Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А. и Королевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу Окружной администрации города Якутска, департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 16 марта 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 09 июня 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Степановой Анисьи Михайловны к Окружной администрации города Якутска, департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска, заинтересованное лицо ТСН "Пищевик" о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, объяснения представителя Окружной администрации города Якутска и департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска ФИО7 поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Степанова А.М. обратилась в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) с вышеназванным исковым заявлением и просила признать незаконным отказ департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска от 30 декабря 2020 года N 5347-ДИЗО/20, обязать административного ответчика предварительно согласовать предоставление ей испрашиваемого земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", СОПК "Пищевик", условный номер N по проекту межевания территории СОПК "Пищевик".
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 16 марта 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 09 июня 2021 года, административные исковые требования Степановой А.М. удовлетворены частично: признан незаконным отказ департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска в предварительном согласовании предоставления Степановой А.М. земельного участка с условным номером N по проекту планировки и межевания территории СОПК "Пищевик", расположенного по адресу: "адрес", СОПК "Пищевик", для ведения садоводства, выраженный в уведомлении от 30 декабря 2020 года N 5347-ДИЗ-20; на Окружную администрацию города Якутска в лице департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца путём повторного рассмотрения, в установленные действующими нормативными правовыми актами порядке и сроки, заявления Степановой А.М. от 09 декабря 2020 года N 1294600 о предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка.
20 августа 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Окружной администрации города Якутска и департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска, поданная через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) 30 июля 2021 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений и принятии нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
В обоснование своей позиции кассаторы указали на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права. Так, по мнению кассаторов, распоряжением от 18 мая 1998 года N 45-р главы администрации города Якутска членам СОПК "Пищевик" в пожизненное наследуемое владение были выделены земельные участки. Согласно протоколу общего собрания членов СОПК "Пищевик" от 8 июня 2019 года, Степанова А.М. принята в члены кооператива. При этом, информация о предыдущем правообладателе отсутствует.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 06 сентября 2021 года кассационная жалоба Окружной администрации города Якутска и департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции посредством использования видеоконференц-связи Девятого кассационного суда общей юрисдикции и Якутского городского суда Республики Саха (Якутия), а также приостановлено исполнение решения Якутского городского суда Республики Саза (Якутия) от 16 марта 2021 года, апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 09 июня 2021 года, до окончания производства в Девятом кассационном суде общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы с использованием системы видеоконференц-связи извещены своевременно и в надлежащей форме, административный истец, представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя Окружной администрации города Якутска и департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска ФИО7, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Частью 1 статьи 36 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан и их объединений иметь частную собственность на землю.
В соответствии с пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям: земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение; по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Порядок предоставления в собственность граждан, являющихся членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, определен пунктом 2.8. статьи 3 вышеназванного Федерального закона.
В силу статьи 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса РФ.
Основания отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, указаны в пунктах 2, 6 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ.
Как установлено судами и следует из материалов дела, распоряжением первого заместителя главы администрации города Якутска от 28 февраля 1997 года N 115р-2 был зарегистрирован СОПК "Пищевик", кооперативу было выделено 75 земельных участков, из которых 63 участка были распределены между членами кооператива, остальные числились в резерве, как нераспределенные.
Распоряжением главы администрации города Якутска от 16 мая 1998 года N 45р за 63 членами СОПК "Пищевик" земельные участки закреплены на праве пожизненного наследуемого владения.
На заседании общего собрания членов СОПК "Пищевик" 08 июня 2019 года Степанова А.М. принята в члены кооператива, и ей был распределён свободный от прав третьих лиц земельный участок с условным номером " N", согласно проекта межевания территории СОПК "Пищевик", утверждённого распоряжением Окружной администрации города Якутска N1146 от 13 июня 2018 года.
09 декабря 2020 года от Степановой А.М. в адрес департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска поступило заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка с условным номером " N", расположенного по адресу: "адрес", СОПК "Пищевик", для ведения садоводства.
Решением департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска, изложенным в письме от 30 декабря 2020 года за N 5347-ДИЗО/20, Степановой А.М. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка с условным номером " N", расположенного по адресу: "адрес", СОПК "Пищевик", для ведения садоводства, по тем основаниям, что в протоколе решение общего собрания членов кооператива о распределении земельных участков между членами кооператива отсутствует информация о предыдущем правообладателе спорного земельного участка, а между тем распоряжением главы администрации города Якутска от 16 мая 1998 года N 45р земельные участки на праве пожизненного наследуемого владения закреплены за членами кооператива.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанций, сослались на положения Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", Федерального закона от 25 октября 2001 года N137 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", и пришли к обоснованному выводу о незаконности оспариваемых действий органа местного самоуправления, поскольку Степанова А.М, как член действующего ТСН (ранее - СОПК) "Пищевик", которому был предоставлен земельный участок из земель, предоставленных данному кооперативу, вправе приобрести право собственности на данный земельный участок. При этом, доказательств принадлежности испрашиваемого земельного участка ранее иному члену кооператива в материалах административного дела нет.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе, Окружной администрацией города Якутска и департаментом имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска не представлено.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Все доводы кассационной жалобы, аналогичны позиции и доводам административных ответчиков в суде первой и апелляционной инстанций, несогласие с оценкой судами имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Принцип правовой определённости предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не является поводом для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 16 марта 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 09 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Окружной администрации города Якутска и департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 16 марта 2021 года, апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 09 июня 2021 года.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.