Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного
суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Кожевниковой Л.П, Новожиловой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N55RS0006-01-2021-001261-38 (2-1109/2021) по иску О.Ж.К. к бюджетному учреждению Омской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" о признании права на ежемесячную выплату на ребенка, возложении обязанности совершить определенные действия, по кассационной жалобе О.Ж.К. на решение Советского районного суда г. Омска от 12 мая 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 13 июля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
О.Ж.К. обратилась в суд с иском к бюджетному учреждению Омской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг"(далее -БУ "МФЦ") о признании права на ежемесячную выплату на ребенка, возложении обязанности назначить выплату.
В обоснование указала, что состоит в браке с О.С.В, в период брака рождена дочь О.М.С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Кроме того, у нее есть сын Г.К.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
15 июня 2020 г. она обратилась в филиал БУ "МФЦ" - "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Советского административного округа города Омска" (далее - МФЦ САО г, Омска) с заявлением о предоставлении ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно.
В июле 2020 года из МФЦ САО г. Омска поступил ответ, что в соответствии с распоряжением от 3 июля 2020 г. принято решение об отказе в предоставлении истцу ежемесячной выплаты, в связи с тем, что размер среднедушевого дохода семьи превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Омской области на второй квартал года, предшествующего году обращения.
В МФЦ САО г. Омска пояснили, что в доход входила стоимость проданной семьей истца квартиры.
27 июля 2020 г. она получила ответ на свое обращение из МФЦ САО г. Омска о том, что по ее обращению было принято решение об отказе в назначении ежемесячной выплаты по указанным выше основаниям.
Указывает, что семье истца на праве общей долевой собственности на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 29 ноября 2017 г, договора от 21 мая 2019 г, договора мены жилых помещений от 15 ноября 2017 г. принадлежала однокомнатная квартира, расположенная по адресу: "адрес", "адрес".
Согласно договору купли-продажи от 2 июля 2019 г, данная квартира продана К.З.П, стоимость составила 1 450 000 руб.
В тот же день 2 июля 2019 г. семья истца приобрела двухкомнатную квартиру по адресу: "адрес", "адрес" К.А.В. Согласно договору купли-продажи квартиры от 2 июля 2019 г. стоимость объекта недвижимости по соглашению сторон составила 1 450 000 руб.
Таким образом, стоимость проданной квартиры по адресу: "адрес", "адрес", составила 1 450 000 руб. и стоимость приобретенной квартиры по адресу: "адрес", "адрес", составила 1 450 000 руб, следовательно, доход от продажи недвижимого имущества семья истца в 2019 году не получила.
Просила суд с учетом уточненных исковых требований признать за ней право на получение ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет с 15 июня 2020 г. и возложить на ответчика назначить ежемесячную денежную выплату на ребенка от 3 до 7 лет включительно на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 384.
Решением Советского районного суда от 12 мая 2021 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 13 июля 2021 г. решение Советского районного суда от 12 мая 2021 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, О.Ж.К. ставит вопрос об отмене решения Советского районного суда г. Омска от 12 мая 2021 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 13 июля 2021 г. В обосновании кассационной жалобы настаивает на неправильное применение судами норм материального права, поскольку стоимость проданной квартиры и стоимость приобретенной квартиры составила 1 450 000 руб, следовательно, по доход от продажи недвижимого имущества семья истца фактически не получила в 2019 году.
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, судебная коллегия, руководствуясь ч.5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, О.Ж.К. является матерью двух несовершеннолетних детей: Г.К.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и О.М.С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 17 сентября 2016 г. О.Ж.К. состоит в браке с О.С.В.
15 июня 2020 г. О.Ж.К. было подано заявления в МФЦ САО г. Омска о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет.
Из ответа от 3 июля 2020 г. N исх "данные изъяты" следует, что О.Ж.К. было отказано в предоставлении ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, в связи с тем, что размер среднедушевого дохода семьи (определенный в размере 12 805, 25 руб.) превысил установленную величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Омской области на второй квартал года, предшествующего году обращения (10 247 руб.).
О.Ж.К, не согласившись с принятым решением об отказе в предоставлении ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, обратилась в суд, полагая, что у нее имеется право на получение указанной выплаты.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из того, что сумма дохода на одного члена семьи истца в месяц превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты, что исключает назначение и осуществление истцу ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, дополнительно указав, что при определении среднедушевого дохода семьи О. необходимо исходить из доходов всех членов семьи за период с 1 декабря 2018 г. по 30 ноября 2019 г. Так, из представленных налоговых деклараций по налогу на доходы физических лиц следует, что сумма дохода от продажи квартиры в 2019 г. у О.Ж.К. и О.С.В. составила по 604 166, 67 руб, у О.М.С. и Г.К.А. по 120 833, 33 руб. Доходы О.Ж.К. за вышеуказанный период состоят из заработной платы - 42 486, 03 руб. (АО "Тандер"), 6031, 15 руб. (ООО "СПК"), доход от продажи квартиры - 533 819, 42 руб. (604 166, 67/12* 11), пособие на ребенка - 4 939, 93 руб. (1277, 04+332, 99x11). Доходы О.С.В. - доход от трудовой деятельности 8 333, 33 руб. (100 000 / 12 x1), доход от продажи квартиры - 533 819, 42 руб. (604 166, 67/12x11). Доход О.М.С. и Г.К.А. - по 110 763, 9 руб. (120 833, 33/12x11). Сотрудники ответчика, учитывая доходы только О.Ж.К, О.С.В. при расчете среднедушевого дохода семьи за период с 1 декабря 2018 г. по 30 ноября 2019 г, пришли к выводу о том, что он составил 24 363, 11 руб. (1 169 429, 28/ 12 мес./ 4 члена семьи). Между тем, постановлением Правительства Омской области от 14 августа 2019 г. N 252-п "О величине прожиточного минимума на душу населения и по основным социальнодемографическим группам населения в Омской области за II квартал 2019 года" установлена величина прожиточного минимума в расчете на душу населения размере 10 247 руб.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судами при рассмотрении заявленных исковых требований нормы материального права применены правильно.
Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в целях повышения доходов семей, имеющих детей, установлена с 1 января 2020 г. ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, предоставляемая в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.
Ежемесячная выплата предоставляется, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты (п. 1, подп. "а" п. 3 данного Указа).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 384 утверждены основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (далее - Постановление N 384).
В силу п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 10 марта 2021 г. N 140 "О некоторых вопросах, связанных с осуществлением ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в 2021 году гражданам, которым назначена ежемесячная выплата, производится перерасчет размера ежемесячной денежной выплаты (п. 2 (1) Постановления N 384).
Заявление подается в соответствии с типовой формой, утвержденной Постановлением N 384, согласно п. 19 постановления, в состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родитель (в том числе усыновитель), опекун ребенка, подавший заявление о назначении ежемесячной выплаты, его супруг, несовершеннолетние дети.
Пунктом 21 постановления N 384 (в редакции от 31 марта 2021 г..) предусмотрено, что при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются следующие виды доходов семьи, полученные в денежной форме: а) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты стимулирующего характера, вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в рамках гражданско-правового договора.
При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) - налогового резидента Российской Федерации, местом нахождения (управления) которой является Российская Федерация, рассматриваются как доходы, полученные от источников в Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производилась выплата указанного вознаграждения; б) пенсии, пособия и иные аналогичные выплаты, в том числе выплаты по обязательному социальному страхованию и выплаты компенсационного характера, полученные в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации, актами (решениями) органов местного самоуправления; в) стипендии, выплачиваемые лицам, обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, аспирантам, обучающимся по очной форме по программам подготовки научно-педагогических кадров, докторантам образовательных организаций высшего образования и научных организаций и лицам, обучающимся в духовных образовательных организациях, а также компенсационные выплаты указанным категориям граждан в период их нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям; г) сумма полученных алиментов; д) выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании; ж) денежное довольствие (денежное содержание) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и других органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью, а также дополнительные
выплаты, имеющие постоянный характер, и продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продовольственного пайка), установленные законодательством Российской Федерации (при наличии); з) компенсации, выплачиваемые государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей; и) дивиденды, проценты и иные доходы, полученные по операциям с ценными бумагами, а также в связи с участием в управлении собственностью организации; к) проценты, полученные по вкладам в кредитных учреждениях; л) доходы от осуществления предпринимательской деятельности, включая доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе созданного без образования юридического лица, и доходы от осуществления частной практики; м) доходы от реализации и сдачи в аренду (наем, поднаем) имущества; н) доходы по договорам авторского заказа, об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности; о) доходы, полученные в рамках применения специального налогового режима "Налог на профессиональный доход"; п) ежемесячное пожизненное содержание судей, вышедших в отставку; р) единовременное пособие при увольнении с военной службы, службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, таможенных органах Российской Федерации, Главном управлении специальных программ Президента Российской Федерации, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности Российской Федерации, органах государственной охраны Российской Федерации, органах внутренних дел Российской Федерации, других органах, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение федеральной государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью; с) доход, полученный заявителем или членами его семьи за пределами Российской Федерации.
Среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи (п. 22 постановления N 384).
В Омской области во исполнение Указа Президента от 20 марта 2020 г. N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" с учетом вышеупомянутых Основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, принят Указ Губернатора Омской области от 9 апреля 2020 г. N 36 "О предоставлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно на территории Омской области", которым утверждены порядок и правила назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты (далее - Порядок).
В соответствии с п. 7 Порядка решение об отказе в назначении выплаты принимается в порядке, определенном Основными требованиями, в том числе, если размер среднедушевого дохода семьи превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Омской области за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты.
Согласно п. 2 Основных требований (в редакции от 29 апреля 2020 г.) ежемесячная выплата осуществляется в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.
Стороны не оспаривали, что единственным основанием, послужившим отказу в назначении выплаты, являлось именно превышение среднедушевого дохода семьи величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.
Согласно п. 21 Основных требований (в редакции от 29 апреля 2020 г.) при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются следующие виды доходов семьи, полученные в денежной форме, в том числе доходы от продажи, аренды имущества (п. "м").
На основании п, 22, 24, 26 Основных требований (в редакции от 29 апреля 2020 г.) среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 6 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.
Суммы доходов, полученных от исполнения договоров гражданско-правового характера, а также доходов от предпринимательской деятельности и от осуществления частной практики, делятся на количество месяцев, за которые они начислены, и учитываются в доходах семьи за те месяцы, которые приходятся на расчетный период.
Доходы каждого члена семьи учитываются до вычета налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о том, что истец фактически не получила дохода, поскольку на полученные от продажи квартиры деньги приобрела на эту сумму другую квартиру, были предметом правовой оценки суда апелляционной инстанции, который указал, что истец неверно применяет нормы материального права при определении суммы полученного дохода. Из п. 21 вышеупомянутых Основных требований следует, что при расчете среднедушевого дохода семьи учитывается доход от продажи имущества. Доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить (ст. 40 Налогового кодекса Российской Федерации). О.Ж.К. получила доход от продажи имущества, дальнейшие ее действия по использованию полученных денежных средств не имеют правового значения для определения ее права на получение ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет. Вопросы налогообложения, уменьшения налогооблагаемой базы, получение имущественного вычета касаются отношений в сфере налоговых правоотношений в части уплаты налогов с полученных доходов, и не могут повлечь за собой снижение суммы полученного дохода при установлении соответствующего их уровня у претендентов на получение социальной выплаты при разрешении вопросов социального обеспечения. Вопросы, связанные с исчислением совокупного дохода семьи в целях предоставления выплаты на детей, нормы Налогового кодекса Российской Федерации не регулируют.
В целом доводы кассационной жалобы направлены на несогласие с выводами судов, основаны на субъективном толковании указанных норм права, что не может повлечь отмену по существу правильного решения, поскольку нормы материального права истолкованы и применены судами правильно.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что судами не допущено нарушений норм материального права или норм процессуального права, повлиявших на исход дела, в связи с чем оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда г. Омска от 12 мая 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 13 июля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу О.Ж.К. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.