Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Кожевниковой Л.П, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-584/2021, УИД: 19RS0002-01-2021-000583-80 по иску Чикмяковой Натальи Геннадьевны к Красноярской таможне об обязании произвести расчет и осуществить выплату недоплаченных сумм компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск, сумм отпускных, по кассационным жалобам Красноярской таможни и Чикмяковой Натальи Геннадьевны на решение Черногорского городского суда Республики Хакасия от 6 апреля 2021г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 1 июля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, заслушав пояснения истца Чикмяковой Н.Г, поддержавшей доводы своей кассационной жалобы, пояснения представителя Красноярской таможни Саргиной Е.В, поддержавшей доводы жалобы Красноярской таможни, принимавших участие в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Чикмякова И.Г. обратилась в суд с иском к Красноярской таможне о взыскании недоначисленных сумм денежного содержания за период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках, денежной компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации при увольнении с государственной гражданской службы.
Требования мотивировала тем, что с 13 сентября 2002 г. по 30 июня 2020 г. состояла на государственной гражданской службе в Хакасской таможне, откуда уволена по сокращению должностей государственной гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее по тексту также Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Полагала, что в период прохождения государственной гражданской службы представитель нанимателя в нарушение постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562 "Об утверждении правил начисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих" производил начисление денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, не включая в него выплаты материального стимулирования и единовременных поощрений. Указанные выплаты не были включены в компенсацию при ее увольнении и компенсацию за неиспользованный отпуск.
Просила обязать Красноярскую таможню произвести расчет и взыскать недоначисленные суммы денежного содержания за период ее нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках, денежной компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации при увольнении с государственной гражданской службы за период с 1 февраля 2020 г. по 30 июня 2020 г.
Решением Черногорского городского суда Республики Хакасия от 6 апреля 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 1 июля 2021 г, постановлено:
"Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать Красноярскую таможню произвести перерасчет и выплату Чикмяковой Наталье Геннадьевне с учетом сумм материального стимулирования задолженности по компенсации четырехмесячного денежного содержания при увольнении, отпускных за период с 5 марта 2020 г. по 27 марта 2020 г, компенсации за неиспользованный отпуск.
В остальной части в удовлетворении иска отказать".
В кассационной жалобе представитель Красноярской таможни Саргина Е.В. просит об отмене вынесенных по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований Чикмяковой Н.Г, не передавая дело на новое рассмотрение.
В кассационной жалобе истец Чикмякова Н.Г. просит изменить решение Черногорского городского суда Республики Хакасия от 6 апреля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 1 июля 2021 г. в части невключения выплат единовременного поощрения в состав денежного содержания, выплачиваемого на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении, и удовлетворить заявленные ею требования в полном объеме.
Относительно доводов кассационных жалоб возражений не представлено.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, заслушав пояснения истца Чикмяковой Н.Г, поддержавшей доводы своей кассационной жалобы, пояснения представителя Красноярской таможни Саргиной Е.В, поддержавшей доводы жалобы Красноярской таможни, принимавших участие в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационных жалоб сторон не установлено.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Чикмякова Н.Г. состояла на государственной гражданской службе в Хакасской таможне, в том числе с 13 июля 2015 г. в должности начальника отделения таможенного контроля после выпуска товаров Хакасской таможни, откуда уволена по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ.
Чикмяковой Н.Г. в период с 5 марта 2020 г. по 27 марта 2020 г. предоставлено 22 дня отпуска.
Начисленное согласно расчетным листкам денежное содержание на период данного отпуска Чикмяковой Н.Г. получено в полном объеме.
Кроме того, при увольнении Чикмяковой Н.Г. ей произведена выплата компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, причитающейся ей в связи с увольнением вследствие сокращения должности государственной гражданской службы в государственном органе в соответствии с пунктом 3.1 части 3 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, в размере 223533 руб. 60 коп, компенсации за неиспользованный отпуск (26 календарных дней) в размере 47797 руб. 10 коп.
Стороной ответчика не оспаривалось то обстоятельство, что при расчете вышеуказанных выплат не учитывались выплаченные истцу средства материального стимулирования и единовременного поощрения.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец ссылалась на то, что при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, при увольнении 30 июня 2020 г. с государственной гражданской службы, ей выплачена денежная компенсация за неиспользованный отпуск, а также компенсация при увольнении с государственной гражданской службы, без учета сумм материального стимулирования и единовременных поощрений, что привело к их выплате не в полном размере.
Частично удовлетворяя исковые требования истца, суд первой инстанции руководствуясь статьей 140 Трудового кодекса Российской Федерации, статьями 50, 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", статьями 1, 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", разъяснениями, изложенными в абзаце 5 пункта 5, пункте 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применение судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562, пунктами 8, 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих", исходил из того, что средства материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих входят в состав денежного содержания гражданского служащего, являются дополнительной выплатой, предусмотренной частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", осуществляемой за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда, в связи с чем подлежат учету при расчете среднего заработка государственного служащего для выплат по ежегодным оплачиваемым отпускам, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации при увольнении в связи с сокращением. Суммы единовременного поощрения не подлежат учету для исчисления денежного содержания, как не поименованные в пунктах 2 и 8 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело по апелляционной жалобе Чикмяковой Н.Г, согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций не находит.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.
Частью 13 статьи 46 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ предусмотрено, что при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. По отдельным должностям гражданской службы указом Президента Российской Федерации может устанавливаться денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учтены должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, но не учтены премии и ежемесячное денежное поощрение (часть 3 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562 (далее - Правила N 562).
Пунктом 2 указанных Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Согласно абзацу первому пункта 6 Правил N 562 при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Абзацем 1 пункта 8 Правил N 562, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом "д" (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
Согласно абзацу 2 пункта 8 Правил N 562 месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется, в том числе, за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N 238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный статьей 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N 238-7.
На основании принятых в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" постановлений Правительства Российской Федерации от 19 марта 2019г. N 283-14 и от 17 февраля 2020г. N 168-8 предусматривались в 2019 и 2020 годах объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих, их центральных аппаратов и территориальных органов.
Из материалов дела следует, что Приказами Федеральной таможенной службы России от 3 декабря 2019 г. N, от 3 апреля 2020 г. N, от 9 июня 2020 г. N утверждено распределение лимитов бюджетных ассигнований, направленных на материальное стимулирование государственных гражданских служащих таможенных органов Российской Федерации за достижение показателей результативности и эффективности деятельности за 3-4 кварталы 2019 года, 1 квартал 2020 года.
Данными приказами начальникам таможенных органов Российской Федерации поручено обеспечить распределение бюджетных ассигнований в зависимости от выполнения установленных показателей результативности и направить их на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих в виде единовременного поощрения, предусмотренного подпунктом "е" пункта 9 Порядка выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий и единовременных поощрения федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной таможенной службы России от 30 октября 2006 г. N.
Приказами Сибирского таможенного управления от 11 декабря 2019 г. N, от 8 апреля 2020 г. N, от 11 июня 2020 г. N утверждено распределение лимитов бюджетных ассигнований, направленных на материальное стимулирование государственных гражданских служащих таможенных органов Сибирского таможенного управления, в том числе Хакасской таможни на 3-4 кварталы 2019 года, 1 квартал 2020 года.
Руководствуясь изложенными нормами материального права, исследовав юридически значимые обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом приведенных приказов, свидетельствующих о том, что Федеральная таможенная служба и ее территориальные органы в пределах выделенных им бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих ежеквартально производила начисление своим гражданским служащим выплат стимулирующего характера (материальное стимулирование), относящихся к премиям за выполнение особо важных и сложных заданий, подлежащим включению в состав денежного содержания гражданского служащего, выводы судов о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку при расчете компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск, выплате отпускных ответчиком не учтены суммы дополнительного материального стимулирования, являются обоснованными.
Вместе с тем установив, что суммы единовременных поощрений не носят систематический характер, не связаны с предоставлением таможенным органом бюджетных ассигнований из федерального бюджета на материальное стимулирование гражданских служащих, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для их включения в состав денежного довольствия, выплачиваемого на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
Доводы кассационных жалоб повторяют правовую позицию сторон, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции и апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, выводы суда не опровергают, не содержат указаний на нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, не свидетельствуют, в связи с чем не являются основанием для отмены судебных актов в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Несогласие заявителей кассационных жалоб с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебного постановления в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку при рассмотрении дела судами не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, оснований для отмены решения суда и апелляционного определения в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Черногорского городского суда Республики Хакасия от 6 апреля 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 1 июля 2021 г. оставить без изменения, кассационные жалобы Красноярской таможни и Чикмяковой Натальи Геннадьевны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.