Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Ровенко П.А, Зайцевой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Окружной администрации города Якутска, Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации города Якутска на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 26 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 23 июня 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Подгорного А. Л. к Окружной администрации города Якутска, Департаменту градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации города Якутска, Управлению архитектуры и градостроительной политики Окружной администрации города Якутска о признании бездействия и решений незаконными.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав объяснения представителя Окружной администрации города Якутска, Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации города Якутска Кривогорницына А.П, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения относительно кассационной жалобы представителя Подгорного А.Л. - Михайловой Т.С, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 26 марта 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 23 июня 2021 года, удовлетворено административное исковое заявление Подгорного А.Л. к Окружной администрации города Якутска (далее - Администрация), Департаменту градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации города Якутска (далее - Департамент), Управлению архитектуры и градостроительной политики Окружной администрации города Якутска (далее - Управление): признаны незаконными решения Комиссии по внесению изменений в Правила землепользования и застройки городского округа "город Якутск" (далее - Комиссия) от 20 марта 2020 года и от 18 февраля 2021 года о приостановлении рассмотрения заявления административного истца об изменении территориальной зоны "Л-1" на территориальную зону "ОД-3В" от 9 декабря 2019 года с уточнениями от 6 марта 2020 года и 16 марта 2020 года; на Администрацию возложена обязанность возобновить рассмотрение заявления Подгорного А.Л. об изменении территориальной зоны "Л-1" на территориальную зону "ОД-ЗВ" от 9 декабря 2019 года; с Администрации в пользу Подгорного А.Л. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 900 рублей.
14 сентября 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Администрации и Департамента, поданная 1 сентября 2021 года через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия), в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения по мотиву их незаконности и необоснованности, а также о принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Подгорный А.Л, представитель Управления, а также заинтересованное лицо - Подгорная Е.С, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, а также о проведении судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 26 марта 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 23 июня 2021 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом не установлено.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания пункта 2 части 2 и пункта 5 части 3 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов; предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки направляются, в том числе, физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
Комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки в течение двадцати пяти дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации (часть 4 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В свою очередь, глава местной администрации с учётом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение двадцати пяти дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям; проект о внесении изменений в правила землепользования и застройки (после проведения по нему общественных обсуждений или публичных слушаний) направляется в представительный орган местного самоуправления для его рассмотрения на заседании указанного органа (части 5, 5.1 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Распоряжением Администрации от 17 ноября 2020 года N 1801р "О комиссии по внесению изменений в Правила землепользования и застройки городского округа "город Якутск", утверждён состав Комиссии, а также Положение о комиссии по внесению изменений в правила землепользования и застройки городского округа "город Якутск" (далее - Положение).
Пункт 3.1 Положения предусматривает, что Комиссия уполномочена рассматривать предложения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки, составлять заключение по итогам рассмотрения таких предложений.
Этапы работы комиссии, определённые пунктом 5.2 Положения, состоят из: приёма заявлений по внесению изменений в Правила землепользования и застройки; подготовки к заседанию Комиссии; проведения заседания Комиссии; подготовки заключения Комиссии; подготовки и оформления проекта распоряжения о назначении публичных слушаний; проведения публичных слушаний; подготовки протокола и заключения публичных слушаний; подготовки проектов распоряжений; направления протокола, заключения, проекта распоряжения публичных слушаний для рассмотрения главе городского округа "город Якутск".
Действовавшее ранее Положение о комиссии по внесению изменений в правила землепользования и застройки городского округа "город Якутск" и по предоставлению разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, предоставлению разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства на территории городского округа "город Якутск", утверждённое распоряжением Администрации от 17 марта 2016 года N 393р, в пунктах 3.1 и 5.2 содержало аналогичные правовые нормы.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, Подгорному А.Л. и Подгорной Е.С. на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, площадью 989 кв. м, категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: "адрес" (Якутия), "адрес", о чём в Едином государственном реестре недвижимости 15 апреля 2013 года сделана регистрационная запись N.
Согласно карте градостроительного зонирования городского округа "город Якутск", включённой в Правила землепользования и застройки городского округа "город Якутск", принятые решением Якутской городской Думы от 25 декабря 2013 года N, указанный земельный участок располагается в территориальной зоне естественных ландшафтов (Л-1), то есть в зоне территорий, занятых компактно произрастающей высокорастущей растительностью; естественных ландшафтов; естественных водоемов; сложившихся заниженных участков рельефа, служащих для сбора поверхностных вод с прилегающих территорий и предотвращающих затопление и подтопление прилегающих земельных участков
9 декабря 2019 года Подгорный А.Л. обратился с заявлением в Управление, в котором просил изменить в отношении земельного участка с кадастровым номером N территориальную зону его расположения (зона естественных ландшафтов (Л-1)) на территориальную общественно-деловую зону (ОД), которая, по его мнению, соответствовала Генеральному плану городского округа "город Якутск".
Позже, 6 марта 2020 года административный истец дополнительно уточнил название территориальной зоны, которую он просит установить для принадлежащего ему земельного участка: "ОД-3В" - общественно-деловая зона для размещения специализированных общественно-деловых объектов, преимущественно объектов торговли и предпринимательской деятельности.
20 марта 2020 года на заседании Комиссии принято решение, оформленное протоколом N ПЗЗ/03/20-20, о приостановлении рассмотрения заявления административного истца в связи с необходимостью Управлению муниципального контроля Администрации провести обследование земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" (Якутия), "адрес", а также в целях уточнения вида территориальной зоны для земельного участка с кадастровым номером N.
2 ноября 2020 года Подгорный А.Л. обратился в Управление по вопросу возобновления рассмотрения его заявления об изменении территориальной зоны принадлежащего ему земельного участка.
Заключением Комиссии от 18 февраля 2021 года N ПЗЗ/02/18-21 рассмотрение заявления административного истца было приостановлено в связи с необходимостью производства Управлением муниципального контроля Администрации осмотра земельного участка.
Признавая указанные выше решения Комиссии от 20 марта 2020 года и от 18 февраля 2021 года незаконными и возлагая на Администрацию обязанность возобновить рассмотрение заявление административного истца от 9 декабря 2019 года об изменении территориальной зоны, Якутский городской суд Республики Саха (Якутия), с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия), указал в решении, что действующее законодательство не предусматривает возможности приостановления рассмотрения заявления (предложения) заинтересованного лица о внесении изменений в Правила землепользования и застройки; в данном случае Комиссия была обязана в установленных срок подготовить заключение, в котором должны были содержаться рекомендации о внесении в соответствии с поступившим от Подгорного А.Г. предложением изменений в Правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения (с указанием причин отклонения), а также направить это заключение главе местной администрации.
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает соответствующий вывод, положенный в основу решения и апелляционного определения, верным, вытекающим из буквального толкования положений частей 2, 3 и 4 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Вопреки доводам кассационной жалобы, то обстоятельство, что по результатам осмотра, проведённого Управлением муниципального контроля Администрации, установлено самовольное занятие административным истцом прилегающей к земельному участку с кадастровым номером N территории площадью 2179, 98 кв. м, а также то, что Администрация подала в суд исковое заявление к Подгорному А.Л. об освобождении самовольно занятой территории, не имеют правового значения для разрешения настоящего административного дела, поскольку предложения административного истца о внесении изменения в правила землепользования и застройки касались только земельного участка с кадастровым номером N, и данные предложения должны были быть рассмотрены в установленном законом порядке и сроки.
Ссылки в кассационной жалобе на то, что нахождение земельного участка, принадлежащего административному истцу, в территориальной зоне естественных ландшафтов (Л-1) действующему градостроительному законодательству не противоречит, прав и законных интересов Подгорного А.Л. не нарушает, не принимаются судебной коллегией суда кассационной инстанции в связи с тем, что предметом административного спора в данном случае является оценка законности решения о приостановлении рассмотрения заявления (предложения) административного истца о внесении в правила землепользования и застройки, а не вопрос законности отнесения земельного участка с кадастровым номером N к соответствующей территориальной зоне.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а выводы нижестоящих судов основаны на правильном применении норм материального и процессуального права. Предусмотренных статьёй 328 КАС РФ оснований для отмены либо изменения принятых по делу решения и апелляционного определения по доводам кассационной жалобы не имеется.
Исходя из разъяснений, приведённых в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 года N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", в кассационном определении должен разрешаться вопрос об отмене приостановления исполнения судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 26 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 23 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Окружной администрации города Якутска, Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации города Якутска - без удовлетворения.
Приостановление исполнения вступившего в законную силу решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 26 марта 2021 года отменить.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.