Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Соловьевой О.В.
судей Старовойт Р.К, Власенко И.Г.
с участием прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Царевой М.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Магадана в интересах Журавлевой Татьяны Михайловны к публичному акционерному обществу энергетики и электрификации "Магаданэнерго", обществу с ограниченной ответственностью "Жилсервис-Центр" об освобождении от оплаты услуг горячего водоснабжения, возложении обязанности произвести перерасчет платы за услугу, солидарном взыскании штрафных санкций за нарушение прав потребителя, компенсации морального вреда, расходов на приобретение лекарственных средств, судебных расходов, по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис-Центр"
на решение Магаданского городского суда Магаданской области от 31 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 21 апреля 2021 года
Заслушав доклад судьи Старовойт Р.К, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Магадана, действуя в интересах Журавлевой Т.М, обратился в суд с иском ПАО "Магаданэнерго", ООО "Жилсервис-Центр" (управляющая компания) об освобождении потребителя от оплаты услуг горячего водоснабжения, возложении обязанности произвести перерасчет платы за услуги горячего водоснабжения путем исключения начислений, солидарном взыскании c ответчиков штрафных санкций за нарушение прав потребителя, компенсации морального вреда, расходов на приобретение лекарственных средств, судебных расходов.
В обоснование исковых требований прокурор указал, что Журавлева Т.М. обратилась в прокуратуру по факту длительного предоставление ей некачественной коммунальной услуги горячего водоснабжения при пользовании жилым помещением по адресу: "адрес", которое находится в ее собственности.
ООО "Жилсервис-Центр" является управляющей организацией по отношению к данному дому. Услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению оказывает ПАО "Магаданэнерго" в соответствии с договором теплоснабжения и поставки горячей воды от 1 августа 2016 года. Начисление платы осуществляет ПАО "Магаданэнерго", при этом ответственность за надлежащее качество предоставляемых коммунальных услуг перед потребителями несет управляющая организация.
Экспертными заключениями ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Магаданской области" N 993 от 14 августа 2019 года и ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Магаданской области" от 5 и 17 декабря 2019 года, 2 апреля 2020 года подтверждается, что горячая вода централизованных систем питьевого водоснабжения в "адрес" в "адрес" не соответствует предъявляемым требованиям, из чего следует, что Журавлева Т.М. в период времени с августа 2019 года по март 2020 года услуги горячего водоснабжения получала ненадлежащего качества, по этой причине оплату за услуги на общую сумму 5 916, 88 рублей не осуществляла.
ПАО "Магаданэнерго" на основании заявления Журавлевой Т.М. перерасчет не произвело, что является основанием для взыскания штрафных санкций в размере 50% в соответствие с частью 6 статьи 13 Закона РФ "О защите прав потребителей".
Просил освободить Журавлеву Т.М. от оплаты услуг горячего водоснабжения, оказанных по адресу: "адрес" период с августа 2019 года по апрель 2020 года;
обязать ПАО "Магаданэнерго" произвести перерасчет платы за услуги горячего водоснабжения, оказанные по адресу: "адрес" период: август 2019 - апрель 2020 года;
взыскать солидарно с ПАО "Магаданэнерго" и ООО "Жилсервис-Центр" в пользу Журавлевой Т.М. штраф за нарушение прав потребителя в размере 2 958, 44 рублей, компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей, расходы на приобретение лекарственных средств в размере 722, 22 рублей, почтовые расходы в размере 86, 05 рублей, а всего 53 767, 16 рублей.
Решением Магаданского городского суда Магаданской области от 31 июля 2020 года, с учетом определения об исправлении описки от 20 августа 2020 года, исковые требования удовлетворены частично.
Журавлева Т.М. освобождена от оплаты коммунальной услуги горячего водоснабжения, предоставленной по адресу: "адрес" период с 7 августа по 10 декабря 2019 года, с 25 марта по 30 апреля 2020 года.
С ООО "Жилсервис-Центр" в пользу Журавлевой Т.М. взыскана компенсация морального вреда в размере 20 000 руб, штраф за нарушение прав потребителя в сумме 10 000 руб, а всего 30 000 руб.
На ПАО "Магаданэнерго" возложена обязанность произвести перерасчет платы за услуги горячего водоснабжения ненадлежащего качества, начисленной Журавлевой Т.М. за период с 7 августа 2019 года по 13 августа 2019 года в размере 166 руб. 83 коп.
С ПАО "Магаданэнерго" в пользу Журавлевой Т.М. взыскана компенсация морального вреда в размере 10 000 руб, штраф за нарушение прав потребителя в сумме 6 525 руб. 30 коп, судебные расходы в размере 86 руб. 50 коп, а всего 16 611 руб. 80 коп.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
С ООО "Жилсервис-Центр" в доход бюджета муниципального образования "Город Магадан" взыскана государственная пошлина 300 рублей, с ПАО "Магаданэнерго" в доход бюджета муниципального образования "Город Магадан" взыскана государственная пошлина 900 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 21 апреля 2021 года решение Магаданского городского суда Магаданской области от 31 июля 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Жилсервис-Центр" просит отменить постановления суда первой и апелляционной инстанции, полагая, что судами допущены нарушения норм материального и процессуального права, неверно определены существенные обстоятельства дела. Указывает, что в соответствии с положениями ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1"О защите прав потребителей" моральный вред подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Полагает, что выводы суда о возложении на управляющую компанию ответственности за отклонение качества горячей воды от нормативной не обоснованы, так как исследования воды в месте поставки горячей воды в распределительную сеть и на границе раздела эксплуатационной ответственности управляющей компании и собственника квартиры не проводились. Указывает, что результаты проверки органа государственного жилищного надзора подтверждают позицию ООО "Жилсервис-Центр" об отсутствии вины управляющей компании в поставке коммунального ресурса ненадлежащего качества. Выражает сомнения по соблюдению требований отбора проб, транспортировке и хранению материала в целях проведения экспертизы горячей воды, поставляемой потребителю, в связи с чем полагает, что суд при принятии решение не мог руководствоваться экспертным заключением от 14.08.2019 N 993 ФБУЗ "Центра гигиены и эпидемиологии в Магаданской области". Также указывает, что изменение размера платы в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 342 производится в случае отклонения от требования СанПин 2.1.4.2496-09, вместе с тем, исследования на соответствие или несоответствие горячей воды указанным требованиям, не проводились.
В письменных возражениях на кассационные жалобы прокурор Магаданской области полагал принятые по делу судебные постановления законными и обоснованными.
Прокурор в судебном заседании полагал принятые судебные постановления законными и обоснованными, кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Стороны в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились. В материалах дела имеются уведомления о надлежащем извещении, судебная коллегия в соответствии с ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Согласно ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела не допущено.
В силу п.1 ст. 24 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" организация, осуществляющая горячее водоснабжение с использованием централизованных и нецентрализованных (автономных) систем горячего водоснабжения, обязана подавать абонентам горячую воду, соответствующую установленным требованиям.
В соответствии с п. 1 и 2 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.
В статье 19 указанного Федерального закона определены санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
Так, питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Соблюдение санитарных правил в силу п. 3 ст. 39 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07 апреля 2009 г. N 20 утверждены СанПиН 2.1.4.2496-09 (вместе с "СанПиН 2.1.4.2496-09. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы)" (далее по тексту - СанПиН 2.1.4.2496-09).
Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения (п. 1.2. СанПиН 2.1.4.2496-09).
В силу пункта 1.3 СанПиН 2.1.4.2496-09 данные правила распространяются на централизованное горячее водоснабжение при закрытых и открытых системах теплоснабжения, на системы теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения, а также автономные системы горячего водоснабжения на объектах повышенного эпидемического риска (лечебные, школьные, дошкольные учреждения и др.).
Пунктом 2.2. СанПиН 2.1.4.2496-09 предусматривается, что горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26 сентября 2001 г. N 24 "О введении в действие Санитарных правил" утверждены СанПиН 2.1.4.1074-01. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" (далее СанПиН 2.1.4.1074-01).
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" (далее - Санитарные правила) устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест (далее - системы водоснабжения) (п. 1.1. СанПиН 2.1.4.1074-01).
Согласно п. 1.3, 1.4 1.3 СанПиН 2.1.4.1074-01 санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Санитарные правила применяются в отношении воды, подаваемой системами водоснабжения и предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях, для использования в процессах переработки продовольственного сырья и производства пищевых продуктов, их хранения и торговли, а также для производства продукции, требующей применения воды питьевого качества.
Требования настоящих Санитарных правил должны выполняться при эксплуатации систем водоснабжения (п. 2.1. СанПиН 2.1.4.1074-01).
В подп. "д" п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N 354 установлено, что условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является, в том числе качество предоставляемых коммунальных услуг, которое должно соответствовать требованиям, приведенным в приложении N1 к настоящим Правилам.
Потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества и требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении (подп. "а" и "д" п. 33 Правил).
Судом установлено, что Журавлева Т.М. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес"А "адрес".
На основании решения общего собрания от 30 июня 2006 г. собственниками помещений многоквартирного "адрес" по "адрес" в "адрес" выбран способ управления многоквартирным домом: управления управляющей организацией, ООО "Жилсервис-Центр" выбрана управляющей организацией.
Частью 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем).
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем (ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ)
Подпунктом "а" п. 9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 31.07.2021) установлено, что условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются: в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества или кооператива с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом.
При этом управляющая организация не вправе отказаться от включения в заключаемый с ней договор управления многоквартирным домом условий о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг.
Предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров (п. 13 Правил).
Согласно подп. "а", "б", "в" п. 31 Правил исполнитель обязан в том числе предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям, за исключением случаев, указанных в пункте 17 настоящих Правил; самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, если иное не установлено в соответствии с пунктом 21 настоящих Правил, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "б", "г" - "ж" пункта 17 настоящих Правил.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 г. N 22 приобретение управляющей организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом, коммунальных ресурсов для последующего предоставления коммунальных услуг потребителям осуществляется на основании соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией (часть 6.2 статьи 155, часть 12 статьи 161 ЖК РФ).
Обязанность поставлять коммунальные услуги холодного и горячего водоснабжения надлежащего качества собственникам квартир многоквартирного дома лежит на управляющей организации, осуществляющей управление многоквартирным домом.
По договору теплоснабжения и поставки горячей воды N24т5004/30/01 от 01 августа 2016 г. (Том N1 л.д. 95-106), заключенному между ПАО "Магаданэнерго" (Единая теплоснабжающая организация) и ООО "Жилсервис-Центр" (Исполнитель), единая теплоснабжающая организация обязуется подавать исполнителю через присоединенную сеть теплосетевой организации на границе балансовой принадлежности тепловую энергию и теплоноситель, для целей обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальные услуги, а также коммунальные услуги, потребленной на общедомовые нужды, а исполнитель обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию и теплоноситель в объёме, сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором, соблюдать режим их потребления а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей и равность используемых им приборов и оборудования (п. 1.1 Договора теплоснабжении).
Согласно п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" (далее по тексту Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 N 22) при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, наниматели (собственники) имеют право на уменьшение размера платы за коммунальные услуги (вплоть до полного освобождения), которое производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 157 ЖК РФ).
Разрешая исковые требования к управляющей организации, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в отношениях с жильцами "адрес" "адрес" в "адрес" ООО "Жилсервис-Центр" является исполнителем коммунальной услуги горячего водоснабжения и, исходя из положений статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации данное лицо с момента заключения договора управления многоквартирным домом несет ответственность перед потребителями за предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества. Установив, что качество поставляемого в квартиру истца коммунального ресурса в заявленный период не соответствовало требованиям СанПина 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", о ненадлежащем качестве горячей воды исполнитель был своевременно информирован истцом, однако мер к выяснению причин нарушения качества услуги не принял, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами права, ст. 15, ч.6 ст.13 Закона РФ "О защите прав потребителей", а также требованиями п.п. "а" и "г" п. 149, п. 150 Правил предоставления коммунальных услуг, пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований, взыскав с ООО "Жилсервис-Центр" в пользу истца компенсацию морального вреда, штраф.
Судебная коллегия Амурского областного суда, проверяя решение суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы ООО "Жилсервис-Центр", согласилась с выводами суда первой инстанции, указала, что материалами дела подтверждается, что качество поставляемого в квартиру Журавлевой Т.М. коммунального ресурса (горячей воды), не соответствует требованиям пункта 3.5 СанПина 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения".
В соответствии с пунктами 104, 108, 110 указанных Правил исполнитель коммунальной услуги, получив информацию о предоставлении услуги ненадлежащего качества, обязан незамедлительно принять меры к выяснению причин нарушения качества, а тот факт, что управляющая организация делегировала ПАО "Магаданэнерго" полномочия по начислению и сбору платежей за горячую воду, в силу приведенных норм права и условий договора теплоснабжения и поставки горячей воды от 1 августа 2016 года, не освобождает управляющую организацию от обязанности по установлению причин нарушения качества предоставляемого ресурса.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что основания для отмены судебных постановлений отсутствуют.
Выводы судов основаны на материалах дела, из которых следует, что Журавлева Т.М. 6 сентября 2019 года направила в адрес руководителя ООО "Жилсервис-Центр" заявление, в котором сообщила о том, что предоставляемая услуга горячего водоснабжения не соответствует санитарным требованиям, и ее качество на протяжении трех лет ухудшается, несмотря на замену ввода в дом.
Из адресованного Журавлевой Т.М. ответа ООО "Жилсервис-Центр" от 4 октября 2020 года N 350 следует, что управляющая организация, сослалась на проведение плановых ремонтных работ МУП г. Магадана "Магадантеплосеть" и посоветовала обратиться в ПАО "Магаданэнерго" для произведения перерасчета (том 3 л.д. 27, 28).
При таких обстоятельствах судебные инстанции пришли к правильному выводу, что управляющая организация предусмотренных разделом Х Правил предоставления коммунальных услуг действий не предприняло, проверку указанного потребителем факта не инициировала, соответствующий акт не составила, отбор проб не организовала, экспертизу не провела, причину ухудшения качества предоставляемой услуги не выяснило.
Согласно подпунктам "а" и "г" пункта 149 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг и за моральный вред (физические или нравственные страдания), причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителей, предусмотренных жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами.
В силу пункта 150 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность освобождается от ответственности за нарушение качества предоставления коммунальных услуг, если докажет, что такое нарушение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине потребителя. К обстоятельствам непреодолимой силы не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств.
В пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 года N 22 дано разъяснение, что на отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, использующим жилые помещения для проживания, распространяется Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" в части, не урегулированной специальными законами.
В пункте 21 указанного постановления Пленума Верховного Суда РФ N 22 указано, что в случае предоставления потребителю коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, потребитель вправе потребовать от лица, виновного в неоказании услуг или в нарушении непрерывности предоставления и (или) качества коммунальных услуг, возмещения убытков, уплаты неустойки, денежной компенсации морального вреда и штрафа в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" (часть 4 статьи 157 ЖК РФ и пункт 150 Правил предоставления коммунальных услуг).
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, о наличии правовых и фактических оснований для взыскания с управляющей организации в пользу потребителя компенсации морального вреда и штрафа, является обоснованным.
Доводы кассационной жалобы представителя ООО "Жилсервис-Центр" повторяют позицию ответчика, выраженную в суде первой инстанции и в апелляционной жалобе. Указанные доводы были предметом исследования суда и получили в решении соответствующую правовую оценку, не согласиться с которой судебная коллегия оснований не находит.
Так выводы суда основаны на исследованных по правилам ст. 67 ГПК РФ экспертном заключении по результатам лабораторных исследований от 14 августа 2019 г. ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Магаданской области" и экспертном заключении по результатам лабораторных исследований от 02 апреля 2020 г. ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Магаданской области", которыми подтверждено, что качество горячей воды не соответствует п. 8.1.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы"), согласно которым соединение сетей питьевого водопровода с сетями водопроводов, подающих воду непитьевого качества, не допускается. Качество водопроводной воды должно соответствовать гигиеническим требованиям к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения.
Отклоняя доводы ответчика о несоблюдении ГОСТов при отборе пробы воды и проведении исследований, на нарушения сроков исследования проб воды, суд первой инстанции, правильно применив п. 1 и 3 ст. 42 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", положения Порядка организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, утвержденного приказом Роспотребнадзора N 224 от 19 июля 2007 г, подробно проанализировав решении приведенные нормативные акты, пришел к обоснованному выводу, что при отборе проб горячей воды по адресу: "адрес"А, образцы проб были кодированы и промаркированы, составлены акты отбора проб, протоколы исследования, в которых отражены сведения о дате и времени отбора проб, цели исследования воды, объеме пробы, таре, в которую отбиралась проба, указаны место отбора, условия транспортировки, имеется ссылка на методику отбора, при этом указанные обстоятельства подтвердили опрошенные в судебном заседании специалисты Степанюк А.В, Нестерович Т.П.
Кассационная жалоба представителя ООО "Жилсервис-Центр" не содержит ссылок на новые, не установленные судом первой и апелляционной инстанции, нуждающиеся в дополнительном исследовании имеющие значение для дела обстоятельства, которые могли повлиять на выводы судебной коллегии.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанции не допущено существенного нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесения незаконного судебного постановления, содержащиеся в решении суда и апелляционном определении выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для отмены оспариваемых судебных постановлений и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Магаданского городского суда Магаданской области от 31 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 21 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис-Центр" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.