Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Соловьевой О.В.
судей Старовойт Р.К, Власенко И.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Марьина Алексея Викторовича к администрации города Комсомольска-на-Амуре, КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре" о возложении обязанности, признании жилого дома непригодным для проживания, признании права на получение мер социальной поддержки, по кассационной жалобе Марьина Алексея Викторовича
на решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре от 3 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 30 марта 2021 года
Заслушав доклад судьи Старовойт Р.К, пояснения представителя Марьина А.В. Зайцева С.В, представителя администрации г. Комсомольска-на-Амуре Глобиной Н.А, принимавших участие в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи, обеспечиваемой Центральным районным судом г. Комсомольска-на-Амуре, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Марьин А.В. обратился в суд с иском к администрации г. Комсомольска-на-Амуре, КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре" о признании незаконными отказов администрации г. Комсомольска-на-Амуре в составлении заключения межведомственной комиссии созданной органом местного самоуправления о признании жилого помещения непригодным для проживания по факту чрезвычайной ситуации, вызванной паводком в 2019 году от 06.11.2019 г. N1-1-37/14964, от 15.01.2020 г. N1-1-30/271, от 25.02.2020 N1-1-31/2144, от 10.03.2020 N1-1-37/2742; возложении обязанности составить заключение; признании жилого дома по адресу: "адрес" непригодным для проживания в результате паводка 2019 г.; признании права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 16.10.2019 N1327 и Постановлением Правительства Хабаровского края от 26.10.2019 N440-пр в виде выдачи жилищного сертификата на приобретение другого жилого помещения.
В обоснование иска указал, что является собственником жилого дома по адресу: "адрес", который в 2019 году попал в зону затопления, пострадал в результате паводка, в результате стал непригоден для проживания. Полагает, что имеет право на меры социальной поддержки, однако администрация города отказывает ему в составлении заключения межведомственной комиссии, считает данные отказы не законными.
Решением Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 3 декабря 2020 года Марьину А.В. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 30 марта 2021 года решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 3 декабря 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Марьин А.В. просит отменить постановления суда первой и апелляционной инстанции, указывает, что после паводка в 2013 году дом был частично восстановлен и в момент паводка в 2019 году находился в стадии текущего ремонта. Для его восстановления были приобретены строительные материалы. Дом был пригоден для проживания. После повторного повреждения дома в результате паводка в 2019 году, истец своевременно обратился за получением жилищного сертификата. Суд необоснованно отказал в допросе свидетелей, лишив истца возможности предоставить доказательства по делу. Вместе с тем, судом ошибочно приняты во внимание результаты обследования дома МУП ПИ "Комсомольскгорпроект", так как данное обследование проводилось в конце 2019 года и не отражает состояние дома, предшествующее паводку.
Министерство социальной защиты населения Хабаровского края и Правительством Хабаровского края представлены возражения на кассационную жалобу, в которых представитель выражает несогласие с доводами кассационной жалобы, просит оставить судебные акты первой и апелляционной инстанции без изменения.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель ответчика администрации г. Комсомольска-наАмуре в судебном заседании полагал принятые по делу судебные постановления законными и обоснованными.
Истец, представители КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре", Министерства социальной защиты населения Хабаровского края и Правительством Хабаровского края в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились. В материалах дела имеются уведомления о надлежащем извещении, судебная коллегия в соответствии с ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Согласно ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, руководствуясь положениями Федерального закона от 02.05.2006 N50-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ", Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N3-ФКЗ "О чрезвычайном положении", Федерального закона Российской Федерации "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 6 ст. 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов РФ на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2019 N1327, Постановлением Правительства Хабаровского края от 26.10.2019 N440-пр "О предоставлении мер социальной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле-августе 2019 г..на территории Хабаровского края", Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", исходил из того, что обращения истца рассмотрены в соответствии с требованиями закона, ответы по существу заданных вопросов направлены в установленный срок.
Спорный дом, принадлежащий на праве собственности Марьину А.В. был признан заключением городской межведомственной комиссии N1417 от 25.12.2015 г..непригодным для проживания в результате ЧС, вызванной паводком 2013 г, истец правом на получением мер социальной поддержки не воспользовался. На момент начала паводка 2019 г..спорный дом восстановлен (реконструирован либо вновь построен) не был. Непригодность для проживания и эксплуатации спорного дома не находится в причинно-следственной связи с чрезвычайной ситуацией, вызванной паводком, произошедшим в июле-августе 2019г. на территории г..Комсомольска-на-Амуре.
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда согласилась с выводами суда первой инстанции, указав, что у межведомственной комиссии отсутствовала необходимость повторного обследования жилого помещения и составления заключения в связи с затоплением в результате паводка в 2019 г, поскольку на основании акта обследования помещения N224 от 23.12.2015 спорный жилой дом, принадлежащий на праве собственности истцу заключением межведомственной комиссии N1417 от 25.12.2015 уже был признан не пригодным для проживания и не подлежащим восстановлению, что также подтверждено исследованными в ходе судебного заседания заключениями ООО "Инспект +" от 26.10.2015, от 20.02.2020 N018-20, актом визуального обследования, пострадавшего в результате ЧС в 2019 г. N510 от 27.12.2019 жилого дома по "адрес" и сообщением МУП ПИ "Комсомольскгорпроект" от 10.01.2020. Доказательств, подтверждающих, что указанный дом после паводка 2013г. был частично восстановлен или реконструирован истцом и стал пригоден для проживания, материалы дела не содержат.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что основания для отмены судебных постановлений отсутствуют.
Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Распоряжением Правительства Хабаровского края от 29.07.2019 N623-рп "О введении режима чрезвычайной ситуации" с 29 июля 2019 года для органов управления и сил Хабаровской территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Хабаровского края введен режим чрезвычайной ситуации регионального характера в границах городских округов "Город Хабаровск", "Город Комсомольск-на-Амуре", Амурского, Бикинского, Ванинского, Верхнебуреинского, Вяземского, имени Лазо, имени Полины Осипенко, Комсомольского, Нанайского, Николаевского, Советско-Гаванского, Солнечного, Тугуро-Чумиканского, Ульчского, Хабаровского муниципальных районов Хабаровского края режим чрезвычайной ситуации регионального характера (далее - ЧС).
В соответствии с постановлением администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 01.08.2019 N 1688-па "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" в целях предупреждения чрезвычайной ситуации, связанной с поднятием уровня воды в р. Амур до критических отметок, минимизации возможного ущерба, а также ликвидации последствий паводка с 01.08.2019г. на территории г. Комсомольск-на-Амуре был введен режим ЧС.
Постановлением администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 23.08.2019 N 1826-па "Об определении границ зоны чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" определены границы зоны ЧС на территории городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре".
В целях реализации мер социальной поддержки в виде предоставления выплаты на строительство или приобретение жилых помещений взамен утраченного гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле - августе 2019 года на территории края, постановлением Правительства края от 26.10.2019 N 440-пр утвержден Порядок предоставления выплат на приобретение или строительство жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле - августе 2019г. на территории Хабаровского края, определяющий механизм предоставления мер социальной поддержки в виде предоставления выплаты на строительство или приобретение жилых помещений взамен утраченного гражданам, пострадавшим в результате ЧС, вызванной паводком, произошедшим в июле - августе 2019 г. на территории Хабаровского края.
Из пункта 1.1 Порядка следует, что необходимость предоставления мер поддержки обусловлена ЧС, вызванной паводком, произошедшим в июле - августе 2019 г. на территории края.
Источником финансового обеспечения выплат являются средства бюджетов бюджетной системы РФ: краевого бюджета, федерального бюджета, предоставляемые из резервного фонда Правительства РФ бюджету края в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 16.10.2019 N 2436-р "О выделении в 2019 году Минстрою России бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации в целях предоставления иных межбюджетных трансфертов бюджетам Амурской области, Хабаровского края и Еврейской автономной области"(пункт 4 Постановления N 440-пр).
В соответствии с подпунктом 11 пункта 2.2 Порядка (в редакции, действовавшей на момент обращение истца в КГКУ "Центр социальной поддержки населения") к числу необходимых документов отнесено заключение межведомственной комиссии, созданной органом местного самоуправления, о признании жилого помещения, непригодным для проживания.
Из вышеприведенных правовых положений следует, что в целях получения меры социальной поддержки в результате чрезвычайной ситуации 2019 года признание жилого помещения непригодным для проживания должно иметь причинно-следственную связь с чрезвычайной ситуацией 2019 года.
Судом установлено, что Марьин А.В. с 27.10.2008г. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: "адрес".
Указанный жилой дом попал в зону чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в августе-октябре 2019 г. на территории Хабаровского края (справка администрации г. Комсомольска-на-Амуре (л.д.7).
Согласно ответам администрации г. Комсомольска-на-Амуре от "данные изъяты", Марьину А.В. отказано в проведении повторного обследования объекта недвижимости, в связи с имеющемся Постановлением администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 31.12.2015 г. N4050-па о признании индивидуального жилого "адрес" в "адрес" непригодным для проживания, не подлежащим восстановлению. Разрешение на строительство нового объекта, либо реконструкцию существующего объекта на земельном участке, не выдавалось.
Согласно акту обследования помещения N от 23.12.2015г. и заключения N от 25.12.2019г. выявлены основания для признания жилого дома, расположенного в "адрес" непригодным для постоянного проживания и не подлежащим восстановлению.
Уведомлением NZ28_2020-01-24_7 от 30.01.2020г. Марьину А.В. отказано во включении в список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате ЧС природного и техногенного характера на территории Хабаровского края в период с июля по сентябрь 2019 г.
Правильно применив положения нормативных актов, регулирующих спорное правоотношение, верно установив, имеющие значение для дела обстоятельства, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, обоснованно указал, что одним из документов, обосновывающих выделение бюджетных ассигнований на меры социальной поддержки в виде предоставления выплаты на строительство или приобретение жилых помещений является предоставляемое заявителем заключение межведомственной комиссии, созданной органом местного самоуправления о признании жилого помещения непригодным для проживания в период ЧС 2019 года, вместе с тем у межведомственной комиссии отсутствовала необходимость повторного обследования жилого помещения и составления заключения в связи с затоплением в результате паводка в 2019 г, поскольку на основании акта обследования помещения N224 от 23.12.2015 г. спорный жилой дом, принадлежащий на праве собственности истцу заключением межведомственной комиссии N1417 от 25.12.2015 г. уже был признан не пригодным для проживания и не подлежащим восстановлению, доказательств, подтверждающих, что указанный дом после паводка 2013г. был частично восстановлен или реконструирован истцом и стал пригоден для проживания, материалы дела не содержат.
Отклоняя доводы истца, исходя из требований ст. 60 ГПК РФ, суд верно указал, что факт реконструкции дома и проведения капитального ремонта дома, возведение нового дома показаниями свидетелей и документами о приобретении строительных материалов не доказывается, а акт обследования дома, проведенный МУП ПИ "Комсомольскгорпроект" от 27.12.2019г. исследован в совокупности с другими доказательствами по делу. Поскольку дом, принадлежащий Марьину А.В. признан не пригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком в 2013 г, а наводнение в 2019г. лишь еще больше ухудшило состояние дома и без того не пригодного к проживанию и восстановлению, основания для проведения повторной оценки соответствия недвижимого имущества не имелось.
При указанных обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для признания за истцом права на получение социальной выплаты в соответствии с Правилами N1327 и Порядком N440 при отсутствии документа, подтверждающего повреждение жилого дома в результате паводка, произошедшего в июле-августе 2019г. в Хабаровском крае. Не обращение истца после паводка 2013 года соответствующим заявлением в КГКУ "Центр социальной поддержки населения по г.Комсомольску-на-Амуре" на получение государственной поддержки в связи с утратой жилого дома не является основанием для удовлетворения исковых требований.
Кассационная жалоба истца не содержит ссылок на новые, не установленные судом первой и апелляционной инстанции, нуждающиеся в дополнительном исследовании имеющие значение для дела обстоятельства, которые могли повлиять на выводы судебной коллегии.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанции не допущено существенного нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесения незаконного судебного постановления, содержащиеся в решении суда и апелляционном определении выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для отмены оспариваемых судебных постановлений и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре от 3 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 30 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Марьина Алексея Викторовича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.