Пятый апелляционный суд общей юрисдикции, в составе
председательствующего судьи - Мулярчика А.И, при ведении протокола
судебного заседания помощником судьи - Ковалевой С.И, рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 3а-50/2021 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма "Мария-Ра" об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, по частной жалобе представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма "Мария-Ра" - Петровского Владимира Сергеевича на определение Новосибирского областного суда от 26 августа 2021 года о прекращении производства по административному делу.
Выслушав объяснения представителя административного истца ООО "Мария-Ра" - Петровского В.С, поддержавшего доводы частной жалобы, суд
установил:
Общество с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма "Мария-Ра" (далее - ООО "Мария-Ра") обратилось в Новосибирский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами N и N, ссылаясь на то, что кадастровая стоимость земельных участков превышает их рыночную стоимость, установленную в отчетах об оценке, что нарушает права административного истца, как плательщика земельного налога.
Определением Новосибирского областного суда от 26 августа 2021 года производство по административному делу прекращено. С ООО "Мария-Ра" в пользу ФБУ "Сибирский региональный центр судебных экспертиз" взыскано 68 970 рублей в счет оплаты экспертизы.
Не согласившись с указанным определением, представитель административного истца ООО "Мария-Ра" Петровский В.С. подал частную жалобу, в которой просит его отменить, разрешить вопрос по существу, в обоснование доводов жалобы, указывая на то, что суд, прекращая производство по делу в связи с несоблюдением внесудебного порядка, установленного статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон о государственной кадастровой оценке), не учел положения пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с которым рассмотрение заявлений об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, поданных до даты, указанной в решении, осуществляется в соответствии со статьей 22 Закона о государственной кадастровой оценке. Поскольку с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости административный истец обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Новосибирской области (далее - Комиссия) до принятия Постановления Правительства Новосибирской области от 30 декабря 2020 года N 565-п, устанавливающего 1 января 2021 года датой начала применения положений статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке, рассмотрение данного заявления должно осуществляться судом по правилам статьи 22 Закона о государственной кадастровой оценке.
Кроме того, судом необоснованно возложена обязанность по возмещению расходов по оплате экспертизы на административного истца, поскольку экспертиза была назначена по инициативе суда.
В судебном заседании представитель административного истца ООО "Мария-Ра" Петровский В.С. доводы частной жалобы поддержал, просил ее удовлетворить.
Остальные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения частной жалобы своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили. На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Пятый апелляционный суд общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив доводы частной жалобы, проверив представленные материалы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из анализа материалов дела следует, что ООО "Мария-Ра" на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами N и N.
Согласно представленным в материалы дела выпискам из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 21 декабря 2020 года, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 22 марта 2017 года определена в размере 12 612 362 рублей, земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 13 июля 2017 года определена в размере 9 650 620 рублей (том 1 л.д. 7, 8).
23 ноября 2020 года и 25 ноября 2020 года административный истец обращался в Комиссию с заявлениями о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков. Решениями Комиссии от 9 декабря 2020 года N 417 и N 418 указанные заявления были отклонены (том 1 л.д. 175-176, 177-178).
19 января 2021 года административный истец обратился в Новосибирский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.
Прекращая производство по административному делу, суд первой инстанции исходил из того, что административным истцом не представлено доказательств, подтверждающих соблюдение установленного на территории Новосибирской области с 1 января 2021 года обязательного внесудебного порядка оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, предусмотренного статьей 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанными выводами суда по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено данным кодексом, суд прекращает производство по административному делу, если имеются основания, предусмотренные частью 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено данным кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно статье 24 Закона о государственной кадастровой оценке к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, устанавливается переходный период применения данного Федерального закона с 1 января 2017 года до 1 января 2020 года (пункт 1).
В течение переходного периода государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с данным федеральным законом или в соответствии с Законом об оценочной деятельности с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами (пункт 2).
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2023 года устанавливается переходный период применения статей 22 и 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке, в частности, предусмотрено, что в течение переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости; в течение переходного периода до дня, указанного в решении (в случае отсутствия принятого решения - до завершения переходного периода), в субъекте Российской Федерации положения статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке не применяются; с даты, указанной в решении, в субъекте Российской Федерации: применяются положения статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости и не применяются положения статьи 22 Закона о государственной кадастровой оценке; рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" не осуществляется.
Постановлением Правительства Новосибирской области от 30 декабря 2020 года N 565-п определена дата начала применения на территории Новосибирской области положений статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости - 1 января 2021 года.
Таким образом, с указанной даты, в отношении всех объектов недвижимости, расположенных на территории Новосибирской области, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости, применяются положения статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке и не могут применяться ни положения статьи 22 указанного Федерального закона, ни положения статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке кадастровая стоимость объекта недвижимости может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей).
Решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (часть 15).
ООО "Мария-Ра" обратилось в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков после 1 января 2021 года без обращения в бюджетное учреждение, наделенное полномочиями по определению кадастровой стоимости таких объектов недвижимости - ГБУ Новосибирской области "Новосибирский центр кадастровой оценки и инвентаризации", что позволило суду первой инстанции прийти к выводу о том, что административным истцом не соблюден внесудебный порядок оспаривания кадастровой стоимости.
Между тем, суд первой инстанции не учел, что с заявлением об установлении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости административный истец обратился в Комиссию 23 ноября 2020 года и 25 ноября 2020 года, то есть, до даты, установленной Постановлением Правительства Новосибирской области от 30 декабря 2020 года N 565-п.
Пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ установлено, что рассмотрение заявлений об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, поданных до даты, указанной в решении, или до завершения переходного периода, если высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решение не принималось, осуществляется в соответствии со статьей 22 Закона о государственной кадастровой оценке.
Таким образом, положения статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценки, действующие в субъекте Российской Федерации с 1 января 2021 года, не подлежат применению к спорным правоотношениям, поскольку процедура оспаривания кадастровой стоимости земельных участков начата административным истцом до указанной даты.
При таких обстоятельствах, у суда не имелось указанных в определении оснований для прекращения производства по данному административному делу.
Учитывая изложенное, обжалуемое определение подлежит отмене, а материал - направлению в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
Руководствуясь статьей 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
определение Новосибирского областного суда от 26 августа 2021 года отменить.
Административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма "Мария-Ра" об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости направить в Новосибирский областной суд для рассмотрения по существу.
Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Новосибирский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Судья А.И. Мулярчик
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.