Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу начальника управления ветеринарии Правительства Хабаровского края Постоева Н.Б. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 40 судебного района города Советская Гавань и Советско-Гаванского района Хабаровского края от 5 февраля 2021 года и решение судьи Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 28 мая 2021 года в отношении администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка N 40 судебного района города Советская Гавань и Советско-Гаванского района Хабаровского края от 5 февраля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 28 мая 2021 года, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении юридического лица - администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 4 статьи 30.12 КоАП РФ, начальник управления ветеринарии Правительства Хабаровского края Постоев Н.Б. просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, прекратить производство по делу в связи с истечением срока давности привлечения лица к административной ответственности.
Администрация Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 КоАП РФ извещена о подаче данной жалобы, представила свои возражения.
Изучив представленные материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Согласно материалам дела по результатам проверки, проведенной 4 июня 2020 года управлением ветеринарии Правительства Хабаровского края, администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края выдано предписание N 8, согласно которому в срок до 1 декабря 2020 года и далее постоянно она обязана обеспечить реализацию отдельных государственных полномочий Хабаровского края по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев путем организации проведения мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, установленных статьей 18 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 498-ФЗ). Невыполнение органом местного самоуправления пункта 1 предписания N 8 от 4 июня 2020 года повлекло составление протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ.
Мировой судья при рассмотрении протокола об административном правонарушении пришел к выводу об отсутствии в действиях администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края состава вмененного в вину административного правонарушения, поскольку выданное предписание не содержит признаков исполнимости, не содержит указаний об устранении нарушений ветеринарного законодательства, а обязывает обеспечить реализацию переданных отдельных государственных полномочий Хабаровского края по организации проведения мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, установленных статьей 18 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ. Производство по делу прекращено в связи с отсутствием в действиях лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, состава административного правонарушения
Судья районного суда при рассмотрении жалобы должностного лица административного органа согласился с выводами мирового судьи.
Оснований для отмены вступивших в законную силу судебных актов по доводам жалобы не нахожу.
Статья 30.17 КоАП РФ содержит исчерпывающий перечень решений, которые может вынести суд при рассмотрении жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на это постановление.
По смыслу части 2 статьи 30.17 КоАП РФ изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, вступивших в законную силу, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается.
Указанная правовая позиция корреспондирует нормам статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04 января 1950 года), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Согласно выработанной Конституционным Судом Российской Федерации правовой позиции данное положение имеет общее значение и - в виде нормативной конкретизации общепризнанного принципа справедливости, направленной на поддержание правовой безопасности, определенности и стабильности, - распространяется на законодательство об административных правонарушениях.
Вместе с тем Конвенция о защите прав человека и основных свобод устанавливает в пункте 2 статьи 4 Протокола N 7 (в редакции Протокола N 11), что право не привлекаться повторно к суду или повторному наказанию не препятствует повторному рассмотрению дела в соответствии с законом соответствующего государства, если имеются сведения о новых или вновь открывшихся обстоятельствах или если в ходе предыдущего разбирательства было допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела.
Исключения из общего правила о запрете поворота к худшему допустимы лишь в качестве крайней меры, когда допущенные в предшествующем разбирательстве существенные (фундаментальные) нарушения повлияли на исход дела и неисправление судебной ошибки искажало бы саму суть правосудия.
Из дела усматривается, что предыдущими судебными инстанциями при рассмотрении данного дела об административном правонарушении существенных процессуальных нарушений не допущено, доводов об обратном жалоба не содержит, необходимый баланс конституционно защищаемых ценностей, в том числе прав и законных интересов лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и общественных интересов не нарушен.
Также следует учесть, что в соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 19.5 Кодекса, составляет 3 месяца.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим возобновление производства по делу об административном правонарушении, по истечении этого срока вопрос о виновности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может.
Исходя из взаимосвязанных положений части 2 статьи 30.17, статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ возможность правовой оценки действий администрация Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края на предмет наличия состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса, утрачена.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов по настоящему делу об административном правонарушении отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановила:
постановление мирового судьи судебного участка N 40 судебного района города Советская Гавань и Советско-Гаванского района Хабаровского края от 5 февраля 2021 года и решение судьи Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 28 мая 2021 года в отношении администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу начальника управления ветеринарии Правительства Хабаровского края Постоева Н.Б. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Е.В. Королева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.