Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Никитиной Г.Н, Ненашевой Е.Н, при секретаре судебного заседания Ивановой А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-72/2021 по административному исковому заявлению Мельник М.Н. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, по апелляционной жалобе Муниципального образования города Абакана в лице Администрации города Абакана, Бюджетно-финансового управления администрации города Абакана на решение Верховного Суда Республики Хакасия от 03 августа 2021 года, которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Красиковой О.Е, объяснения представителя Администрации города Абакана и Бюджетно-финансового управления Администрации города Абакана Гасан О.А, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Мельник М.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 174 000 рублей, а также судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей. Свои требования мотивировала тем, что решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 7 июня 2016 года по делу N на администрацию города Абакана возложена обязанность предоставить Тарновской (после заключения брака - Мельник) М.Н. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения. Судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство, однако требования исполнительного документа до настоящего времени не исполнены. Общая продолжительность исполнения судебного акта составила 4 года 10 месяцев. Длительное неисполнение судебного акта в разумный срок нарушает ее право на исполнение судебного акта в разумный срок.
Решением Верховного Суда Республики Хакасия от 03 августа 2021 года административное исковое заявление Мельник М.Н. удовлетворено частично, с муниципального образования город Абакан в лице Бюджетно-финансового управления администрации города Абакана за счет казны муниципального образования город Абакан в пользу Мельник М.Н. взыскана компенсация за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Абаканского городского суда Республики Хакасия от 07 июня 2016 года в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с решением суда в части выводов о недостаточности, несвоевременности и неэффективности принятых мер органом, на который возложена обязанность по исполнению судебных актов по делам данной категории, представителем Муниципального образования города Абакана в лице Администрации города Абакана, Бюджетно-финансового управления администрации города Абакана Шестопаловой И.А. подана апелляционная жалоба.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя административных ответчиков, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Закон о компенсации) граждане Российской Федерации, являющиеся в судебном процессе сторонами, взыскатели, должники при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Аналогичное положение содержится в части 1 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
С настоящим административным исковым заявлением Мельник М.Н. обратилась в суд 28 июня 2021 года, т.е. в установленный срок.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 07 июня 2016 года, вступившим в законную силу 12 июля 2016 года, по гражданскому делу N на администрацию г. Абакана возложена обязанность предоставить Тарновской (после перемены фамилии - Мельник) М.Н. жилое помещение общей площадью не менее 20 кв.м по договору найма специализированного жилого помещения.
23 августа 2016 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия на основании исполнительного листа, выданного 18 июля 2016 года Абаканским городским судом и направленного в службу судебных приставов 18 августа 2016 года, возбуждено исполнительное производство N-ИП в отношении должника администрации г. Абакана в пользу взыскателя Тарновской (Мельник) М.Н.
Вместе с тем, решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 07 июня 2016 года по гражданскому делу N на момент принятия судом оспариваемого решения должником не исполнено, исполнительное производство не окончено.
Судом установлено, что со стороны службы судебных приставов принимались достаточные меры к принудительному исполнению судебного акта, вины указанного органа в неисполнении решения суда в установленный срок не усматривается, а также отсутствие вины взыскателя в длительном неисполнении судебного акта.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о нарушении права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 1 Закона о компенсации компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы).
Присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что принимаемые органами местного самоуправления муниципального образования г. Абакан меры по исполнению судебного акта не могут быть признаны в достаточной степени своевременными и эффективными.
Отсутствие соответствующего финансирования, а также обращение органов местного самоуправления к главе Республики Хакасия с просьбой рассмотреть возможность увеличения размера субвенций из бюджета Республики Хакасия на осуществление государственных полномочий не обеспечивает исполнение решения суда.
Реализация принимаемых органами местного самоуправления муниципального образования г. Абакан мер по исполнению судебного акта в течение более четырех лет не привела к реальному исполнению должником обязанности по предоставлению административному истцу жилого помещения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Учитывая практику Европейского Суда по правам человека, положения пункта 55 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок", суд первой инстанции правильно исходил из того, что общая продолжительность неисполнения судебного акта с 23 августа 2016 года (день поступления исполнительного листа в УФССП по Республике Хакасия) до дня принятия решения по настоящему административному делу составляет 4 года 11 месяцев 11 дней (1806 дней), а с даты вступления решения Абаканского городского суда Республики Хакасия в законную силу (12 июля 2016 года) - 5 лет 22 дня (1848 дней).
Оценив значимость последствий, возникших для административного истца, а также то обстоятельство, что данная компенсация является мерой ответственности государства в лице его органов и имеет целью возмещение причинённого неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины суда, органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, суд первой инстанции пришел к выводу, что разумной и справедливой суммой компенсации является 100 000 рублей.
Судебная коллегия не находит оснований для изменения размера компенсации, присужденной судом первой инстанции, поскольку ее размер определен судом в соответствии с требованиями части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ, суд пришел к правильному выводу о присуждении заявителю компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 100 000 рублей. Данный размер компенсации отвечает принципам разумности, справедливости и соответствует практике Европейского Суда по правам человека, которая учитывается не только при подсчете размеров взысканий, но и при определении подходов в оценке обстоятельств конкретных дел.
В целом доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции административного ответчика в суде первой инстанции и являлись предметом рассмотрения, в обжалуемом решении им дана надлежащая правовая оценка, аргументированно изложенная в судебном акте, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к данным правоотношениям, предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены и изменения решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Хакасия от 03 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального образования города Абакана в лице Администрации города Абакана, Бюджетно-финансового управления администрации города Абакана - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение 6 месяцев в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через Верховный Суд Республики Хакасия.
Председательствующий О Е. Красикова
Судьи Г.Н. Никитина
Е.Н. Ненашева
Мотивированное апелляционное определение составлено 12 ноября 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.