Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Ровенко П.А, Зайцевой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление исполняющего обязанности Амурского бассейнового природоохранного прокурора Абросимова А.А. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 20 июля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора к администрации рабочего посёлка (посёлка городского типа) Ерофей Павлович о признании бездействия незаконным и о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав объяснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Плетнёвой С.Н, поддержавшей доводы кассационного представления, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Сковородинского районного суда Амурской области от 26 апреля 2021 года удовлетворено административное исковое заявление Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора, поданное в интересах неопределённого круга лиц, к администрации рабочего посёлка (посёлка городского типа) Ерофей Павлович (далее - Администрация): признано незаконным бездействие Администрации, выразившееся в непринятии мер по обустройству площадки для складирования снега, сбор которого производится с территории муниципального образования рабочий посёлок (посёлок городского типа) Ерофей Павлович, водонепроницаемым покрытием и обваловке сплошным земляным валом; на Администрацию возложена обязанность обустроить площадку для складирования снега, сбор которого производится с территории муниципального образования рабочий посёлок (посёлок городского типа) Ерофей Павлович, водонепроницаемым покрытием и обваловать сплошным земляным валом в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 20 июля 2021 года решение Сковородинского районного суда Амурской области от 26 апреля 2021 года отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора.
13 сентября 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступило кассационное представление исполняющего обязанности Амурского бассейнового природоохранного прокурора Абросимова А.А, поданное 29 августа 2021 года через Сковородинский районный суд Амурской области, в котором ставится вопрос об отмене апелляционного определения в связи с допущенными судом апелляционной инстанции нарушениями норм материального и процессуального права, а также об оставлении в силе решения суда первой инстанции.
Помимо прокурора, иные участвующие в деле лица, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационного представления, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационное представление в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела судом апелляционной инстанции были допущены такого рода нарушения.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно положениям пунктов 18 и 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твёрдых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.
Из содержания пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ) следует, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации; запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Пунктом 34 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 3 (далее - СанПиН 2.1.3684-21), предусмотрено, что собранный хозяйствующими субъектами, осуществляющими вывоз снега, снег должен складироваться на площадках с водонепроницаемым покрытием и обвалованных сплошным земляным валом или вывозиться на снегоплавильные установки; не допускается размещение собранного снега и льда на детских игровых и спортивных площадках, в зонах рекреационного назначения, на поверхности ледяного покрова водоёмов и водосборных территориях, а также в радиусе 50 метров от источников нецентрализованного водоснабжения.
Утверждение правил благоустройства территории муниципального образования относится к компетенции представительного органа муниципального образования (пункт 11 части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Пунктами 1 и 10 части 2 статьи 45.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ установлено, что правила благоустройства территории муниципального образования могут, в числе прочих, регулировать вопросы: содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; уборки территории муниципального образования, в том числе в зимний период.
Согласно частям 1 и 6 статьи 37 Устава муниципального образования рабочий посёлок (посёлок городского типа) Ерофей Павлович, принятого решением Ерофей Павловичевского поселкового Совета народных депутатов Сковородинского района от 7 февраля 2006 года N 14 (далее - Устав), Администрация является исполнительно-распорядительным органом рабочего посёлка (посёлка городского типа) Ерофей Павлович, который осуществляет функции и полномочия, возложенные на него федеральным законодательством, законодательством Амурской области, Уставом и иными нормативными правовыми актами.
Правила благоустройства территории населённых пунктов муниципального образования рабочий посёлок (посёлок городского типа) Ерофей Павлович, утверждённые решением Ерофей Павловичевского поселкового Совета народных депутатов Сковородинского района от 27 сентября 2017 года N 120 (далее - Правила благоустройства), в пункте 2.18 предусматривают, что под "уборкой территории" понимается вид деятельности, связанный со сбором, вывозом в специально отведённые места отходов производства и потребления, другого мусора, снега, а также иные мероприятия, направленные на обеспечение экологической и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охрану окружающей среды.
Уборка территории в осенне-зимний период предусматривает одновременную уборку и вывоз снега, льда и мусора (пункт 8.2 Правил благоустройства), при этом такой вывоз должен осуществляться в соответствии с установленными законодательством требованиями к сбору и вывозу отходов (пункт 8.8 Правил благоустройства).
Пункты 9.1 и 9.2 Правил благоустройства предусматривают, что организация сезонной уборки и регулярной уборки, а также санитарной очистки территорий общего пользования осуществляется Администрацией.
Как следует из материалов административного дела, в ходе проверки, проведённой Благовещенской межрайонной природоохранной прокуратурой, установлено, что Администрацией в качестве места складирования отходов зимней уборки (снега и льда до их естественного таяния) определена территория поселковой свалки, расположенная на 2 км. подъездной дороги в рабочий посёлок (посёлок городского типа) Ерофей Павлович в пределах границ земельного участка с кадастровым номером N, площадью 30000 кв. м.; категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; вид разрешённого использования: под размещение свалки твёрдых бытовых отходов.
Земельный участок с кадастровым номером N находится в собственности Сковородинского муниципального района Амурской области, о чём в Едином государственном реестре недвижимости 15 марта 2011 года сделана регистрационная запись N.
По делу также установлено, что данный земельный участок в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, на территории Амурской области на период 2019 - 2030 годов, утверждённой приказом Министерства природных ресурсов Амурской области от 15 января 2021 года N 05-ОД, включён в перечень планируемых мест накопления отходов (мусороперегрузочных станций), при этом он не имеет площадок с водонепроницаемым покрытием, обвалованных сплошным земляным валом, как того требует пункт 34 СанПиН 2.1.3684-21.
Признавая незаконным обжалуемое прокурором бездействие Администрации по непринятию мер по обустройству площадки для складирования снега, сбор которого производится с территории рабочего посёлка (посёлка городского типа) Ерофей Павлович, с водонепроницаемым покрытием и обваловкой сплошным земляным валом, а также возлагая на административного ответчика обязанность обустроить такую площадку в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, Сковородинский районный суд Амурской области, проанализировав положения Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ, Правил благоустройства, пришёл к выводу, что Администрацией не исполнена обязанность по оборудованию на территории муниципального образования рабочий посёлок (посёлок городского типа) Ерофей Павлович специальной площадки для складирования снега, соответствующей требованиям пункта 34 СанПиН 2.1.3684-21, что создаёт угрозу загрязнения опасными веществами окружающей среды и угрозу нарушения прав неопределённого круга лиц на благоприятные и безопасные условия проживания.
Отменяя решение Сковородинского районного суда Амурской области и принимая по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований, судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда указала в апелляционном определении, что, поскольку земельный участок с кадастровым номером N, на который складируются отходы от зимней уборки рабочего посёлка (посёлка городского типа) Ерофей Павлович, находится в собственности Сковородинского муниципального района Амурской области, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения требований природоохранного прокурора к Администрации.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции не учёл, что нахождение указанного выше земельного участка не в собственности муниципального образования рабочий посёлок (посёлок городского типа) Ерофей Павлович, не свидетельствует о том, что Администрация вправе организовать складирование убранного в осенне-зимний период с территории посёлка городского типа снега на непредусмотренную для такой цели площадку.
Напротив, из системного анализа положений пунктов 18 и 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ, пунктов 1 и 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ, статьи 37 Устава, 2.18, 8.2, 8.8, 9.1 и 9.2 Правил благоустройства следует, что уборка и вывоз снега в осенне-зимний период должны организовываться Администрацией в соответствии с установленными законодательством требованиями, включая и требования действующего законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и охране окружающей среды.
Таким образом, Администрация должна принимать меры к созданию (обустройству) площадки для складирования снега, сбор которого производится с территории посёлка городского типа, соответствующей требованиям пункта 34 СанПиН 2.1.3684-21. В то же время, каких-либо доказательств принятия данных мер со стороны административного ответчика в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия суда кассационной инстанции считает верным решение суда первой инстанции, признавшее соответствующее бездействие Администрации незаконным.
В свою очередь, допущенные судом апелляционной инстанции нарушения при применении норм материального права повлекли принятие незаконного судебного акта.
В силу положений пункта 4 части 1 статьи 329 КАС РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, вправе оставить в силе один из принятых по административному делу судебных актов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 20 июля 2021 года отменить.
Оставить в силе решение Сковородинского районного суда Амурской области от 26 апреля 2021 года.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.