имеют педагогические работники образовательных организаций.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона Кемеровской области от 17 января 2005 г. N 2-03 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг" педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Педагогические работники образовательных организаций, работающие в рабочих поселках (поселках городского типа), сельских населенных пунктах и проживающие в городских населенных пунктах, в связи с тем, что им не было предоставлено жилье по месту работы в соответствии с действующим законодательством, также имеют право на указанные меры социальной поддержки. Возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, осуществляется в виде компенсационной выплаты в размере 100 процентов данных расходов.
В соответствии с Примерным перечнем должностей и организаций, работа в которых дает право на предоставление мер социальной поддержки, установленных Законом Кемеровской области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья и (или) коммунальных услуг", утвержденным Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 8 сентября 2005г. N, тренер- преподаватель относится к числу должностей образовательных учреждений, которым предоставляется указанная мера социальной поддержки.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.
Таким образом, участие субъектов Российской Федерации в реализации социальной функции государства путем принятия законодательных решений в сфере социальной защиты граждан должно быть основано на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации и конституционной иерархии нормативных правовых актов, а также соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам, лежащим в основе социального обеспечения, включая принципы справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социальных прав.
В связи с вышеизложенным, правильным является вывод суда апелляционной инстанции, что реализация меры социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг для отопления жилых помещений не может ставится в зависимость от учетной единицы потребления тепловой энергии лицом, на которого распространяется Федеральный закон, предоставляющий льготы педагогическим работникам.
То обстоятельство, что в соответствии с пунктом 2 постановления Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31 октября 2006г. N "Об утверждении нормативов потребления сжиженного углеродного газа для бытовых нужд населения" определен в килограммах, а учет потребляемого истцом газа производится в литрах не может являться основанием для отказа в начислении и выплате компенсаций, право на которые истцу предоставлено государством.
Таким образом, принятое по делу определение суда апелляционной инстанции вынесено на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего является законным.
Доводы кассационной жалобы о том, что суд апелляционной инстанции необоснованно возложил на ответчика произвести перерасчет размера компенсации с 1 января 2019 г. основанием к отмене принятого по делу апелляционного определения не является, поскольку, как следует из материалов гражданского дела истцом в адрес ответчика были предоставлены документы, подтверждающие приобретение ею газа с января 2019 г, что в соответствии с положениями пункта 7.1.4 Положения о предоставлении отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг в форме компенсационных выплат дает истцу право на производство соответствующего перерасчета с 1 января 2019 г.
Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра, вступившего в силу и правильного по существу судебного постановления по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют правовую позицию ответчика, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, были предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемом судебном акте и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, выводы суда не опровергают, не содержат указаний на нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, не свидетельствуют, в связи с чем не являются основанием для отмены судебного акта в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебного постановления в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, оснований для отмены апелляционного определения в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 20 мая 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета по социальной политике администрации Новокузнецкого муниципального района - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.