Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного
суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Кожевниковой Л.П, Латушкиной С.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N38RS0016-01-2020-000325-09 (N2-359/2020) по иску В.А.Б. к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области о признании решения об отказе в назначении пенсии досрочно незаконным
по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области на решение Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 16 сентября 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 12 июля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
В.А.Б. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Нижнеилимском районе Иркутской области (далее - УПФР в Нижнеилимском районе Иркутской области) о признании решения об отказе в назначении пенсии досрочно незаконным.
В обоснование заявленных требований указал, что 24 января 2020 г. он обратился в УПФР в Нижнеилимском районе Иркутской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 27, статьи 28.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Решением ответчика от 4 февраля 2020 г. истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее- Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ) по причине отсутствия стажа на соответствующих видах работ.
При этом в льготный стаж не включены периоды его работы с 25 апреля 1991 г. по 31 января 2017 г. в качестве электрослесаря по ремонту электрических машин в электрическом цехе ТЭЦ - 16 ПАО "Иркутскэнерго".
С учетом уточнения исковых требований просил суд признать незаконным решение ответчика от 4 февраля 2020 г. N об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости; обязать ответчика назначить страховую пенсию по старости с момента обращения, то есть с 4 февраля 2020 г, с учетом стажа на соответствующих видах работ с 25 апреля 1991 г. по 30 июня 1991 г, с 1 июля 1991 г. по 28 августа 1991 г, с 3 сентября 1991 г. по 30 марта 1993 г, с 1 апреля 1993 г. по 2 июня 1994 г, с 4 августа 1994г. по 18 мая 2000 г. в качестве электрослесаря по ремонту электрических машин 3, 4 и 5 разрядов в электрическом цехе ТЭЦ - 16 ПАО "Иркутскэнерго", с 19 мая 2000 г. по 30 июня 2001 г, с 1 июля 2001 г. по 31 июля 2001 г, с 1 августа 2001 г. по 8 августа 2001 г, с 17 августа 2001 г. по 26 сентября 2004 г. в качестве электрослесаря по ремонту электрических машин в электрическом цехе ТЭЦ -16 ОАО "Иркутскэнерго", с 27 сентября 2004 г. по 12 декабря 2005г, с 13 декабря 2005 г. по 31 января 2017 г. в качестве электромонтера по ремонту аппаратуры релейной защиты и автоматики ОАО "Иркутскэнерго".
Решением Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 16 сентября 2020 г. исковые требования удовлетворены частично, признано незаконным решение пенсионного органа от 4 февраля 2020 г. N в части не включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы В.А.Б. с 25 апреля 1991 г. по 30 июня 1991 г, с 11 июля 1991 г. по 28 августа 1991 г, с 3 сентября 1991 г. по 30 марта 1993 г, с 1 апреля 1993 г. по 2 июня 1994 г, с 4 августа 1994 г. по 18 мая 2000 г. в качестве электрослесаря по ремонту электрических машин 3, 4 и 5 разрядов в электрическом цехе ТЭЦ-16 ПАО "Иркутскэнерго", с 19 мая 2000г. по 30 июня 2001 г, с 1 июля 2001 г. по 31 июля 2001 г. в качестве электрослесаря по ремонту электрических машин 4 и 5 разрядов в электрическом цехе ТЭЦ-16 ОАО "Иркутскэнерго", с 1 августа 2001 г. по 8 августа 2001 г, 17 августа 2001 г. по 26 сентября 2004 г. в качестве электрослесаря по ремонту электрических машин 4 и 5 разрядов в электрическом цехе ТЭЦ-16 ОАО "Иркутскэнерго", с 27 сентября 2004 г. по 12 декабря 2005 г. в качестве электромонтера по ремонту аппаратуры релейной защиты и автоматики 4 разряда, с 13 декабря 2005 года по 31 декабря 2005 г, с 8 января 2006 г. по 31 декабря 2007 г, с 11 января 2008 г. по 31 декабря 2012г. в качестве электромонтера по ремонту аппаратуры релейной защиты и автоматики 5 разряда ОАО "Иркутскэнерго" - 20 лет 5 месяцев 26 дней. Суд возложил на ответчика обязанность включить указанные выше периоды работы В.А.Б. в количестве 20 лет 5 месяцев 26 дней в стаж на соответствующих видах работ и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 24 января 2020 г. В удовлетворении остальной части иска суд первой инстанции отказал.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 12 июля 2021 г. произведена замена ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнеилимском районе Иркутской области на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области (далее - ОПФР по Иркутской области).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 12 июля 2021 г. решение Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 16 сентября 2020 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, представитель ОПФР по Иркутской области ставит вопрос об отмене решения Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 16 сентября 2020 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 16 сентября 2020 г. в части удовлетворения исковых требований, как незаконных.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и кассационного представления, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы истца.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 21 января 2020 г. В.А.Б. обратился в ГУ УПФ РФ в Нижнеилимском районе Иркутской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ.
Решением УПФР в Нижнеилимском районе Иркутской области от 4 февраля 2020 г. N В.А.Б. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия стажа на соответствующих видах работ, при этом стаж на соответствующих видах работ по Списку N 2 составил 1 год 9 месяцев 20 дней, при требуемым 12 лет 6 месяцев; стаж в местности, приравненной к районам Крайнего Севера составил 28 лет 5 месяцев 3 дня, при требуемом 20 лет.; страховой стаж составил 31 год 11 месяцев 11 дней, при требуемом 25 лет.
Записями в трудовой книжке В.А.Б. подтверждается, что с 25 апреля 1991 г. по 30 марта 1993 г. он работал в качестве электрослесаря по ремонту электрических машин 3 разряда в электрическом цехе ТЭЦ-16 ПО "Иркутскэнерго" (1 год 9 месяцев 5 дней); с 1 апреля 1993 г. по 18 мая 2000 г. в качестве электрослесаря по ремонту электрических машин 4 разряда в электрическом цехе ТЭЦ-16 "Иркутскэнерго" (7 лет 1 месяц 17 дней); с 19 мая 2000 г. по 30 июня 2001 г. в качестве электрослесаря по ремонту электрических машин 4 разряда в электрическом цехе ТЭЦ-16 ОАО "Иркутскэнерго" (1 год 01 месяц 11 дней); с 1 июля 2001 г. по 31 июля 2001 г. в качестве электрослесаря по ремонту электрических машин 5 разряда в электрическом цехе ТЭЦ-16 ОАО "Иркутскэнерго" (30 дней); с 1 августа 2001 г. по 26 июня 2004 г. в качестве электрослесаря по ремонту электрооборудования электростанции 5 разряда ТЭЦ-16 ОАО "Иркутскэнерго" (3 года 1 месяц 25 дней); с 27 сентября 2004 г. по 12 декабря 2005 г. в качестве электромонтера по ремонту аппаратуры релейной защиты и автоматики 4 разряда (1 год 2 месяца 15 дней); с 13 декабря 2005 г. по 31 января 2017 г. в качестве электромонтера по ремонту аппаратуры релейной защиты и автоматики 5 разряда ОАО "Иркутскэнерго" (11 лет 18 дней).
Из материалов дела следует, что ТЭЦ-16 является филиалом ПАО "Иркутскэнерго", состоит, в том числе из котлотурбинного цеха, цеха топливоподачи, цеха химводоочистки, бойлерной. При этом из планов рабочего места электромонтера усматривается, что электрооборудование, находящееся в ведении В.А.Б, расположено во всех поименованных цехах ТЭЦ-16 ПАО "Иркутскэнерго".
В соответствии с должностной инструкцией электромонтера по ремонту электрооборудования электростанций 4 разряда электрического цеха, утвержденной 12 декабря 2005 г, электромонтер по обслуживанию электрооборудования электростанций является работником участка электрического цеха и в его зону обслуживания входит электрооборудование всех участков ТЭЦ-16.
Аналогичная должностная инструкция представлена на электромонтера по ремонту электрооборудования электростанций 5 разряда.
Из оперативных журналов электрической станции ТЭЦ-16 ОАО "Иркутскэнерго" за периоды с 23 марта 2006 г. по 27 ноября 2006 г, 21 октября 2008 г. по 18 мая 2009 г. следует, что за время своих смен В.А.Б. осуществлял осмотр, контроль и ремонт оборудования, находящегося во всех цехах ТЭЦ-16: котельном, турбинном, топливоподачи. химводоочистке.
В соответствии с картами аттестации рабочего места по условиям труда N N за 2006 год, N N за 2011 год рабочее место электромонтера отнесено к вредным условиям труда по таким производственным факторам производственной среды и производственного процесса, как шум, напряженность электрического поля.
Согласно карте N специальной оценки условий груда электромонтера электрического цеха указан код должности, имеющей право на досрочное назначение страховой пенсии.
В.А.Б. к заработной плате выплачивалась надбавка за работу во вредных условиях труда.
Из лицевых счетов усматривается, что В.А.Б. производилось начисление и, соответственно, доплата за работу во вредных условиях (код N23). Также из указанных лицевых счетов, табелей учета рабочего времени следует, что истец выполнял работу в течение полной рабочей смены.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь ч.ч. 1, 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ, Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховая пенсии по старости, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, разъяснениями Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков, производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", разъяснениями, утвержденными Постановлением Минтруда Российской Федерации от 25 февраля 1994 г. N 18 "Об утверждении разъяснения "О порядке применения Списков N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, и дополнений к этим спискам, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 9 августа 1991 года N 591", Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий", исходил из того, что истец в период с 25 апреля 1991 г. по 31 декабря 2012 г. был занят на работах с тяжелыми условиями труда, то есть на работах, соответствующих Списку N2 от 26 января 1991 года N 10, при этом работал по основному месту работы в течение полного рабочего дня.
Поскольку специальный стаж истца, с учетом засчитанных пенсионным органом периодов работы в бесспорном порядке, а также включенных судом периодов работы, составил более требуемых 12 лет 6 месяцев, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для признания за истцом права на досрочное назначение страховой пенсии и возложении на ответчика обязанности по назначению пенсии с 24 января 2020 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела правильно применили следующие нормы материального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ).
Пунктом 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Частью 2 ст. 30 названного Федерального закона установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений ст.ст. 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подп. "б" п. 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
В соответствии с разделом XIII "Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство" позиции 2140000а - 18455 Списка N2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, право на досрочное пенсионное обеспечение имеют слесари, электромонтеры, электрослесари всех наименований, занятые на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики
Пунктами 4, 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, установлено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются в календарном порядке периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными актами.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ и Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015, при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж, иные периоды, засчитываемые в страховой стаж в соответствии со ст.ст. 11, 12 данного Закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Установив, что истец в период с 25 апреля 1991 г. по 31 декабря 2012 г. был занят на работах с тяжелыми условиями труда, то есть на работах, соответствующих Списку N 2 от 26 января 1991 г. N 10, при этом работал по основному месту работы в течение полного рабочего дня, суды пришли к правильному выводу о частичном удовлетворении иска.
Доводы кассатора о том, что в выписке из индивидуального лицевого счета истца за все спорные периоды отсутствуют сведения о занятости на соответствующих видах работ, были предметом правовой оценки суда апелляционной инстанции, который на основании указанных норм права пришел к выводу о том, что неисполнение работодателем обязанности по передаче сведений в пенсионный орган, с указанием льготной кодировки, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии, не может служить препятствием к зачету указанного периода в специальный стаж истца и препятствовать реализации права на досрочную пенсию, при наличии доказательств, подтверждающих факт осуществления ремонта электрооборудования в помещениях всех цехов ТЭЦ-16 истцом в периоды с 25 апреля 1991 г. по 31 декабря 2012 г. (с исключениями) в течение полной рабочей смены.
Доводы кассатора о том, что за спорные периоды работы истца после 1 января 2013 г. отсутствует начисление страховых взносов по дополнительным тарифам и не указана льготная кодировка, в связи с чем они не подлежат включению в специальный стаж, не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, поскольку Нижнеилимский районный суд Иркутской области, разрешая настоящий спор, включил периоды работы истца в соответствующий стаж, которые ограничены именно 1 января 2013 г, что соответствует требованиям ч. 6 ст. 30 и ч. 8 ст. 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Доводы кассационной жалобы повторяют доводы апелляционной жалобы, были предметом правовой оценки суда апелляционной инстанции, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу ч. 2 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым в суде кассационной инстанции.
Кассационная жалоба истца не содержат доводов, ставящих под сомнение либо опровергающих правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, доводы жалобы по существу представляют выраженное несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций в части оценки доказательств, установленных обстоятельств дела, толкования подлежащих применению норм материального права, и в соответствии ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не могут являться основаниями для пересмотра в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных постановлений.
Нарушений норм материального права или норм процессуального права, в ходе разбирательства дела, повлиявших на исход дела судами не допущено, следует решение Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 16 сентября 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 12 июля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Нижнеилимского районного суда Иркутской области от 16 сентября 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 12 июля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.