Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бойко В.Н, судей Дмитриевой О.С, Кравченко Н.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 70RS0003-01-2019-006452-28 по иску прокурора Октябрьского района г. Томска к Департаменту по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области, Областному государственному автономному учреждению "Томская областная спортивная школа олимпийского резерва" об обязании совершить действия, по кассационной жалобе Главного управления МЧС России по Томской области на решение Октябрьского районного суда г. Томска от 24 декабря 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 9 июня 2021 г, заслушав доклад судьи Кравченко Н.Н, объяснения представителя Главного управления МЧС России по Томской области Водолазова М.Н, поддержавшего доводы кассационной жалобы, прокурора Восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Еськову Ю.С. и представителей областного государственного автономного учреждения "Томская областная спортивная школа олимпийского резерва" Савельеву Ю.В, Ананьева К.В, возражавших против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор Октябрьского района г. Томска, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Департаменту по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области, Областному государственному автономному учреждению "Томская областная спортивная школа олимпийского резерва" (далее - ОГАУ ТО СШОР), в котором с учетом уточнения и частичного отказа от исковых требований просил:
обязать Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту выделить в необходимом объеме денежные средства ОГАУ ТО СШОР для устранения выявленных нарушений правил пожарной безопасности, указанных в справке Главного управления МЧС России по Томской области от 16 мая 2019 г. N в течение 6 месяцев со дня вступлении решения суда в законную силу;
обязать ОГАУ ТО СШОР в течение 6 месяцев со дня выделения денежных средств устранить выявленные нарушения правил пожарной безопасности, указанные в справке Главного управления МЧС России по Томской области от 16 мая 2019 г. N, а именно:
оборудовать здание ОГАУ ТО СШОР системой автоматического пожаротушения;
установить в здании систему оповещения и управления эвакуацией при пожаре 4-го типа и систему противодымной вытяжной вентиляции;
для здания с многосветным пространством разработать специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности устранить превышение допустимой площади этажа в пределах пожарного отсека, то есть полов, соединённых открытыми лестницами (2-го типа), привести в соответствие с нормативной площадью 4000 кв.м.;
устранить нарушение на путях эвакуации из помещений, проложенных через помещение, в котором расположена лестница 2-ого типа, не являющаяся эвакуационной; установить в помещении, в котором проложена лестница 2-го типа, не являющаяся эвакуационной, противопожарные перегородки 1-го типа, отделяющие от примыкающих к нему коридоров и других помещений;
обеспечить устройство пандусов, служащих путями эвакуации, имеющие выход наружу из здания на прилегающую территорию, для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения; оборудовать в здании зоны безопасности, в которых маломобильные группы могут находиться до прибытия спасательных подразделений;
обеспечить на лестничной клетке N с цокольного на первый этаж объемно-планировочное и конструктивное исполнение эвакуационных путей, обеспечивающих безопасную эвакуацию людей при пожаре; при высоте лестниц более 45 см имеются фактически ограждения высотой 1 м, необходимо выполнить ограждение высотой не менее 1, 2 м с перилами;
устранить в лестничных клетках открытую прокладку сильноточных кабелей; оборудовать выходы с лестничных клеток на кровлю (чердак) по лестничным маршам с площадками противопожарными дверями (выход с лестничной клетки N);
обеспечить в Венткамере (категория Г2) установку перегородки высотой до потолка; на лестничных клетках типа Н2 установить противопожарные двери 2-го типа, устранить между поручнями ограждений маршей лестниц зазор менее 75 мм, на лестничной клетке N привести ширину марша лестничной клетки в соответствие с нормативной - 1, 35 м, ввиду выступа в стене;
в помещении архива N обеспечить ширину эвакуационных выходов в соответствии с нормативной - 0, 8 м; в коридоре к выходу N обеспечить в соответствии с нормативами ширину горизонтального участка пути эвакуации - 1, 2 м, радиатор отопления разместить на высоте более 0, 5 м;
в помещении 53-конференц-зала (зал сухого плавания) обеспечить конструктивное исполнение эвакуационных путей для безопасной эвакуации людей при пожаре; заменить отделочные материалы с неустановленными показателями пожарной опасности (горючесть, воспламеняемость, дымообразующая способность, токсичность продуктов горения) (на полу размещено ковровое покрытие, линолеум);
в подсобном помещении в школе "Йоги", помещении ментальной арифметики, раздевалке помещений танцев установить системы автоматической пожарной сигнализации на объекте, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей;
обеспечить вид и способ прокладки кабельных линий и электропроводки систем противопожарной защиты (АПС, СОУЭ), сохранение работоспособности в условиях пожара в течение времени необходимого для выполнения их функций и эвакуации людей в безопасную зону; проложить кабельные линии с учетом технической документации, определяющей область ее применения и подтверждения соответствия о сохранении работоспособности кабельных линий в условиях воздействия пожара в течение времени выполнения ими своих функций и полной эвакуации людей в безопасную зону в соответствии с ГОСТ Р 53316;
привести в соответствие с нормативами расстояние между приемно-контрольными приборами при их смежном расположении - 50 мм;
вывести на пульт извещение о состоянии противопожарных клапанов при их срабатывании;
привести в соответствие укладку запаса кабеля внутри корпуса стойки прибора речевого оповещения в помещении для круглосуточного пребывания дежурного персонала;
оснастить дымовые и противопожарные клапаны дистанционно управляемыми приводами, установить дистанционный ручной привод исполнительных механизмов и устройств систем противодымной защиты здания; установить ручное управление дымовых и противопожарных клапанов;
оборудовать помещения, имеющие автоматическую пожарную сигнализацию, дистанционными устройствами для отключения вентиляции при пожаре, размещенными вне обслуживаемых ими помещений;
смонтировать автоматическую пожарную сигнализацию в здании в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке (часть 1 статья 83 Закона 123-ФЗ, пункт 61 ППР РФ), а именно в соответствии с Положительным заключением Государственной экспертизы N от 20 декабря 2010 г, выданным ОГУ "Томскгосэкспертиза" (страница 21), проектом предусматривалась защита помещений АПС на базе приемно-контрольного прибора "XLS 1000", производства "Honeywell" США.
В обоснование требований указал, что прокуратурой Октябрьского района г. Томска с привлечением специалистов Главного управления МЧС России по Томской области проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в четырех-этажном здании площадью 14403, 4 кв.м, спортивном комплексе с пятидесятиметровым бассейном, расположенным по адресу: "адрес", где осуществляет свою деятельность ОГАУ ТО СШОР, которому данный объект на основании распоряжения Администрации Томской области от 22 декабря 2011 г. N принадлежит на праве оперативного управления. В ходе проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности. Ненадлежащее соблюдение требований противопожарного законодательства создает угрозу безопасности жизни и здоровья неопределенного круга лиц, поскольку эксплуатация данного объекта (бассейна) связана с посещением его значительным количеством граждан, в том числе несовершеннолетних, а также с неоднократным проведением российских и международных соревнований по плаванию. Соответственно, выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности могут привести к необратимым трагическим последствиям, чрезвычайным ситуациям и, как следствие, к жертвам. Функции и полномочия учредителя учреждения от имени Томской области в пределах своей компетенции осуществляет Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области, который и обязан выделить в необходимом объеме денежные средства для устранения выявленных нарушений.
Решением Октябрьского районного суда г. Томска от 24 декабря 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 9 июня 2021 г, на Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области возложена обязанность до 1 января 2022 г. выделить в необходимом объеме денежные средства ОГАУ "Томская областная спортивная школа Олимпийского резерва" для проведения работ по устранению нарушений правил пожарной безопасности, указанных в справке Главного управления МЧС России по Томской области от 16 мая 2019 г. N; на ОГАУ "Томская областная спортивная школа Олимпийского резерва" возложена обязанность в течение 1 года с момента выделения необходимых денежных средств устранить нарушения правил пожарной безопасности, указанных в справке Главного управления МЧС России по Томской области от 16 мая 2019 г. N, а именно: обеспечить устройство пандусов, служащих путями эвакуации, имеющие выход наружу из здания на прилегающую территорию, для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения; оборудовать в здании зону безопасности, в которых маломобильные группы могут находиться до прибытия спасательных подразделений; устранить в лестничных клетках открытую прокладку сильноточных кабелей; оборудовать выходы с лестничных клеток на кровлю (чердак) по лестничным маршам с площадками противопожарными дверями (выход с лестничной клетки); обеспечить в Венткамере (категория Г2) установку перегородки высотой до потолка; привести в соответствие с нормативами расстояние между приемно-контрольными приборами при их смежном расположении 50 мм; в удовлетворении остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе ГУ МЧС России по Томской области ставится вопрос об отмене судебных постановлений в части отказа в удовлетворении исковых требований прокурора Октябрьского района г. Томска, как незаконных.
В письменных возражениях процессуальный истец - прокурор, участвующий в деле, ФИО8, представитель ОГАУ ТО СШОР ФИО6 просят доводы кассационной жалобы отклонить, судебные постановления оставить без изменения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений о причинах неявки не представили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, проверив законность судебных постановлений, правильность применения и толкования судом норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных постановлений, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
В соответствии с частью первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений не допущено, в связи с чем, предусмотренных законом оснований для отмены судебных постановлений не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, прокуратурой Октябрьского района г. Томска проведена проверка совместно с ГУ МЧС России по Томской области в ОГАУ ТО СШОР, в ходе которой выявлены нарушения требований пожарной безопасности, зафиксированные в том числе, в справке от 16 мая 2019 г. N.
Учредителем и собственником имущества ОГАУ ТО СШОР является Томская область, от имени которой функции и полномочия учредителя в пределах своей компетенции осуществляют Администрация Тоской области, Департамент по управлению государственной собственностью Томской области, а также Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области (п.6 Устава ОГАУ ТО СШОР).
Предметом деятельности ОГАУ ТО СШОР является выполнение работ, оказание услуг физическим и юридическим лицам, в целях обеспечения реализации, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, полномочий органов государственной власти Томской области в сфере физической культуры и спорта.
Целью деятельности учреждения является: развитие физической культуры и спорта на территории Томской области, спортивная подготовка по видам спорта, организация и обеспечение подготовки спортивного резерва спортивных сборных команд Томской области и Российской Федерации (п.20, 21 Устава).
Администрации Томской области на основании абз.3 п.2 ст.3.1 Федерального закона N137-ФЗ от 25 октября 2001 г. "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 30.04.2015 N выданного Департаментом архитектуры и градостроительства администрации г. Томска, постановления администрации г. Томска от 26 апреля 2011 г. N принадлежит на праве собственности нежилое здание- спортивный комплекс, с 50 метровым бассейном, назначение: нежилое здание, площадь 14403, 4 кв.м, количество этажей: 4, в том числе подземных: 1, по адресу: "адрес".
7 июля 2015 г. по акту приема-передачи Департамент по управлению государственной собственностью Томской области на основании распоряжения Администрации Томской области от 07 июля 2015 г. N-ра передал, а ОГАУ ТО СШОР приняло нежилое здание спортивный комплекс, с 50 метровым бассейном, расположенное по адресу: "адрес".
23 июля 2015 г. на основании распоряжения Администрации Томской области от 7 июля 2015 г. N-ра за ОГАУ ТО СШОР зарегистрировано право оперативного управления на названный объект недвижимости.
Разрешая требования и удовлетворяя иск прокурора частично, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 123.21, 123.22, 123.23 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 1, 3, 37, 38 Федерального закона от 21.12.1994 N69-ФЗ "О пожарной безопасности", статьями 2, 3, 4, 5, 6, 8, 13, 53, 78, 79, 87, 88, 132, 144 Федерального закона от 22.07.2008 N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", ст.12 Федерального закона от 30.12.2009 N384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", исходил из того, что нарушения ОГАУ ТО СШОР правил пожарной безопасности в части отсутствия пандусов, служащих путями эвакуации, имеющих выход наружу из здания на прилегающую территорию, для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения; отсутствия в здании зоны безопасности, в которой маломобильные группы могут находиться до прибытия спасательных подразделений; наличие в лестничных клетках открытой прокладки сильноточных кабелей; выходы с лестничных клеток на кровлю (чердак) не предусмотрены по лестничным маршам с площадками противопожарными дверями (выход с лестничной клетки); в Венткамере (категория Г2) не обеспечена установка перегородки высотой до потолка; расстояние между приемно-контрольными приборами при их смежном расположении составляет менее 50 мм, нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, в связи с чем на Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области возложена обязанность выделить денежные средства ОГАУ ТО СШОР для устранения этих нарушений, а на ОГАУ ТО СШОР возложена обязанность их устранить.
Судом апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы дана оценка судебному акту суда первой инстанции, который признан соответствующим нормам материального и процессуального права. Все доводы истца, в том числе и третьего лица на стороне истца, оценены судом апелляционной инстанцией с указанием мотивов принятого решения со ссылкой на исследованные судом первой инстанции доказательства.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы судов отвечают требованиям законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы кассатора о том, что судебными инстанциями дана неверная оценка представленным доказательствам, а именно отчету по оценке пожарного риска, не учтено, что он был представлен ответчиком в ходе рассмотрения спора судом, а также им не опровергнуты выявленные в ходе проверки нарушения пожарной безопасности, подлежит отклонению по следующим основаниям.
Расчет по оценке пожарного риска - это легальный документ, содержащий оценку воздействия поражающих факторов на людей и материальные ценности в случае возникновения пожарной опасности на объекте, который предусмотрен действующим законодательством, является составной частью декларации о пожарной безопасности, которая, в свою очередь, подлежит регистрации в порядке, установленном Приказом МЧС России от 24 февраля 2009 г. N.
Как следует из материалов дела, на момент проверки в отношении спорного объекта имелась декларация пожарной безопасности, зарегистрированная 8 сентября 2016 г. N- ТО-00274, приложением к которой являлся отчет по оценке пожарного риска. Мотивированного решения о несоответствии расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты предъявляемым требованиям сотрудниками федерального государственного пожарного надзора не выносилось.
Согласно отчету по оценке пожарного риска для объекта "Спортивный комплекс с 50 метровым бассейном по "адрес" в "адрес"" NРПР 006, выполненному ИП ФИО9 в 2015 году, расчетная величина пожарного риска составляет 0, 03294 *106. Рассчитанное значение не превышает нормативное значение 1*10-6, таким образом, условие безопасности выполняется.
В отчете по оценке пожарного риска для объекта "Спортивный комплекс с 50 метровым бассейном по "адрес" в "адрес". Корректировка" NРПР 011-2016, выполненным ИП ФИО9 в 2016 году, указано, что максимальная расчетная величина пожарного риска составляет 0, 04414*10?6. Рассчитанное значение не превышает нормативное значение 1*10"6, таким образом, условие безопасности выполняется.
Указанные отчеты в рамках проведенной проверки не учитывались, мотивированное решение о непринятии расчета пожарного риска не выносилось.
Согласно отчету по оценке пожарного риска РПР N на объект "Центр водных видов спорта "Звездный" по адресу: "адрес"", выполненному ИП ФИО9 в 2019 году пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Федеральным законом N-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", безопасность людей обеспечена, т.к. отсутствует риск причинения вреда (угрозы жизни и здоровью людей, пожарного риска) и расчетное время эвакуации людей не превышает необходимого времени эвакуации при пожаре.
2 декабря 2020 г. ОНД и ПР по "адрес" УНД и ПР ГУ МЧС РФ по "адрес" за N зарегистрирована декларация пожарной безопасности в отношении ОГАУ ТО СШОР, ЦВВС "Звездный", в которой указано на проведение расчета пожарного риска (отчет NРПР 19-2019).
При таких данных в соответствии с п.1 ч.1 ст.6 Закона N123-Ф3 пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
По смыслу указанной нормы, действующее законодательство под добровольностью применения сводов правил подразумевает их добровольное применение только в случае, если пожарный риск на объекте не превышает допустимых значений, установленных Техническим регламентом.
Таким образом, судебные инстанции, оценив представленные сторонами доказательства, пришли к выводу о том, что иных доказательств несоответствия исходных данных на спорном объекте данным, принятым в расчетах пожарного риска, не представлено сторонами, поэтому он подлежит учету при проверке соответствия объекта требованиям пожарной безопасности.
Решение суда соответствует требованиям части 4 статьи 67, а также положениям части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционное определение постановлено в пределах полномочий суда апелляционной инстанции, предусмотренных статьями 327.1 и 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также соответствует требованиям статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Иные доводы жалобы подразумевают несогласие стороны с выводами суда об обстоятельствах, значимых для правильного разрешения дела, направлены на переоценку доказательств и установление новых обстоятельств, что в силу статьи 379.7 ГПК РФ в компетенцию суда кассационной инстанции не входит.
Поскольку судебным инстанциями верно определены и с достаточной полнотой установлены обстоятельства, имеющие значение по делу, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, применен закон, подлежащий применению, судебные постановления являются законными и обоснованными, оснований для их отмены по доводам, изложенным в кассационной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Томска от 24 декабря 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 9 июня 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления МЧС России по Томской области без удовлетворения.
Председательствующий В.Н. Бойко
Судьи О.С. Дмитриева
Н.Н. Кравченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.