Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Латушкиной С.Б, Новожиловой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-397/2021 (УИД: 38RS0022-01-2021-000289-09) по иску Папазян Кристины Евгеньевны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего П.Я.А, к областному государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району", Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в назначении меры социальной поддержки, обязании принять решение о назначении меры социальной поддержки, обязании выдать свидетельство на единовременную денежную выплату, по кассационным жалобам Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, областного государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району" на решение Тайшетского городского суда Иркутской области от 25 февраля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 15 июня 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Фроловой Т.В, объяснения представителя областного государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району" Маруженко Ксении Игоревны, действующей по доверенности, поддержавшей доводы кассационной жалобы, Папазян Кристины Евгеньевны, возражавшей относительно доводов кассационных жалоб, участвующих в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Папазян Кристина Евгеньевна (далее - Папазян К.Е.), действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего П.Я.А. (далее - П.Я.А.) обратилась с иском к областному государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району" (далее - ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району"), Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в назначении меры социальной поддержки, обязании принять решение о назначении меры социальной поддержки, обязании выдать свидетельство на единовременную денежную выплату.
В обоснование заявленных требований Папазян К.Е. указала, что со своей семьей: П.А.Г, П.Я.А., П.К.А. проживают по адресу: "адрес". Папазян К.Е. является собственником квартиры N указанного дома, собственниками квартиры N являются Папазян К.Е. и П.Я.А, по ? доли в праве.
Наводнение, произошедшее 29 - 30 июня 2019 г. на территории Шиткинского муниципального образования явилось причиной конструктивных повреждений дома.
На территории Шиткинского муниципального образования вводился режим чрезвычайной ситуации, дом попал в зону затопления, в связи с чем, включен в соответствующее постановление.
Ранее дом признавался подлежащим капитальному ремонту, после проведено ряд технических осмотров дома и дом признан заключением межведомственной комиссии непригодным для проживания.
Папазян К.Е. обратилась в отделение соцзащиты по Тайшетскому району с заявлением о выдаче свидетельства на единовременную денежную выплату.
Решением ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району" от 10 ноября 2020 г. Папазян К.Е. в выдаче свидетельства на единовременную денежную выплату отказано. Причиной отказа является отсутствие права на получение социальной выплаты.
С отказом ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району" Папазян К.Е. не согласна, поскольку жилое помещение пришло в негодность в результате затопления в июне 2019 г, до наводнения квартира не обследовалась, в актах межведомственной комиссии и заключениях указано, что затопление паводковыми водами усугубило общее техническое состояние несущих конструкций здания.
Папазян К.Е, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего П.Я.А., с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просила суд признать незаконным решение ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району" от 10 ноября 2020 г. N об отказе в назначении меры социальной поддержки в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области, квартир N и N д. N по ул. "адрес", возложить на ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району" обязанность принять решение о назначении меры социальной поддержки, обязать Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области выдать свидетельства на единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области.
Решением Тайшетского городского суда Иркутской области от 25 февраля 2021 г, с учетом определения этого же суда от 12 марта 2021 г..об исправлении описки, исковые требования Папазян К.Е, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего П.Я.А., удовлетворены. Признано незаконным решение ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району" от 10 ноября 2020 г..N об отказе Папазян К.Е. в назначении меры социальной поддержки "Свидетельство на единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результат паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г..на территории Иркутской области" по квартире N д. N по ул. "адрес". Признано незаконным решение ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району" от 10 ноября 2020 г..N об отказе Папазян К.Е. в назначении меры социальной поддержки "Свидетельство на единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г..на территории Иркутской области" по квартире N д. N по ул. "адрес".
На ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району" возложена обязанность принять решение о назначении Папазян К.Е. меры социальной поддержки "Свидетельство на единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г..на территории Иркутской области" по квартире N д. N по ул. "адрес"; принять решение о назначении Папазян К.Е, П.Я.А. меры социальной поддержки "Свидетельство на единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г..на территории Иркутской области" по квартире N д. N по ул. "адрес". На Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области возложена обязанность выдать Папазян К.Е. "Свидетельство на единовременную денежную выплату или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г..на территории Иркутской области" по квартире N д. N по ул. "адрес"; выдать Папазян К.Е, П.Я.А. "Свидетельство на единовременную денежную выплату или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области" по квартире N д. N по ул. "адрес".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 15 июня 2021 г. решение Тайшетского городского суда Иркутской области от 25 февраля 2021 г. оставлено без изменения.
В кассационных жалобах представителями Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области и ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району" ставится вопрос об отмене решения Тайшетского городского суда Иркутской области от 25 февраля 2021 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 15 июня 2021 г, как незаконных.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились представители ответчика Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации Шиткинского муниципального образования, сведений о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобы не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационных жалобах, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций, незаконными, исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Папазян К.Е. является собственником квартиры N дома N по ул. "адрес", собственниками квартиры N этого же дома являются Папазян К.Е. и П.Я.А.
Согласно выписке из похозяйственной книги администрации Шиткинского муниципального образования от 24 февраля 2021 г. квартиры N и N в доме N по ул. "адрес", 1987 года постройки.
По информации Шиткинского муниципального образования от 24 февраля 2021 г. до наводнения, вызванного сильными дождями в 2019 году на территории Шиткинского муниципального образования, зафиксированы факты затопления территории р.п. Шиткино в результате весеннего половодья в 2001, 2005, 2013 годах. При этом жилой дом и приусадебный участок по адресу: "адрес", не затапливался; фактов подтопления, указанного жилого дома и приусадебного участка, грунтовыми водами в период с 2001 по 2019 годы не зафиксировано.
Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N558-пп "Об установлении описания границ подтопленных (затопленных) зон чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области" жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", включен в границу зон чрезвычайной ситуации на территории Шиткинского муниципального образования.
Как следует из акта визуального осмотра, составленного 6 июля 2019 г. администрацией Шиткинского муниципального образования, фундамент дома размыт, в подполье вода.
Согласно справке, выданной 14 января 2021 г. администрацией Шиткинского муниципального образования, домовладение, расположенное по адресу: "адрес", попало в зону чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Шиткинского муниципального образования.
Из актов обследования межведомственной комиссией от 28 мая 2020 г. N и N, заключения межведомственной комиссии об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом от 28 мая 2020 г. N следует, что произошло подтопление дома N по ул. "адрес" в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области. Выявлены дефекты и повреждения: прогибы и деформации напольного покрытия, трещины и частичное осыпание, разрушение фундамента, биологическое повреждение нижнего венца стен. В подпольном пространстве повышенная влажность, продухи по периметру дома закрыты, сквозное проветривание отсутствует. Полученные повреждения привели к снижению несущей способности, но не представляли опасности разрушения, потери устойчивости или опрокидывания дома, в связи с чем, признаны пригодными для проживания и подлежащими капитальному ремонту.
Судом первой инстанции также установлено, что Папазян К.Е. получив часть выплаты на капитальный ремонт пыталась провести капитальный ремонт дома после затопления, однако, фундамент продолжал проседать, пол отходит от стен, появился большой зазор между стеной и полом, откуда постоянно дует, в доме холодно, печь, после того как они ее перебрали, не восстанавливается, покосилась, появились трещины, полы провалились.
Согласно заключению ФАУ "Роскапстрой" от 9 июля 2020 г. ограниченно-работоспособное техническое состояние жилого дома по адресу: "адрес", является следствием физического износа в результате воздействия природно-климатических факторов и жизнедеятельности человека в период эксплуатации здания. Здание имеет физический износ, морально устарело. Мероприятия по приведению жилого дома к нормативному состоянию экономически нецелесообразны, так как потребуется усиление либо полная замена несущих конструкций.
Из инженерно-технических заключений ООО " "данные изъяты"" от 13 июля 2020 г, по результатам обследования технического состояния жилого дома по адресу: "адрес", следует, что установлены повреждения фундамента, свидетельствующие об их аварийности, строительные конструкции в целом, учитывая объем и характер полученных повреждений (в результате паводка наряду с длительной эксплуатацией здания) не соответствуют требованиям к механической безопасности, при выявленных повреждениях капитальный ремонт не предусмотрен.
Из технического отчета МБУ " "данные изъяты"", составленного на основании обследования от августа 2020 г, усматривается, что строительные конструкции жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", находятся в аварийном состоянии. Существует угроза для жизни и здоровья граждан. Проведение капитального ремонта здания не представляется возможным, так как требует полной замены фундаментов здания с восстановлением несущей способности грунтов, проведение мероприятий по водопонижению и водоотведению грунтовых и талых вод с прилегающего земельного участка, замены поврежденных элементов несущих стен здания, замены перекрытий здания, что является реконструкцией и экономически не целесообразно.
30 сентября 2020 г. Папазян К.Е, действуя в своих интересах и интересах П.Я.А, обратилась в ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району" с заявлением о выдаче свидетельства на единовременную денежную выплату или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области.
Решением ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району" от 10 ноября 2020 г. N Папазян К.Е. отказано в назначении меры социальной поддержки "Свидетельство на единовременную денежную выплату или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области" по причине отсутствия права на предоставление социальной выплаты, о чем Папазян К.Е. направлено уведомление, которое ею получено 19 ноября 2020 г.
Согласно актам обследования межведомственной комиссией квартир N и N жилого дома по адресу: "адрес", от 27 октября 2020 г. N и N выявлены основания для признания жилых помещений непригодными для проживания.
Из заключения межведомственной комиссии об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом от 27 октября 2020 г. N следует, что комиссия приняла заключение о выявлении оснований для признания дома по адресу: "адрес", непригодным для проживания.
Распоряжением администрации Шиткинского муниципального образования от 12 ноября 2020 г. N жилой дом по адресу: "адрес", признан непригодным для проживания, аварийным, подлежащим сносу.
Удовлетворяя исковые требования Папазян К.Е, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего П.Я.А, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, по правилам ст. 67 ГПК РФ, в их совокупности, пришел к выводу о том, что Папазян К.Е. и П.Я.А. имеют право на меры социальной поддержки, поскольку их жилой дом утрачен в результате чрезвычайной ситуации, в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области.
При этом суд первой инстанции указав на то, что Ведомственные строительные нормы. Правила оценки физического износа жилых зданий. ВСН 53-86(р), утвержденные приказом Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР от 24 декабря 1986 г. N 446, применяемые для оценки физического износа жилых зданий, необходимой при технической инвентаризации, планировании и проектировании капитального ремонта жилищного фонда независимо от его ведомственной принадлежности, не распространяются на оценку физического износа зданий, пострадавших в результате стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций, пришел к выводу о том, что акты обследования межведомственной комиссией квартир N и N жилого дома по адресу: "адрес", от 27 октября 2020 г. N и N и заключение межведомственной комиссии об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом от 27 октября 2020 г. N не могут быть приняты, как достоверные, в части выводов о том, что затопление паводковыми водами не могло негативно повлиять на общее техническое состояние несущих конструкций жилого дома.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судов первой и апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
В соответствии п.1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"), граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 18 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Согласно подп. "л" п. 1 ст. 11 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
27 июня 2019 г. указом Губернатора Иркутской области N 134-уг на территории Иркутской области с 13 часов 00 минут 27 июня 2019 г. введен режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
Указом Президента Российской Федерации от 3 июля 2019 г. N 316 "О мерах по ликвидации последствий наводнения на территории Иркутской области" наводнение на территории Иркутской области признано чрезвычайной ситуацией федерального характера и установлен особый уровень реагирования (ч. 1). Правительству Российской Федерации поручено обеспечить выделение из федерального бюджета средств на капитальный ремонт повреждённого жилья (общая сумма выделяется на одно домовладение или квартиру) и определить порядок выделения указанных средств; а также решить вопрос о выделении гражданам, чьи жилые помещения признаны в установленном порядке непригодными для проживания в результате наводнения на территории Иркутской области, средств из федерального бюджета на строительство и (или) на приобретение нового жилья (ч. 3).
18 июля 2019 г. Постановлением Правительства Российской Федерации N 916 утверждены Правила предоставления в 2019 г. иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Иркутской области на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области.
В соответствии с подп. 1 п. 1 постановления Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп "О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки" гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области предоставляются меры социальной поддержки по обеспечению жильем виде предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Условия предоставления социальной выплаты изложены в главе 2 Положения о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Согласно подп. 1 п. 6 вышеуказанного Положения право на социальную выплату имеют граждане, являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющими в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющими в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам 11, 12 Положения о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, граждане в целях выдачи свидетельства обращается в установленным срок с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты в государственное учреждение Иркутской области, подведомственное министерству социального развития и включенное в перечень, утвержденный нормативным правовым актом указанного министерства, по месту жительства (пребывания) гражданина.
Согласно п. 16 вышеназванного Положения учреждение не позднее двух рабочих дней со дня обращения гражданина (граждан) или его (их) представителя за выдачей свидетельства обеспечивает направление запросов (межведомственных запросов) в государственные органы, органы местного самоуправления, подведомственные государственным органам и органам местного самоуправления организации в целях получения следующих документов (сведений), в том числе сведений о нахождении утраченного жилого помещения в зоне чрезвычайной ситуации, определенной решением главы муниципального образования Иркутской области, на территории которого решением главы указанного муниципального образования введен режим функционирования "Чрезвычайная ситуация"; сведений о признании жилого помещения утраченным; сведения о пригодности (непригодности) иного жилого помещения для проживания.
Таким образом, единственным основанием для получения социальной выплаты выступает наличие причинно-следственной связи между повреждением (гибелью) принадлежащего гражданину жилого помещения и затоплением (подтоплением), произошедшим в результате сильных дождей, прошедших в июне - июле 2019 года в Иркутской области.
Установив, что жилой дом, принадлежащий Папазян К.Е. и П.Я.А, утрачен в результате чрезвычайной ситуации, в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области, судебные инстанции пришли к правомерным выводам о наличии права Папазян К.Е. и П.Я.А. на меры социальной поддержки, установленные постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп "О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки".
Доводы кассационных жалоб о том, что жилой дом истцов стал непригодным для проживания не в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области, противоречат материалам гражданского дела и установленным судебными инстанциями обстоятельствам.
Выражая несогласие с судебными актами, представители Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области и ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району" приводят доводы, о том, что отсутствует совокупность условий, предусмотренных вышеприведенными нормами материального права, регулирующими спорные отношения, для получения Папазян К.Е. и П.Я.А. меры социальной поддержки в виде получения свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп "О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем", которые по существу сводятся к иному толкованию норм материального права и оспариванию установленных судебными инстанциями обстоятельств, основанных на оценке доказательств по делу, в связи с чем, не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку правом переоценки доказательств и правом устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судебными инстанциями кассационный суд общей юрисдикции в силу положений ч. 3 ст. 390 ГПК РФ не наделен.
В силу статей 67 и 327.1 ГПК РФ оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций, и иная оценка доказательств стороны спора не может послужить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке при отсутствии со стороны судов нарушений установленных процессуальным законом правил их оценки.
Доводы кассационных жалоб о том, что судом первой инстанции к участию в деле не были привлечены Министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области, Министерство строительства Российской Федерации, все члены межведомственной комиссии, принимавшие участие в проведении обследования жилого дома, ФАУ "РосКапСтрой", ООО "Центр экспертизы, оценки и консалтинга "САМПАД" не могут служить основанием для отмены судебных постановлений, принятых по данному делу, поскольку на законность принятых судебных постановлений не влияют.
Также не могут служить основанием для отмены судебных постановлений, принятых по данному делу и ссылки в кассационных жалобах на то, что Папазян К.Е. было получена социальная выплата на капитальный ремонт жилого дома, поскольку данное обстоятельство лишь подтверждает, что жилой дом, принадлежащий Папазян К.Е. и П.Я.А. пострадал в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области.
Вопреки доводам, изложенным в кассационных жалобах представителей Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области и ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району", выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела, основаны на правильном толковании нормативно-правовых актов, регулирующих спорные отношения.
Фактически приведенные в кассационных жалобах доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судебными инстанциями при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных актов, влияли на законность обжалуемых судебных постановлений, либо опровергали выводы судов.
Нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции по доводам кассационных жалоб не установлено.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационных жалоб и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Тайшетского городского суда Иркутской области от 25 февраля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 15 июня 2021 г. оставить без изменения, кассационные жалобы Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, областного государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.