Судья Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Колпакова А.В., рассмотрев без проведения судебного заседания материал N 9а-156/2021 по частной жалобе ТСЖ "Парусная 20/1" на определение Краснодарского краевого суда от 28 июня 2021г. о возвращении административного искового заявления ТСЖ "Парусная 20/1" о признании незаконным приказа РЭК - департамент цен и тарифов Краснодарского края от 20 декабря 2018 г. N 245/2018-т,
УСТАНОВИЛ:
ТСЖ "Парусная 20/1" обратилось в суд с административным иском о признании незаконным приказа РЭК - департамент цен и тарифов Краснодарского края от 20 декабря 2018 г. N 245/2018-т. "Об установлении тарифов на тепловую энергию, горячую воду" с изменениями от 18 декабря 2019 г. N 325/2019-т, от 17 июня 2020 г. N 56/2020-т, от 18 декабря 2020 г. N 357/2020-т недействующим с момента его принятия для потребителей многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес".
Определением Краснодарского краевого суда от 8 июня 2021 г. административное исковое заявление ТСЖ "Парусная 20/1" оставлено без движения, ввиду его несоответствия требованиям статей 125, 126, 209 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), с предоставлением административному истцу срока для устранения недостатков до 25 июня 2021 г.
Обжалуемым определением Краснодарского краевого суда от 28 июня 2021 г. административное исковое заявление ТСЖ "Парусная 20/1" возвращено в связи с неустранением недостатков, послуживших основанием для оставления заявления без движения.
Не согласившись с указанным определением, представитель ПАО "ТСЖ Парусная 20/1" подал частную жалобу, в которой просит определение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм процессуального права.
Автор жалобы выражает несогласие с выводом суда о необходимости предоставления представителем ТСЖ "Парусная 20/1" Сильман Г.Н. диплома о юридическом образовании. Утверждает, что в законодательстве нет прямого указания на запрет быть представителем в судах лицам, не имеющим высшего юридического образования.
Частная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания судьей единолично (части 2, 2.1. статьи 315 КАС РФ).
Проверив законность и обоснованность обжалуемого определения, правильность применения судом первой инстанции норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого определения ввиду следующего.
Статьями 125 и 209 КАС РФ установлены требования к административному исковому заявлению об оспаривании нормативного правового акта и о признании нормативного правового акта недействующим.
В административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны: сведения, предусмотренные пунктами 1, 2, 4 и 9 части 2 и частью 6 статьи 125 КАС РФ.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 125 КАС РФ в административном исковом заявлении должны быть указаны: фамилия, имя и отчество представителя, его почтовый адрес, сведения о высшем юридическом образовании, если административное исковое заявление подается представителем; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя;
К административному исковому заявлению о признании нормативного правового акта недействующим прилагаются: документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере либо право на получение льготы по уплате государственной пошлины, или ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины с приложением документов, свидетельствующих о наличии оснований для этого; документ, подтверждающий наличие высшего юридического образования или ученой степени по юридической специальности у гражданина, который является административным истцом и намерен лично вести административное дело, по которому настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя; доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя административного истца, документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования или ученой степени по юридической специальности, если административное исковое заявление подано представителем (пункты 2, 4-5 части 1 статьи 126 КАС РФ).
В соответствии с пунктами 3, 8 части 2 статьи 209 КАС РФ в административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны: наименование, номер, дата принятия оспариваемого нормативного правового акта, источник и дата его опубликования; требование о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим с указанием на несоответствие законодательству Российской Федерации всего нормативного правового акта или отдельных его положений.
В силу части 3 статьи 210 КАС РФ судья оставляет без движения административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим на основании части 1 статьи 130 настоящего Кодекса в случае несоответствия указанного заявления требованиям, установленным статьей 209 настоящего Кодекса.
Согласно 7 части 1 статьи 129, части 2 статьи 210 КАС РФ судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если не исправлены недостатки данного административного искового заявления и документов, приложенных к нему, в срок, установленный в определении об оставлении административного искового заявления без движения;
Оставляя административный иск ТСЖ "Парусная 20/1" без движения, суд первой инстанции в определении от 8 июня 2021 г. указал на допущенные административным истцом нарушения требований части 2 статьи 125, пунктов 2, 4-5 части 1 статьи 126, пунктов 3, 8 части 2 статьи 209 КАС РФ, предложил ему в срок до 25 июня 2021 г. устранить выявленные недостатки, в числе которых: отсутствие доверенности и документа, подтверждающего наличие у представителя, подписавшего исковое заявление высшего юридического образования или ученой степени по юридической специальности; отсутствие документа, подтверждающего уплату государственной пошлины; отсутствие уведомления о вручении или иных документов, подтверждающих вручение другим лицам, участвующим в деле копий административного искового заявления и приложенных к нему документов; отсутствие копии оспариваемого нормативного правового акта; неуказание источника и даты опубликования оспариваемого нормативного правового акта недействующим с указанием на несоответствие законодательству Российской Федерации всего нормативного правового акта или отдельных его положений; неуказание фамилии, имени и отчества представителя, его почтового адреса, сведений о высшем юридическом образовании, номера телефона, факта, электронной почты.
Возвращая определением от 28 июня 2021 г. административный иск, суд, руководствуясь частью 2 статьи 129 КАС РФ, исходил из того, что административным истцом не были в полном объеме устранены выявленные недостатки, указанные в определении об оставлении заявления без движения, а именно: не приложен документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования или ученой степени по юридической специальности; в административном исковом заявлении не указаны источник и дата опубликования оспариваемого нормативного правового акта, требование о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим с указанием на несоответствие законодательству Российской Федерации всего нормативного правового акта или отдельных его положений, фамилия, имя и отчество представителя, его почтовый адрес, сведения о высшем юридическом образовании, номер телефона, факса, адрес электронной почты.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда.
Из материалов дела следует, что административное исковое заявление подписано и подано представителем Сильман Г.И, действующей на основании доверенности от 1 октября 2020 г, выданной председателем правления ТСЖ "Парусная 20/1" Шмаль И.А.
Из содержания указанной доверенности следует, что ТСЖ "Парусная 20/1" в лице председателя Шмаль И.А, действующего на основании Устава, уполномочивает Сильман И.Н. представлять интересы ТСЖ "Парусная 20/1" перед физическими лицами, а также в судах общей юрисдикции при рассмотрении дел об административных правонарушениях, при рассмотрении дел о банкротстве.
Сведений в указанной доверенности о передаче Сильман И.Н. полномочий на представление интересов рассмотрение дел ТСЖ "Парусная 20/1", рассматриваемых в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации - не имеется.
Документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования, к административному иску не приложен.
Установив указанное обстоятельство, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что при подаче административного искового заявления административным истцом не соблюдены требования, установленные пунктом 5 части 1 статьи 126 КАС РФ.
Данные выводы суда, по мнению суда апелляционной инстанции, основаны на правильном применении норм процессуального права.
Доводы частной жалобы со ссылкой на положения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о том, что в законодательстве нет прямого указания на запрет быть представителем в судах лицам, не имеющим высшего юридического образования, не являются основанием для отмены принятого судом первой инстанции оспариваемого определения, поскольку основаны на неверном толковании норм права.
Из содержания административного искового заявления усматривается, что административный истец ТСЖ "Парусная 20/1" обратилось в суд с административным иском, предметом которого является оспаривание нормативного правового акта - приказа РЭК - департамент цен и тарифов Краснодарского края от 20 декабря 2018 г. N 245/2018-т, в связи с чем, данное административное исковое заявление должно соответствовать порядку, установленному Кодексом об административном судопроизводстве Российской Федерации.
Вопреки доводам частной жалобы, выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам административного дела, нормы материального и процессуального права применены верно.
Как следует из материалов дела, суд пришел к обоснованному выводу об обязанности представителя ТСЖ "Парусная 20/1" Сильман И.Н. действующего на основании доверенности, предоставить надлежащим образом оформленную доверенность и документ, подтверждающий наличие у представителя административного истца высшего юридического образования или ученой степени по юридической специальности.
Выводы суда первой инстанции о возвращении искового заявления и по тем основаниям, что истцом не были исправлены указанные в определении без движения недостатки, в числе которых - неуказание в иске источника и даты опубликования оспариваемого нормативного правового акта, а также отсутствие, с учетом оспаривания приказа РЭК (включающего в себя несколько видов тарифов), надлежащим образом сформулированного требования о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим полностью или в части, суд апелляционной инстанции также признает верными, поскольку необходимость соблюдения данных условий при предъявлении административного иска прямо указана в пунктах 3, 8 части 2 статьи 209 КАС РФ.
Учитывая изложенное, доводы частной жалобы подлежат отклонению, а судебный акт - оставлению без изменения, поскольку у судьи имелись основания, предусмотренные пунктом 7 части 1 статьи 129 и частью 2 статьи 130 КАС РФ, для возвращения административному истцу административного искового заявления и приложенных к нему документов.
Иные доводы частной жалобы также не содержат оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 315, 316 КАС РФ, суд апелляционной инстанции
определил:
определение Краснодарского краевого суда от 28 июня 2021 г. оставить без изменения, частную жалобу - без удовлетворения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.