Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Зайцевой О.А. и Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Титарева Александра Анатольевича на решение Железнодорожного районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 01 апреля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Титарева Александра Анатольевича к Государственному учреждению - Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Титарев А.А. обратился в Железнодорожный районный суд города Хабаровска Хабаровского края с вышеназванным административным исковым заявлением и просил признать незаконным бездействие Государственного учреждения - Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее - ГУ - Хабаровское РО ФСС РФ), выразившееся в нерассмотрении его заявления о назначении страховых выплат, возложить на административного ответчика обязанность вынести решение по заявлению, указав в обоснование, что 11 января 2021 года им административному ответчику было направлено заявление о назначении пособия с необходимым пакетом документов, которое было получено 20 января 2021 года и до настоящего времени не рассмотрено, что нарушает его законные права и интересы.
Решением Железнодорожного районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 01 апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 02 июля 2021 года, в удовлетворении административных требований Титарева А.А. отказано.
06 сентября 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Титарева А.А, поданная через Железнодорожный районный суд города Хабаровска Хабаровского края 24 августа 2021 года (сдана в организацию почтовой связи), в которой ставится вопрос об отмене состоявшегося по делу решения суда первой инстанции и принятии нового решения об удовлетворении административных исковых требований Титарева А.А. в полном объёме.
В обоснование своей позиции кассатор сослался на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права. Так, по мнению кассатора, размер ежемесячной страховой выплаты должен быть назначен как доля среднего месячного заработка застрахованного, а в январе 2021 года он (Титарев А.А.) предоставил административному ответчику программу реабилитации, в которой определена степень утраты трудоспособности. Однако, до настоящего времени страховая выплата не назначена. Бездействие должностных лиц административного ответчика приводит к тому, что он не получает пособие по случаю трудовой травмы с декабря 2020 года. Кроме этого, судом первой инстанции была оглашена резолютивная часть об удовлетворении административных исковых требований, что должно быть подтверждено аудиопротоколом судебного заседания.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 24 сентября 2021 года кассационная жалоба Титарева А.А. передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
При этом, в соответствии с пунктом 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2020 года N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", судебная коллегия суда кассационной инстанции полагает необходимым проверить также законность и обоснованность апелляционного определения, которым решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 11 декабря 2020 года в адрес ГУ - Хабаровское РО ФСС РФ поступило заявление Титарева А.А. от 10 декабря 2020 года о назначении страховых выплат, к которому были приложены: копия паспорта Титарева А.А, копия апелляционного определения Верховного Суда Республики Татарстан от 01 октября 2020 года по делу N 33-116689/2020, которым установлен факт несчастного случая на производстве, произошедшего с Титаревым А.А. при исполнении им трудовых обязанностей в ФИО6
В письме ГУ - Хабаровское РО ФСС РФ от 14 декабря 2020 года за N12-05/07-613с Титареву А.А. был разъяснен порядок назначения страховых выплат, предусмотренный действующим законодательством и в телефоном сообщении указано на необходимость предоставления заключения медико-социальной экспертизы о степени утраты профессиональной трудоспособности застрахованным. Указанное заключение было получено административным истцом и представлено административному ответчику.
ГУ - Хабаровское РО ФСС РФ в адрес страхователя ФИО6 были направлены запросы о предоставлении в адрес Регионального отделения документов: 08 февраля 2021 года за N 12-04/07-596 для проведения экспертизы несчастного случая, произошедшего с Титаревым А.А.; 26 февраля 2021 года за N 12-04/07-1078 о предоставлении справки (иного документа) о заработке Титарева А.А.
Письмами от 25 января 2021 года за N 12-05/07-223л, от 26 февраля 2021 года за N 12/04-07-1078, от 01 марта 2021 года за N 12-05/07-234у ГУ - Хабаровское РО ФСС РФ уведомило Титарева А.А. о проводимой работе со страхователем, с целью принятия решения о назначении ему страховых выплат.
На момент рассмотрения настоящего административного дела в судах первой и апелляционной инстанции, запрашиваемые у страхователя ФИО6 документы, для принятия решения о назначении Титареву А.А. страховых выплат, в адрес ГУ - Хабаровское РО ФСС РФ не поступили.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей (часть 2 статьи 7), каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (часть 1 статьи 41), каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39).
В целях гарантированности конституционных прав граждан и реализации основных принципов правового регулирования труда принят Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ), согласно которому обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования.
Одним из видов обеспечения по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ являются ежемесячные страховые выплаты застрахованному.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ ежемесячные страховые выплаты назначаются и выплачиваются застрахованному, если по заключению учреждения медико-социальной экспертизы результатом наступления страхового случая стала утрата им профессиональной трудоспособности.
Порядок назначения и выплаты обеспечения по страхованию урегулирован положениями статьи 15 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ, а также подробно действия страховщика определены Административным регламентом Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по назначению обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в виде единовременной и (или) ежемесячной страховых выплат застрахованному либо лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае его смерти, утверждённым приказом ФСС РФ от 20 мая 2019 года N 262 (далее - Административный регламент).
Результатом предоставления государственной услуги является назначение единовременной и (или) ежемесячной страховых выплат (пункт 12 Административного регламента).
Назначение (отказ в назначении) единовременной и (или) ежемесячной страховых выплат осуществляется заявителям, указанным в подпункте "а" пункта 3 настоящего Регламента, - не позднее десяти дней со дня поступления в территориальный орган Фонда заявления о назначении единовременной и (или) ежемесячной страховых выплат, форма которого предусмотрена приложением к настоящему Регламенту (далее - заявление), и всех оригиналов документов (их копий), необходимых для предоставления государственной услуги (подпункт "а" пункта 13 Административного регламента).
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанции, принимая оспариваемые судебные акты, сослались на положения Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях", Административный регламент Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по назначению обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в виде единовременной и (или) ежемесячной страховых выплат застрахованному либо лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае его смерти, утверждённый приказом ФСС РФ от 20 мая 2019 года N 262, установили, что по заявлению Титарева А.А. Государственным учреждением - Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования РФ ведётся работа, истребуются документы, и пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для признания оспариваемого бездействия незаконным.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе Титаревым А.А. не представлено.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судами первой и апелляционной инстанции применено соответствующее законодательство, исследованы обстоятельства дела и все представленные сторонами доказательства по делу, а также все заявленные требования и доводы административного истца, доводы административного ответчика, и сделаны соответствующие мотивированные выводы.
Довод кассационной жалобы о том, что бездействие должностных лиц административного ответчика по назначению страховой выплаты приводит к тому, что он не получает пособие по случаю трудовой травмы с декабря 2020 года, является неправомерным, поскольку установленный законом срок для принятия решения о назначении страховой выплаты исчисляется именно с даты поступления страхователю всех необходимых документов, которые по запросам в адрес страховщика не поступили
Вопреки доводам кассационной жалобы, из аудиопротокола судебного заседания от 01 апреля 2021 года, прослушанного судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, следует, что при оглашении резолютивной части решения судьёй Железнодорожного районного суда города Хабаровска Хабаровского края оюъявлено об отказе в удовлетворении исковых требований Титарева А.А.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Разрешая данный административный спор, суды правильно определили обстоятельства дела, характер спорных правоотношений, к которому применили нормы материального права, его регулирующие.
Все доводы кассационной жалобы, аналогичны позиции и доводам Титарева А.А. и его представителя в суде первой инстанции и в апелляционной жалобе, а их несогласие с оценкой судами первой и апелляционной инстанции имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Принцип правовой определённости предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не является поводом для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Железнодорожного районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 01 апреля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 02 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Титарева Александра Анатольевича - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.