Судья Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Рассказова Г.В., рассмотрев без проведения судебного заседания частную жалобу Романова ФИО3 на определение судьи Краснодарского краевого суда от 17 августа 2021 г. об оставлении административного искового заявления Романова ФИО4 без движения (дело М-989/2021, УИД 23OS0000-01-2021-000978-90),
УСТАНОВИЛ:
Романов Р.В. обратился в Краснодарский краевой суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на уголовное судопроизводство в разумный срок.
Определением судьи Краснодарского краевого суда от 17 августа 2021 г. административное исковое заявление оставлено без движения.
В частной жалобе Романов Р.В. просит определение суда отменить в части возложения на него обязанностей, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), указывая, что он находится в местах лишения свободы, в связи с чем не может исполнить указанные требования суда.
В соответствии с положениями части 2 статьи 315 КАС РФ дело рассмотрено судьей единолично без проведения судебного заседания. Заявленное Романовым Р.В. в частной жалобе ходатайство о рассмотрении частной жалобы с его участием судом апелляционной инстанции отклонено, поскольку предусмотренных частью 3 статьи 315 КАС РФ оснований для рассмотрения частной жалобы в судебном заседании по настоящему делу не имеется.
Изучив материалы, дела, судья апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены определения судьи первой инстанции.
Общие требования к форме, содержанию, а также прилагаемым к административному исковому заявлению документам установлены положениями статей 125 и 126 КАС РФ.
Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 126 КАС РФ предусмотрено, что к административному исковому заявлению прилагаются уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с частью 7 статьи 125 настоящего Кодекса копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют. В случае, если другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов не были направлены, в суд представляются копии заявления и документов в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц, а при необходимости также копии для прокурора.; документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере либо право на получение льготы по уплате государственной пошлины, или ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины с приложением документов, свидетельствующих о наличии оснований для этого.
Пунктом 4 части 2 статьи 252 КАС РФ предусмотрено, что в административном исковом заявлении о присуждении компенсации должны быть указаны: общая продолжительность судопроизводства по рассмотренному судом делу, исчисляемая со дня поступления заявления, искового заявления или административного искового заявления в суд первой инстанции до дня принятия последнего судебного акта по гражданскому или административному делу либо с момента начала осуществления уголовного преследования до момента прекращения уголовного преследования или вынесения обвинительного приговора, общая продолжительность применения меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество в ходе уголовного судопроизводства либо общая продолжительность производства по исполнению судебного акта.
Оставляя административное исковое заявление без движения, судья первой инстанции указал, что в нарушение требований процессуального законодательства к административному исковому заявлению не приложены копии административного иска и приложенных к нему документов для участвующих в деле лиц; иск не оплачен государственной пошлиной; в административном иске отсутствует дата начала уголовного преследования, а также отсутствуют реквизиты банковского счета, на который должны быть перечислены денежные средства, подлежащие взысканию.
Данные требования судьи соответствуют положениям закона, содержащимся в пунктах 1, 2 части 1 статьи 126 КАС РФ, пунктах 4 и 10 части 2 статьи 252 КАС РФ, в связи с чем определение судьи соответствует положениям закона.
Доводы частной жалобы о том, что в связи с нахождением в местах лишения свободы административный истец не имеет возможности изготовить копии административного иска и приложенных к нему документов для иных участников спора, не имеет возможности оплатить государственную пошлину, влечь отмену обжалуемого определения не могут.
Нахождение в местах лишения свободы не лишает административного истца возможности ручным способом (также как изготовлен текст административного иска) изготовить копии административного иска для административного ответчика (Министерства финансов Российской Федерации и территориального органа федерального казначейства, представляющего его интересы на территории субъектов российской Федерации). Из представленных материалов следует, что к административному иску иные документы приложены не были.
Административный истец на основании положений статьи 104 КАС РФ, статьи 333.41 Налогового кодекса Российской Федерации вправе ставить перед судом первой инстанции вопрос о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины, предоставив в соответствии с частью 1 статьи 62 КАС РФ доказательства отсутствия денежных средств, необходимых для ее уплаты. Судьей первой инстанции данное право в определении разъяснено. В этой связи ссылка Романова Р.В. о незаконности требований суда представить доказательства уплаты государственной пошлины, судом апелляционной инстанции отклоняется.
В силу части 1 статьи 130 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья, установив, что административное исковое заявление подано с нарушением требований статей 125 и 126 настоящего Кодекса, предъявляемых к форме и содержанию административного искового заявления и (или) приложенных к нему документов, выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения, в котором указывает основания для этого и устанавливает разумный срок для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения. Копия определения об оставлении административного искового заявления без движения направляется лицу, подавшему административное исковое заявление, не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения такого определения.
Правильно применив положения части 1 статьи 130 КАС РФ к спорным процессуальным отношениям, судья первой инстанции пришел к верному выводу о наличии оснований для оставления административного искового заявления Романова Р.В. без движения.
Таким образом, постановленное судьей первой инстанции определение об оставлении административного искового заявления без движения является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
определил:
определение судьи Краснодарского краевого суда от 17 августа 2021 г. оставить без изменения, частную жалобу - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства РФ, в течение 6 месяцев.
Судья Г.В. Рассказова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.