Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Кожевниковой Л.П, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи гражданское дело N 2-101/2021; УИД: 54RS0001-01-2020-004594-13 по иску Стасевича Юрия Аркадьевича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Дзержинском районе г. Новосибирска (межрайонное) об установлении факта постоянного проживания на территории Российской Федерации, включении периодов работы и назначении досрочной трудовой пенсии по старости, по кассационной жалобе представителя Стасевича Юрия Аркадьевича - Поздняковой Евгении Владимировны на решение Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 24 марта 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 8 июля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, заслушав пояснения представителя Стасевича Юрия Аркадьевича - Поздняковой Евгении Владимировны, принимавшей участие в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Представитель истца Стасевича Ю.А. - Позднякова Е.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Дзержинском районе г. Новосибирска (межрайонное) (далее по тексту также ГУ УПФ РФ в Дзержинском районе г. Новосибирска (межрайонное)) об установлении факта постоянного проживания на территории Российской Федерации, включении периодов работы и назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Требования мотивированы тем, что 3 февраля 2015 г. истец прибыл на территорию Российской Федерации в статусе беженца из Украины, получил разрешение на временное проживание, далее получил вид на жительство иностранного гражданина в России. При этом, на территории Украины истцу была назначена пожизненно пенсия, о чем выдано пенсионное удостоверение N.
4 октября 2016 г. Стасевичем Ю.А. получен паспорт гражданина Российской Федерации.
11 января 2017 г. Стасевич Ю.А. обратился в Пенсионный фонд Российской Федерации в Заельцовском районе г. Новосибирска с заявлением о назначении пенсии на территории Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту также Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Стасевичем Ю.А. приобретен трудовой стаж в следующие периоды:
4 сентября 1979 г. по 30 апреля 1980 г. = 7 м. 26 д. (Радаковское правление по поставкам продукции Донецкглавснаб Госснаба УССР) принят слесарем по ремонту оборудования.
11 мая 1980 г. по 5 мая 1982 г.= 1 г. 11 м. 25 д. (Служба в рядах Советской армии).
12 июля 1982 г. по 24 июля 1995 г. = 13 л. 0 м. 12 д. шахта "Ворошиловградский" N Шахтоупраление Луганское, принят подземным горнорабочим очистного забоя.
1 апреля 2004 г. по 30 апреля 2008 г.= 4 г. 0 м. 29 д. разнорабочий в Тритон.
3 января 2007 г. по 4 января 2012 г. = 5 л. 0 м. 1 д. разнорабочий в Тритон.
4 июня 2015 г. по 17 декабря 2015 г. = 6 м. 13 д. (ООО "А-Строй")
1 ноября 2016 г. по настоящее время МБОУ СОШ N.
Результат рассмотрения заявления о назначении страховой пенсии до настоящего времени истцу не известен, все попытки уточнения результата рассмотрении заявления остаются без ответа.
В исковом заявлении представитель истца ссылается на то, что профессия "подземный горнорабочий очистного забоя" предусмотрена как ныне действующим Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (утв. Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 12 августа 2003 г. N 61), так и действовавшим на момент принятия Стасевича Ю.А. на работу Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (утв. Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 17 июля 1985 г. N 225/15-87, отменен Постановлением Минтруда РФ от 12 августа 2003 г. N 61).
Поскольку истец в спорный период работал подземным горнорабочим очистного забоя, представитель истца полагает, что данный период должен быть зачтен истцу в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на основании подпункта 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", по ведущей профессии - горнорабочий очистного забоя на шахте 14-14 бис Производственного объединения "Севуралбокситруда СУБР. Продолжительность трудового стажа в соответствии с указанной нормой следует производить в календарном исчислении.
По мнению представителя истца трудовой стаж истца на соответствующих видах работ по состоянию на 11 января 2017 г. составил 22 года 2 месяца 26 дней: 7 м. 26 д. + 1 г. 11 м. 26 д. - 2 г. 7 м. 22 д. + 13 л. 0 м. 12 д. (* 1, 3 = 39 л. : 1 м. 6 д. (льготный стаж))= 15 л. 8 м. 4 д + 4 г. 0 м. 29 д = 19 л. 9 м. 3 д.+ 0л. 6 м. 13 д. 4= 20 л. 3 м.16 д. + 0 л. 2 м. 10 д. + 1 г. 9 м.
Обосновывая необходимость зачета трудового стажа на территории Чешской Республики в период с 1 апреля 2004 г. по 1 апреля 2008 г. и с 3 января 2010 г. по 4 января 2012 г, представитель истца ссылается на международный договор от 8 декабря 2011 г, заключенный между Российской Федерацией и Чешской Республикой в области социального обеспечения.
Также представителем истца указано, что истец был зарегистрирован по месту временного пребывания по адресу: "адрес" в период с 10 октября 2016 г. по 23 ноября 2016 г, далее срок продлевался на соответствующий период и 6 марта 2017 г. истцом получена регистрация по месту проживания по указанному адресу.
С учетом уточнения исковых требований представитель истца Стасевича Ю.А. - Позднякова Е.В. просила суд признать истца постоянно проживающим на территории Российской Федерации с 3 февраля 2015 г.; включить в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии на основании пункта 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г.N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", период его работы с 1 апреля 2004 г. по 1 апреля 2008 г. и период работы с 3 января 2010 г. по 4 января 2012 г. в должности разнорабочего организации Тритон; обязать ГУ УПФ РФ в Дзержинском районе г. Новосибирска (межрайонное)) назначить досрочную трудовую пенсии по старости на основании пункта 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г.N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 11 января 2017 г.
Решением Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 24 марта 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 8 июля 2021 г. исковые требования Стасевича Ю.А. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе представитель Стасевича Ю.А. - Позднякова Е.В. просит об отмене вынесенных по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных исковых требований.
Относительно доводов кассационной жалобы представителем ГУ УПФ РФ в Дзержинском районе г. Новосибирска (межрайонное) Можаевым С.В. принесены письменные возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, заслушав пояснения представителя Стасевича Ю.А. - Поздняковой Е.В, принимавшей участие в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
Как следует из письменных материалов гражданского дела и установлено судом первой инстанции, 25 октября 2016 г. Стасевич Ю.А. обратился в ГУ УПФ РФ в Заельцовском районе г. Новосибирска с заявлением о запросе выплатного дела из Пенсионного фонда Луганской Народной Республики в Славяносербском районе. Вместе с заявлением им предоставлены документы: паспорт гражданина Российской Федерации; заявление о доставке пенсии от 25 октября 2016 г.; заявление о запросе выплатного дела; свидетельство N о регистрации по месту пребывания по адресу: "адрес" сроком с 10 октября 2016 г. по 23 ноября 2016 г.
25 октября 2016 г. ГУ УПФ РФ в Заельцовском районе г. Новосибирска сформирован запрос выплатного дела N.
11 января 2017 г. Стасевич Ю.А. лично подал заявление о назначении страховой пенсии по старости, заявление о доставке пенсии. Вместе с заявлением им предоставлены документы: паспорт гражданина Российской Федерации; заявление о доставке пенсии от 13 января 2017 г.; свидетельство N о регистрации по месту пребывания по у: "адрес", ком. 305, 307 сроком с 6 декабря 2016 г. по 18 ноября 2018 г.; трудовая книжка серии N военный билет.
По представленным документам по состоянию на 11 января 2017 г. стаж работы, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, составляет 12 лет 2 мес. 12 дней, страховой 16 лет 2 мес. 18 дней, ИПК 44, 210.
13 января 2017 г. Стасевичем Ю.А. подано рукописное заявление о назначении пенсии, в котором указано, что в настоящее время истец работает с 1 ноября 2016 г.
В связи с наличием в трудовой книжке истца сведений о периодах работы на территории Украины, 19 июня 2017 г. получен ответ на запрос из Пенсионного фонда Украины о периодах уплаты страховых взносов.
Из справки Пенсионного фонда Украины следует, что в реестре застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования Пенсионного фонда Украины имеется информация об уплате взносов на государственное пенсионное страхование за период с 1 апреля 2004 г. по 30 апреля 2008 г, а также индивидуальные ведомости по застрахованному лицу.
27 июня 2017 г. истцом подано заявление о возврате ранее поданного заявления о назначении досрочной страховой пенсии по старости от 11 января 2017 г. и документов. В этот же день на основании указанного заявления истцу возвращены документы: трудовая книжка, справка о стаже, справка о зарплате.
17 февраля 2020 г. Стасевич Ю.А. через личный кабинет подал заявление о назначении страховой пенсии по старости.
25 февраля 2020 г. Стасевич Ю.А. лично подал заявление об отзыве ранее поданного заявления.
13 июля 2020 г. Стасевич Ю.А. через личный кабинет подал заявление о назначении страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Решением ГУ УПФ РФ в Дзержинском районе г. Новосибирска (межрайонное) назначена страховая пенсия по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ с 13 августа 2020 г. (с даты возникновения права - 20 лет страхового стажа 12 августа 2020 г.).
Период работы на территории Чешской Республики с 1 апреля 2004 г. по 30 апреля 2008 г. не включен ответчиком в стаж.
Кроме того, судом установлено, что Стасевич Ю.А. осуществил переселение на территорию Российской Федерации как участник государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N.
Согласно определению Заельцовского районного суда г. Новосибирска от 10 февраля 2021 г, временное разрешение на проживание было оформлено с 8 апреля 2016 г. по 8 апреля 2019 г, гражданство приобрел 25 августа 2016 г, 4 октября 2016 г. документирован паспортом гражданина Российской Федерации.
В материалах дела имеются свидетельства о регистрации по месту пребывания с 10 октября 2016 г. по 23 ноября 2016 г, с 6 декабря 2016 г. по 18 ноября 2018 г. Регистрация по месту жительства осуществлена 6 марта 2017 г.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 1, 7, 37 Конституции Российской Федерации, положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Федеральным законом от 25 июля 2002 г. "N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", Соглашением стран СНГ от 13 марта 1992 г, Договором от 8 декабря 2011 г. между Российской Федерацией и Чешской республикой о социальном обеспечении, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело по апелляционной жалобе представителя Стасевича Ю.А. - Поздняковой Е.В, согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций не находит.
Статья 39 Конституции Российской Федерации предусматривает равенство всех субъектов права на социальное обеспечение по возрасту и иных случаях, установленных законом.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (здесь и далее в редакции Федерального закона от 19 декабря 2016 г. с учетом заявленных исковых требований о признании права на назначение пенсии с 11 января 2017 г.) настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионом страховании в Российской Федерации" устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
Согласно статье 3 Федерального закона 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, страховая пенсия - это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности; страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
По правилам части 1 статьи 22 Федерального закона 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального коэффициента в размере не менее 30 лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.
Аналогичные положения в части стажа работы были предусмотрены подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее по тексту также Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
В соответствии с пунктом "е" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665, при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" применяется Список работ и профессий, дающих право на пенсию независимо от возраста при занятости на этих работах не менее 25 лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 13 сентября 1991 г. N 481 "Об утверждении списка работ и профессий, дающих право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста при занятости на указанных работах не менее 25 лет".
Пунктом 1 Списка, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 13 сентября 1991 г. N 481, перечислены подземные горные работы в действующих и строящихся шахтах (рудниках) по добыче угля (сланца), руды и других полезных ископаемых, содержащих (в том числе и во вмещающих породах) двуокись кремния 10% и более, или при наличии газодинамических явлений, горных ударов и профессии, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста при занятости на указанных работах не менее 25 лет. При этом в указанном списке профессия "разнорабочий" не предусмотрена.
В соответствии с пунктом 3 вышеназванного Постановления от 16 июля 2014 г. N 665, исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу пункта 15 Правил от 11 июля 2002 г. N 516 при исчислении периодов подземной работы, дающей право на трудовую пенсию по старости независимо от возраста при наличии не менее 25 лет такой работы в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона, лицам, не выработавшим подземного стажа, предусмотренного данным подпунктом, но имеющим его не менее 10 лет, стаж подземной работы учитывается в следующем порядке:
каждый полный год работы горнорабочим очистного забоя, проходчиком, забойщиком на отбойных молотках, машинистом горных выемочных машин - за 1 год и 3 месяца;
каждый полный год подземной работы, предусмотренной Списком N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, - за 9 месяцев.
Аналогичный механизм исчисления стажа предусматривался разъяснениями Минтруда Российской Федерации от 15 июля 1992 г. N 2, в соответствии с пунктом 3 которых в стаж подземной работы включается каждый полный год работы по ведущим профессия (горнорабочий очистного забоя, проходчик, забойщик на отбойных молотках, машинист горных выемочных машин) - за 1 год 3 месяца, каждый полный год подземной работы, предусмотренной Списком N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей - за 9 месяцев.
Пунктом 5 указанных Правил от 11 июля 2002 г. N 516 предусмотрено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено данными Правилам и иными нормативными правовыми актами.
Вопросы пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств (СНГ) регулируется Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г, подписанным, в том числе, Российской Федерацией и Украиной.
В силу положений статьи 11 Соглашения необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
Вопросы в области пенсионного обеспечения между Российской Федерацией и Чешской Республикой урегулированы Договором о социальном обеспечении от 8 декабря 2011 г, который распространяется на трудящихся и членов их семей, являющихся гражданами одной из Договаривающихся Сторон и подпадали или подпадают под действие законодательства одной из Договаривающихся сторон.
Согласно статье 5 Договора от 8 декабря 2011 г. в праве на пенсии и пособия не может быть отказано и их размер не может быть изменен или не может быть прекращена их выплата по причине того, что трудящийся проживает на территории другой Договаривающейся Стороны, если настоящим Договором не предусмотрено иное.
В соответствии со статьей 12 Договора от 8 декабря 2011 г. при определении права на пенсию и при конвертации пенсионных прав по законодательству Российской Федерации, во внимание принимаются периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные по законодательству Чешской Республики, в таком же порядке, как если бы они имели место на территории Российской Федерации, кроме случаев, когда указанные периоды совпадают по времени их приобретения.
В соответствии со статьей 13 указанного Договора, в случае, если согласно законодательству одной из Договаривающихся Сторон право на пенсию имеется и без учета периодов страхового (трудового) стажа, приобретенного по законодательству другой Договаривающейся Стороны, то учреждение первой Договаривающейся Стороны устанавливает пенсию на основании страхового (трудового) стажа, приобретенного согласно ее законодательству.
В силу статьи 14 данного Договора, учреждение каждой Договаривающейся Стороны исчисляет размер пенсии, соответствующий страховому (трудовому) стажу, приобретенному согласно положениям законодательства своего государства.
При этом подсчет страхового (трудового) стажа осуществляется согласно законодательству той Договаривающейся Стороны, учреждение которой назначает пенсию (часть 1).
В случае если страховой (трудовой) стаж, приобретенный по законодательству одной Договаривающейся Стороны, составляет менее двенадцати месяцев и этого недостаточно для возникновения права на пенсию, пенсия этой Договаривающейся Стороны не устанавливается (часть 2 статьи 14).
Судами установлено, что у Стасевича Ю.А. на 11 января 2017 г. имелся специальный стаж - 14 лет 02 месяца 08 дней и страховой стаж - 16 лет 04 мес. 29 дней. После 12 августа 2020 г. у него возникло право на досрочную страховую пенсию. Решением ГУ УПФ РФ в Дзержинском районе г. Новосибирска (межрайонное) назначена страховая пенсия по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ с 13 августа 2020 г. (с даты возникновения права - 20 лет страхового стажа 12 августа 2020 г.).
Оценив представленные сторонами доказательства, суды пришли к обоснованному выводу, что истцом не были представлены относимые и допустимые доказательства, подтверждающие, что его работа в должности "разнорабочий" в спорные периоды в "Тритон" Чешской республики являлась работой в должности, предусмотренной Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 13 сентября 1991 г. N 481,, дающей право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста при занятости на указанных работах не менее 25 лет по пункту 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
При этом судами обоснованно указано, что представленная истцом копия трудовой книжки не заверена надлежащим образом, местонахождение оригинала неизвестно.
Оценив представленные истцом доказательства, суды пришли к выводу, об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований истца о признании его проживающим на территории Российской Федерации с 3 февраля 2015 г.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных постановлениях, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения, и установленных фактических обстоятельствах дела, подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанции пришли к своим выводам, подробно приведены в обжалуемых судебных постановлениях и в дополнительной аргументации не нуждаются.
Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что вопреки доводам кассационной жалобы судами первой и апелляционной инстанций все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судами проверены с достаточной полнотой, выводы судов, изложенные в решении, апелляционном определении соответствуют собранным по делу доказательствам, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют правовую позицию истца, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции и апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, выводы суда не опровергают, не содержат указаний на нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, не свидетельствуют, в связи с чем не являются основанием для отмены судебных актов в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебного постановления в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку при рассмотрении дела судами не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, оснований для отмены решения суда и апелляционного определения в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 24 марта 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 8 июля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Стасевича Юрия Аркадьевича - Поздняковой Евгении Владимировны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.