Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г. и Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Окружной администрации города Якутска на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 12 марта 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 07 июня 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Чернова Евгения Алексеевича к Окружной администрации города Якутска, департаменту градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации города Якутска о признании уведомления незаконным и возложении обязанности восстановить нарушенное право.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Чернов Е.А. обратился в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) с вышеназванным административным исковым заявлением и просил признать незаконным уведомление департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации города Якутска от 13 ноября 2020 года N 2789 о несоответствии указанных Черновым Е.А. в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером N, расположенном по адресу: "адрес"; возложить на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть уведомление о планируемом строительстве или реконструкции заявленного объекта Чернова Е.А. от 10 ноября 2020 года N 9322-ДГ.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 12 марта 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 07 июня 2021 года, административное исковое заявление Чернова Е.А. удовлетворено в полном объёме.
20 августа 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Окружной администрации города Якутска, поданная через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) 05 августа 2021 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений.
В обоснование своей позиции кассатор сослался на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судом обстоятельствам административного дела. Так, по мнению кассатора, планируемый к строительству жилой дом, расположен на земельном участке, который находится на территории городских лесов городского округа "город Якутск", утверждённых постановлением Окружной администрации города Якутска от 11 октября 2013 года N 242-П. В силу статьи 7 Земельного кодекса РФ, статей 35-49 Градостроительного кодекса РФ строительство жилого дома на земельном участке, расположенном в зоне экологического ограничения, будет считаться осуществленным на земельном участке, не отведённом для этих целей, и вопреки правилам градостроительного зонирования. При этом, постановление Окружной администрации города Якутска от 11 октября 2013 года N 242-П "Об утверждении лесохозяйственного регламента для лесных массивов городских лесов городского округа "город Якутск", как нормативный правовой акт противоречащим федеральному законодательству и недействующим не признавался.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 06 сентября 2021 года кассационная жалоба Окружной администрации города Якутска передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции и приостановлено исполнение оспариваемых судебных актов до окончания производства в Девятом кассационном суде общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив письменные возражения представителя Чернова Е.А. - ФИО7, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Чернову Е.В. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N общая площадь 1085 кв.м, категория земель: земли населённых пунктов, виды разрешённого использования: для индивидуального жилищного строительства, адрес (местоположение): "адрес".
10 ноября 2020 года Чернов Е.В. подал в департамент градостроительства Окружной администрации города Якутска (ныне - департамент градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации города Якутска) уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, с целью строительства индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером N.
13 ноября 2020 года департаментом градостроительства Окружной администрации города Якутска Чернову Е.В. выдано Уведомление N 2789 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, в котором указано о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером N по тем основаниям, что земельный участок расположен в городских лесах городского округа "город Якутск", утвержденных постановлением Окружной администрации города Якутска от 11 октября 2013 года N 242-П, а согласно пункту 5 части 2 статьи Лесного кодекса РФ в городских лесах запрещаются строительство и эксплуатация объектов капитального строительства.
Направление застройщиком в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства в орган местного самоуправления уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства предусмотрено нормой части 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ.
Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта предельным параметрам разрешенного строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительного кодекса РФ, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, по результатам которой направляет застройщику уведомление о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта вышеперечисленным требованиям либо уведомление о их несоответствии и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (часть 7 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ).
Случаи, когда такое уведомление о несоответствии может быть направлено застройщику, исчерпывающие и определены в части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ. Так, уведомление о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве (пункт 2 части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ).
В судебном заседании установлено и подтверждается сведениями из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 01 марта 2021 года за N 07-067757, что земельный участок с кадастровым номером 14:36:106083:523 расположен в территориальной зоне Ж-2А, предназначенной для индивидуального жилищного строительства на территории города Якутска; ограничение по линии градостроительного регулирования (красные линии) соответствует, решения о резервировании земельного участка или развитии застроенных территорий не принято, по проекту планировки территории относится к объектам индивидуальной жилой застройки и территории общего пользования, проект межевания территории соответствует; зона экологического ограничения: лесохозяйственный регламент для лесных массивов городских лесов ГО "город Якутск", воздушные подходы аэродрома Якутск (ФЗ) и (ПЗЗ), шумовая зона аэропорта, охранная зона транспорта.
Согласно пункту 2 статьи 43.1 Правил землепользования и застройки городского округа "город Якутск", утверждённых решением Якутской городской Думы от 25 декабря 2013 года N 169-НПА, территориальная зона Ж-2А предназначена для индивидуального жилищного строительства на территории города Якутска, основными видами разрешенного использования в данной территориальной зоне являются: индивидуальное жилищное строительство (2.1); блокированная жилая застройка (2.3); социальное обслуживание (3.2); амбулаторно-поликлиническое обслуживание (3.4.1); дошкольное, начальное и среднее общее образование (3.5.1); амбулаторное ветеринарное обслуживание (3.10.1); спорт (5.1); обеспечение внутреннего правопорядка (8.3); ведение садоводства (13.2); земельные участки (территории) общего пользования (12.0).
Из статьи 42.6 Правил землепользования и застройки городского округа "город Якутск" следует, что городские леса на территории города Якутска выделены в территориальную зону Р-5, включенную в зоны рекреационного назначения, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также иными территориями, используемыми и предназначенными для санаторно-курортного лечения, активного и пассивного отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом. Зона городских лесов также выделена в территориальную зону Л-1 (зона городских лесов, территории занятые компактно произрастающей высокорастущей растительностью, естественных ландшафтов, естественных водоемов, сложившихся заниженных участков рельефа, служащих для сбора поверхностных вод с прилегающих земельных участков с возможностью использования под сенокошение).
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанции в судебных актах сослались на положения Градостроительного кодекса РФ, Правила землепользования и застройки городского округа "город Якутск", утверждённые решением Якутской городской Думы от 25 декабря 2013 года N 169-НПА, установили, что спорный земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-2А (зоне для индивидуального жилищного строительства), в соответствии с проектом планировки и межевания территории земельный участок также предназначен для индивидуального жилищного строительства; административными ответчиками не представлены в материалы дела доказательства отнесения испрашиваемого земельного участка к территориальной зоне Р-5 или Л-1, и пришли к обоснованному выводу, что оспариваемый отказ (уведомление) является незаконным.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе Окружной администрацией города Якутска не представлено.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судами первой и апелляционной инстанции полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, представленные сторонами доказательства по делу, в том числе заявленные требования и доводы административного истца, доводы административных ответчиков, и сделаны соответствующие мотивированные выводы.
Ссылка в кассационной жалобе на постановление Окружной администрации города Якутска от 11 октября 2013 года N 242-П "Об утверждении лесохозяйственного регламента для лесных массивов городских лесов городского округа "город Якутск", не состоятельна, поскольку лесохозяйственный регламент для лесных массивов городских лесов городского округа "город Якутск" документом градостроительного зонирования не является. Лесохозяйственный регламент принимается в соответствии с Лесным кодексом РФ, определяет порядок осуществления использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных в границах населенного пункта, обязателен для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов. То есть, лесохозяйственный регламент подлежит применению в отношении лесных массивов, расположенных на территории населенного пункта, которые документами градостроительного зонирования выделены в территориальную зону городских лесов. В данном случае земельный участок с кадастровым 14:36:106083:523 не относится к землям, на которых расположены городские леса, в соответствии с проектом планировки и межевания территории сформирован для использования под индивидуальное жилищное строительство.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Разрешая данный административный спор, суды первой и апелляционной инстанции правильно определили обстоятельства дела, характер спорных правоотношений, к которому применили нормы материального права, его регулирующие.
Все остальные доводы кассационной жалобы, аналогичны позиции и доводам Окружной администрации города Якутска в судах первой и апелляционной инстанции, а его несогласие с оценкой судами первой и апелляционной инстанции имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Принцип правовой определённости предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не является поводом для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 12 марта 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 07 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Окружной администрации города Якутска - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 12 марта 2021 года, апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 07 июня 2021 года.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу оспариваемого апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.