Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Ровенко П.А, Зайцевой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Краснояров И.А. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 8 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 5 июля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Краснояров И.А. к департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска о признании решения незаконным и о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 8 апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 5 июля 2021 года, отказано в удовлетворении административного искового заявления Красноярова И.А. к департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (далее - Департамент) о признании незаконным решения от 29 января 2021 N об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" (Якутия), "адрес", под обслуживание автотранспорта для использования под гаражный бокс N с кадастровым номером N; о возложении на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление административного истца о предварительном согласовании предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства; о взыскании судебных расходов по уплате государственной пошлины.
21 сентября 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Красноярова И.А, поданная 10 сентября 2021 года через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия), в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения в связи с несоответствием выводов судов обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права, а также о направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Участвующие в деле лица, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 8 апреля 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 5 июля 2021 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что, если иное не установлено данной статьёй или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьёй 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них осуществляется без проведения торгов.
Подпункт 2 пункта 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что процедура предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", включает в себя подачу в уполномоченный орган заинтересованным гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В силу пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации; земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации; земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
В свою очередь, к числу оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов пункт 6 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации относит случай, когда: указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Как следует из материалов настоящего административного дела, Краснояров И.А. является собственником нежилого помещения - гаражного бокса с кадастровым номером N, площадью 22 кв. м, расположенного по адресу: "адрес" (Якутия), "адрес", пом. N, о чём в Едином государственном реестре недвижимости 8 декабря 2020 года сделана регистрационная запись N.
Распоряжением Окружной администрации города Якутска от 14 июня 2016 года N 991р "Об утверждении проекта планировки и межевания территории квартала "24+ПКиО+135" городского округа "город Якутск" (далее - Проект планировки и межевания территории) утверждена документация по планировке территории для части городского округа "город Якутск", включающей в себя, в том числе, кадастровый квартал 14:36:104028.
25 декабря 2020 года административный истец обратился в Окружную администрацию города Якутска с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность за плату без проведения торгов земельного участка площадью 30 кв. м. под принадлежащим ему гаражным боксом, приложив к данному заявлению схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории.
Письмом от 29 января 2021 года N 302-ДИЗО/21 за подписью и.о. начальника Департамента Попова И.П. в удовлетворении заявления Красноярова И.А. было отказано со ссылкой на пункт 6 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку испрашиваемый к образованию и предварительному согласованию предоставления в собственность земельный участок пересекает ограничительные линии градостроительного регулирования (красные линии), вследствие чего его часть относится к землям общего пользования, которые не подлежат приватизации.
Разрешая административный спор, суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав положения Земельного кодекса Российской Федерации и Градостроительного кодекса Российской Федерации, оценив содержание представленных в материалы дела сведений из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 12 января 2021 года N, включая картографические материалы и чертежи Проекта планировки и межевания территории, согласно которым испрашиваемый административным истцом земельный участок находится в границах красных линий, пришли к обоснованному выводу о том, что у Департамента не имелось предусмотренных законом оснований для предварительного согласования предоставления данного земельного участка в собственность, поскольку этот земельный участок в соответствии с документацией по планировке территории частично расположен в пределах территории общего пользования.
Соответствующие выводы нижестоящих судов, по мнению судебной коллегии суда кассационной инстанции, являются мотивированными, основаны как на положениях действующего законодательства, так и на надлежащей оценке имеющихся в материалах дела доказательств, осуществлённой по правилам статьи 84 КАС РФ, и сомнений не вызывают.
К документации по планировке территории пункты 1 и 2 части 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации относят проект планировки территории и проект межевания территории.
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации основная часть проекта планировки территории включает, в числе прочего, чертёж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии. Кроме того, красные линии и линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений отображаются на чертежах проекта межевания территории (пункты 2 и 3 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Под "красными линиями" понимаются линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории (пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В свою очередь, территориями общего пользования (в том числе площадями, улицами, проездами, набережными, береговыми полосами водных объектов общего пользования, скверами, бульварами) вправе беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (пункт 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 8 статьи 27 и пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлен запрет на приватизацию земельных участков общего пользования (в границах территорий общего пользования), то есть такие земельные участки не могут передаваться в частную собственность.
Доводы кассационной жалобы о том, что испрашиваемый к образованию и предварительному согласованию предоставления в собственность земельный участок находится в пределах территории, на которой расположен гаражно-строительный потребительский кооператив "КИНО", и которая отводилась для строительства гаражей до утверждения Проекта планировки и межевания территории, не опровергают верных выводов судов о том, что при принятии решения по вопросу предварительного согласования предоставления земельного участка в собственность административный ответчик должен был руководствоваться документацией по планировке территории, которая действует на момент рассмотрения поступившего заявления и принятия по нему решения.
В данном случае Краснояров И.А. вправе обратиться в уполномоченный орган как с заявлением о предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду, так и с заявлением о внесении изменений в Проект планировки и межевания территории.
Несогласие административного истца с оценкой представленных Департаментом доказательств нахождения земельного участка в границах красных линий, не может являться основанием для удовлетворения кассационной жалобы, поскольку в силу части 3 статьи 329 КАС РФ суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия по переоценке установленных нижестоящими судами фактических обстоятельств дела и представленных участвующими в деле лицами доказательств.
В связи с тем, что отмена или изменение судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции возможны лишь в случаях, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ, доводы кассационной жалобы не могут служить основанием для отмены принятых по делу решения суда первой инстанции и апелляционного определения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 8 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 5 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Краснояров И.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.